Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Нет ничего невозможного. Побеждать могут все. Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009

Учительская газета, №41 от 13 октября 2009. Читать номер
Автор:

В день вылета на родину абсолютная победительница конкурса «Учитель года России-2009» Наталья Никифорова была в растерянности. Три больших ноутбука и один маленький, легкий, документ-камера, Малый хрустальный пеликан, Большой хрустальный пеликан, дипломы в рамках под стеклом, огромная дорожная сумка с дисками – подарки от спонсоров и конкурсные призы, похоже, не приспособлены для перевозки в самолете…

Спасибо сотрудникам сервисного центра на Киевском вокзале – посоветовали, как упаковать, каким багажом отправить. Наконец дорожные хлопоты позади, и мы можем спокойно поговорить, пока экспресс мчится к аэропорту Внуково. Наташа вспоминает недавнее общение с прессой:

– Не могу понять, почему журналисты меня все время спрашивают: «Что вы чувствовали, когда вас поцеловал президент?» А еще я теперь, оказывается, внучка Садовничего. Он сказал «это моя внучка», потому что когда-то учил Владимира Дубровского, который в свою очередь был моим преподавателем, я у него писала курсовую, затем диплом… Слова Виктора Антоновича просто выдрали из контекста. И вот уже мне звонят и спрашивают: «Прокомментируйте, что вы внучка Садовничего».

– Наталья Сергеевна, тогда расскажите, кто ваши настоящие родители.

– Мама – школьный библиотекарь. У нее совершенно замечательная библиотека, есть собрание редких книг, у нее очень читающие дети в школе. А папа – бывший кадровый военный, полковник, был военкомом, сейчас на пенсии, на гражданской работе. Афганистан прошел. Он очень гордится, что из взвода, которым он командовал, все вернулись живые.

– А ваша семья из кого состоит?

– Муж Артур и дочка Настя. В этом году у нас шесть лет брака. Муж оканчивал Магнитогорский педагогический университет, тот же, что и я, но позже, он младше меня на два года. По образованию Артур – историк. Когда проходил педпрактику, понял, что школа – это не его, а я, наоборот, сразу поняла, что обязательно буду работать с детьми. Сейчас муж работает мастером на предприятии, связанном с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Дочке 4 года и 9 месяцев.

– Как она отреагировала на победу мамы?

– Сказала: «Мама – милашечка». Очень скучает по мне. Раньше спокойно без мамы оставалась, а сейчас выросла, видно. Я очень боюсь, чтобы работа не отразилась на семье. Говорят же, что учительские дети самые брошенные. У нас есть две домашние традиции. Мы обязательно читаем дочке на ночь, либо я, либо муж, кто посвободнее и кто меньше устал. И вторая традиция, я ее полгода назад завела, – перед сном я ее обязательно спрашиваю: «Что у тебя было интересного, хорошего за день?» Пару месяцев назад Настя сама начала спрашивать: «А что у тебя?» Перенос произошел.

– Как вы пришли в педагогику?

– Потенциально я могла поступить в любой вуз, потому что у меня была золотая медаль и стипендия кабинета министров Башкортостана (я окончила среднюю школу №3 города Учалы Республики Башкортостан). Была отличницей все годы учебы в школе. Были первые места на городских олимпиадах по истории, информатике, химии, литературе, математике… Оказалось, что такой разброс не очень хорошо. Я не знала, куда идти после школы.

– Почему тогда все-таки выбрали математику?

– Это смешная история. В Магнитогорский пединститут, сейчас университет, я имела право поступить по собеседованию как золотая медалистка. Выбирала между физматом и филфаком. Но на физмате собеседование было раньше, поэтому выбрала физмат. Я не планировала на тот момент идти работать в школу, просто хотела получить образование. А когда проходила практику на 4-м курсе в Белорецкой компьютерной школе, сказала родителям, что, наверное, пойду в педагогику. Там были совершенно потрясающие дети и учителя.

– Значит, после вуза была прямая дорогая в среднее образование?

– Сначала я осталась на кафедре математического анализа. Работала со студентами. А потом в наш вуз пришел интересный человек – Владимир Леонидович Дронов, заслуженный учитель РФ, математик. У него была идея создать школу для одаренных ребят, с которыми бы работали преподаватели вузов. Управление образования Магнитогорска эту инициативу одобрило. Сначала был создан кружок, сейчас это называется Школа олимпиадного резерва, где с одаренными ребятами работали не по базовой программе, а на высоком уровне. Я стала преподавателем кружка. Неожиданно эта работа принесла очень хорошие результаты. Все наши дети стали призерами городских, областных олимпиад уже в первый год. Поэтому было решено не ограничиваться кружком, а создать школу. Года через три нам выделили школу, обычную, а через несколько лет она стала школой с углубленным изучением математики. И вот передо мной встал выбор – оставаться в вузе или стать учителем. Я выбрала школу.

– Почему?

– Наверное, вуз не совсем мое. Школа более мобильная, быстрая, подвижная структура, на тот момент она мне была интереснее. И сегодня тоже!

– Какая у вас нагрузка?

– Я преподаю в классах с 7-го по 11-й. Нагрузка 23 часа и три элективных курса «Наглядная геометрия» в 5-м классе.

– Школа ваша совсем молодая. В ней уже появилась своя атмосфера?

– Только выстраивается, нам четыре года. Углубленное изучение предметов начинается с 7-го класса. В «началке» – технология развивающего обучения. У нас школа полного дня. С утра – базовая школа, во второй половине система дополнительного образования начинает работать: математика, физика, химия, логика, шахматы для малышей. В 5-6-х классах дополнительные часы по математике у всех. Чем старше ребята, тем больше у них возможностей выбирать то, что нравится. В каком-то возрасте некоторые дети математику оставляют и погружаются, например, только в химию. У нас очень сильные химики. Ученик нашей школы – победитель всероссийской олимпиады.

– Значит, ваши ученики занимаются математикой круглые сутки?

– Я очень стараюсь, чтобы дети не зацикливались только на математике. Ребенок, рожденный для математики, – редкость. Таких ребят сразу видно. А остальные нормальные, обычные дети, которым просто нравится думать, решать логические задачки. Но в то же время они обязательно должны общаться между собой, заниматься спортом, слушать музыку. Мне кажется, тогда они еще лучше воспринимают мой предмет, потому что у них идет общее развитие.

– Вы классный руководитель?

– У меня классное руководство только два года. Я их в 10-м классе взяла, сейчас они в выпускном. У меня совершенно уникальный класс, 16 человек, из них 4 девочки. 12 моих учеников – призеры олимпиад разного уровня, начиная с областного. Все лидеры, все хотят внимания, все максималисты.

– Как вы с ними справляетесь?

– Нормально! Постоянно идет общение. Раньше я думала, что классное руководство мне не понравится. А сейчас решила – выпущу свой класс и, наверное, возьму совсем маленьких. После установочного семинара, лекций Аллы Ивановны Шемшуриной я хочу попробовать этические диалоги с малышами начальной школы проводить. А потом в 5-м классе взять классное руководство над этими детьми.

– Вообще что вам дал конкурс?

– Конкурс хорош тем, что позволяет делать обобщения. Одно дело, когда ты каждый день какими-то приемами пользуешься, другое дело, когда готовишь «Методический семинар» и все эти отдельные приемы собираешь в систему.

– Как вы готовились к конкурсу? Кто вам помогал?

– Меня поддерживала школа. Я пробовала говорить с детьми на темы классного часа. Самое интересное, что мы два раза обсуждали отношения с родителями, и оба раза у меня классный час провалился. Дети начинали говорить так много и так эмоционально, что я с этим потоком не справлялась. И эта же тема мне попалась на конкурсе.

– И на конкурсе получилась?

– Более-менее, но хуже, чем я бы хотела. Я не совсем справилась с логикой построения классного часа. Можно было сделать четче и точнее. Но детям в моей школе очень понравились эти пробные классные часы, они ходили и спрашивали: когда мы с вами снова будем разговаривать?

– Вы ожидали, что вас объявят победителем?

– Нет. Мне даже показалось сначала, что произошла какая-то ошибка, может, не то прочитали… Для меня неожиданным было уже попадание в пятерку. Я составила свою пятерку. На четыре человека она совпала… А перед этим я была счастлива, что я в «пятнашке». Потом, когда я оказалась в пятерке, у меня началась паника, меня очень пугал третий этап – «Круглый стол» образовательных политиков».

– В этом году, на мой взгляд, сильная пятерка на конкурсе получилась. Хорошие ребята…

– Хорошие. Очень сильные, очень интересные! Мне очень нравится Нина Заварыкина. Она рассуждает настолько интеллигентно, спокойно… Светлана Прокофьева… А Володя Кружалов! Он такой интеллигентный, мягкий, абсолютно не подходит под стандартное описание москвичей. С Вадимом Мурановым мы вообще подружились. В последний день обнаружили, что используем одинаковые приемы при работе с детьми. Например, словесные диктанты, принципы работы у доски.

Представляю, что очень тяжело возвращаться в свой регион без победы. Мы так воспитаны – привыкли, что должны, обязаны что-то кому-то доказывать. Во время конкурса я очень боялась, что неудачно выступлю, думала, как после провала вернусь в школу. Для меня это самое страшное было.

– А сейчас?

– Еще страшнее.

– Как вы себе представляете свою миссию?

– Когда наша «пятнашка» писала миссию абсолютного победителя – это было конкурсное задание, я говорила: «Давайте подождем, тот, кто станет абсолютным победителем, пусть сам для себя пишет». Знала бы, не говорила… Мне кажется, основная миссия победителя – показать учителям, что в этом нет ничего невозможного. Побеждать могут все. Для этого не нужна усиленная подготовка в течение нескольких лет. Это в принципе наша ежедневная работа. Не надо бояться ни творчества, ни перемен, ни шагов вперед.

На конкурсе на любом этапе я делала больше, чем я от себя ожидала. Каждый раз преодолевала новый барьер. Единственный легкий этап был – урок, потому что самый любимый и потому что это я умею делать.

– А самый сложный?

– Классный час. Таких мероприятий раньше вообще не было, он первый год, еще неизвестно, что делать. Потом сам формат – режим импровизации – пугает, на урок мы все-таки выходим подготовленными, а тут необходимо быстро реагировать. Я, например, очень долго думаю. Ко мне может прийти хорошая мысль, но требуется прокрутить ее в голове, поэтому для меня все испытания, связанные с быстрыми ответами, были колоссально тяжелыми.

– А в школьной жизни разве не бывает таких моментов, когда надо быстро отреагировать?

– Школьная жизнь – это другое. Там же никто меня не оценивает, мы работаем с учеником вместе на одной стороне. И меня никто не торопит с решением. Можно все не спеша обсудить.

– А бывали случаи, когда от вашего решения зависела судьба ученика?

– Недавно мой ученик уехал учиться в Специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете. Он спрашивал, стоит ему уезжать или нет. Я уточнила, его интересует мое мнение как учителя или как человека. Как учителю, мне было его безумно жалко отпускать, потому что это очень сильный ребенок, с которым я очень много работала. Мы с ним долго обсуждали эту проблему, и он принял решение сам, я только рекомендовала посмотреть плюсы того или иного варианта, поговорить с людьми в Магнитогорске, Новосибирске… Я не принимала за него решение, ничего конкретного не советовала. Он уехал. Пока пишет, что доволен.

– Что вы открыли для себя за годы работы в школе?

– Я ловлю себя на том, что, когда работаешь с детьми, постоянно приходится в себе что-то перекраивать. Например, я стала гораздо более сдержанной, спокойной, чем раньше. Чувство юмора развивается.

– Наталья Сергеевна, ученики уже поздравили вас с победой?

– Кучу эсэмэсок прислали. Пишут: «Ура!!!!», «Мы ваши фанаты!», «Возвращайтесь быстрее!», «Мы ваши поклонники». В прошлом году мои дети выходили на всероссийскую олимпиаду, вернулись с похвальными грамотами, в число призеров не вошли. Они как бы в «пятнашке» оказались, если сравнивать с конкурсом «Учитель года». Если бы они вошли в число призеров, для меня это было бы весомее, чем моя победа сейчас… Они могли победить. Сами ребята так объяснили, что призерами не стали: думали, если всероссийская олимпиада, это им недоступно. Им не хватило пары баллов. В этом году настроены серьезно. Они обязательно победят!

Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту