search
main
0

Нестандартный стандарт для детского сада

Общественная палата РФ под председательством президента образовательного холдинга «Наследник» Любови Духаниной провела обсуждение проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Любовь Духанина:- Нет необходимости разъяснять роль дошкольного периода в развитии вообще человека в целом, в его успешности, в его карьере, в его просто счастливом образе жизни. Проект стандарта дошкольного образования был размещен на сайте Министерства образования, министерство получает предложения и замечания, которые дают возможность и нам, и разработчикам, и Минобрнауки РФ их учесть. Некоторые из них совершенно очевидны, например, о том, что действие стандарта надо распространить на все организационно-правовые формы и организации, занимающиеся дошкольным образованием. То есть это позиция, которая не вызывает вопроса, как и предложение об уточнении понятийного аппарата. Интересны замечания о том, что, говоря о консультировании родителей, почему-то имеют в виду только консультирование родителей детей с особенностями здоровья, с проблемами здоровья. Мне кажется, необходимо консультировать абсолютно всех родителей по проблемам развития их собственных детей.Александр АСМОЛОВ, директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования:- Когда произносят слово «стандарт», то неизбежно возникают самые разные ассоциации, причем и те, что могут смутить любое нормальное сознание. От стандартов иногда ждут жесткой аттестации, диагностики академических достижений дошкольника. Я повторял, повторяю и еще раз буду повторять, что наш стандарт – стандарт развития и предоставления возможностей, а не стандарт жесткого контроля развития ребенка. Наша формула: от диагностики контроля, от диагностики селекции к диагностике развития ребенка и определению совместно со взрослым его зоны ближайшего развития, чтобы дать детям возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.Елена ЮДИНА, заведующая лабораторией психологических проблем подготовки педагогов МГППУ:- Я предлагаю продлить срок обсуждения стандарта. Это реально важно, так как мы в самом деле хотели бы получить обратную связь по поводу документа, который был разработан в такие жесткие короткие сроки, провести его реальную апробацию. Думаю, имеет смысл построить некоторую дорожную карту или график введения стандарта в действие, после того как он пройдет апробацию. Мне кажется, что стандарт дошкольного образования важен еще и потому, что это стандарт, который направлен на развитие системы дошкольного образования. При этом мы все-таки сделали попытки некоторой разумной консервации тех вещей, которых достаточно много в российской системе дошкольного образования и которые мы считаем хорошими. На мой взгляд, есть два острых момента. Первый – то, что в законе приведено, мягко говоря, спорное различение между обучением и образованием, точнее, дошкольным образованием, уходом и присмотром. Наша рабочая группа сделала все от нее зависящее для того, чтобы все, что делают педагоги, отнести к образованию. Второй – не было никаких стремлений ломать что-то через коленку, заставлять переписывать программы, все программы, которые сделаны, вполне могут быть рабочими, а все материалы, которые были подготовлены в рамках ФГТ, могут использоваться в рамках этого стандарта, одновременно с этим мы дали возможность людям и организациям, которые хотели бы в другом формате выстраивать свое содержание, это делать.Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ:- Мы говорим о дошкольном возрасте как о некотором целостном периоде, на самом деле это период очень интенсивного развития, внутри которого есть несколько совершенно разнокачественных этапов. Известно своеобразие раннего возраста, по закону к этому дошкольному возрасту относятся дети начиная с двух месяцев. Этот очень нежный возраст совершенно не охвачен в проекте стандарта. Между тем этот период нуждается в специальном педагогическом обеспечении и поддержке. Если для дошкольного возраста программ много, то для малышей совсем нет, а для младенческого я вообще таких программ не знаю. Но если уж они по закону входят в этот период, то, видимо, должны быть как-то обеспечены. В этом плане в тексте проекта стандарта есть некоторые требования к обязательной программе и некоторые виды деятельности, которые совершенно не подходят к детям младенческого возраста, – это основы трудовой деятельности, представления о здоровье.Вызывает сомнение необходимость конкретизации этих требований, учитывая столь широкий и разнородный возрастной диапазон. Такое соотнесение педагогов и детей требует не только значительных финансовых, но и кадровых вложений. У нас катастрофически не хватает квалифицированных кадров, работающих с дошкольным, особенно с раним возрастом. Тут нужна какая-то особая политика по другой, новой подготовке этих специалистов. У нас сейчас очень теоретическая подготовка, а должна быть более активная и более действенная.Ирина БУРЛАКОВА, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ:- В нашей системе дошкольного образования есть много позитивного и хорошего, что, безусловно, должно было сохраниться и в этом проекте стандарта. В проекте есть многое, что вызывает вопросы, сомнения. Мне кажется, что нельзя отказываться от того, что было сделано за последние три года, то, что сейчас, безусловно, стало преимуществом, это такая очень важная и значимая вещь, как требования к психолого-педагогическим условиям. Это в принципе одна из линий, которая была в ФГТ. Во главе этих психолого-педагогических условий, как видно из текста стандарта, стоят воспитатели, на чьи плечи ложится очень много самых разных задач, очень сложных задач. Очень многое здесь зависит от уровня их профессиональной компетенции. Когда будут вводить стандарт, сам проект перейдет в статус документа, нужно будет разработать дорожную карту, чтобы не сразу стандарты обрушились на детские сады. Речь идет и о переподготовке кадров, которые смогли бы перестроиться в не очень простой для них ситуации, работать по новым требованиям, и о подготовке новых кадров в вузах для работы по новому стандарту с детьми дошкольного возраста. То есть все это сложная системная работа, которую за один день не решить. Ну и конечно же, хочется отметить, что много интересного и важного прописано в этих психолого-педагогических условиях. Мне кажется, что результаты освоения детьми программы, как это написано в законе, в дошкольном возрасте могут и должны быть целевыми ориентирами. Но мне кажется еще, что нужно все-таки найти какую-то золотую середину, потому что воспитатели у нас оказываются, мягко говоря, несколько безответственными. Мы научим их организовывать детскую деятельность, они смогут сами слышать детей, взаимодействовать с ними, но им надо дать «очки», чтобы воспитатели видели и понимали, что происходит с ребенком.Лариса ПАРАМОНОВА, заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования МИРО:- В проекте стандарта есть положительные моменты, которые ни в коем случае в доработке нельзя убирать, например, есть принципиально важный момент – программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в организации. Если мы не дадим возрастные особенности характеристик детей хотя бы раннего, младшего и старшего возрастов, то получим очень серьезные искажения, потом будем сами бороться с этими программами. Это будет нарушенная вариативность.Дмитрий СУХОБРУСОВ, председатель управляющего совета Центра образования №1953:- Как родитель, готов сказать, что жизнь моих детей, а их у меня много, я неоднократно делил де-факто на несколько этапов. Первый – дошкольный, второй – школьный, третий – институтский и четвертый – самостоятельная жизнь. Каждый этап дети проходили с дикой ломкой, как переход в иную атмосферу, в другое пространство, каждый раз они были не готовы к этому. Хорошо, если мне помогут, как неопытному родителю, сбалансировать развитие моего ребенка в соответствии с тем возрастом, в котором он идет в школу. Это будет комплексное развитие – психологическое, физическое. Я хочу, чтобы мне реально помогли передать ребенка школе. Я обнаружил, что разработчики описали требования к процессу дошкольного образования, как он должен вестись, но требования к результату не описали. Тут я рассуждаю уже как менеджер и считаю, что если не описаны цели, нечего заниматься процессом, бесцельная деятельность не должна быть оплачена. А если сформулируем цели, то должны будем мерить, приближение к этим целям строго формально, но нельзя подменять цель целевыми ориентирами. Отсутствие целеполагания – мое принципиальное расхождение с разработчиками.Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно»:- Мы все прекрасно понимаем, что это не стандарт, потому что стандарт предполагает количественное измерение. Те декларации, которые в нем прописаны, дают колоссальную степень свободы для того же руководителя детского сада, для разработчика основной образовательной программы. Мы все прекрасно понимаем, что количество исполнителей, я имею в виду структуру исполнительной власти, растет с колоссальной прогрессией быстрыми темпами. И чем больше документов рождается из федерального источника, тем больше появляется желающих проверять их на муниципальном и региональном уровнях. Может быть, пора перестать дошкольное образование квалифицировать уровнем общего образования, присвоить воспитателям детских садов квалификацию «педагог дошкольного образования» с широкими компетентностями и правами, включить в единый квалификационный справочник требование, что педагог дошкольного образования непременно должен иметь уровень образования не ниже бакалавра. В ситуации, когда в России всеобщее высшее образование, это вполне реализуемо. Если Финляндия могла довести воспитателей до уровня магистра, то мы до бакалавра сможем довести.Маргарита ВОРОБЬЕВА, директор детского сада «Академия детства»:- Мы реализовали на практике уже очень много процентов того, что написано в проекте стандарта, он для нас очень важен. Я абсолютно согласна с тем, что не надо в нем прописывать все те профессиональные тонкости, которые мы сами уже знаем, понимаем, знаем, как их внедрять.Но нам как практикам очень необходимы возрастные границы, прописать их надо обязательно. Как руководитель детского сада, могу сказать, что когда этот стандарт откроет педагог, то сразу начнет ориентироваться на возрастные границы. Если этих возрастных границ нет, то сколько бы мы ни говорили, что нам нужно это и это, все будет размыто, когда будет идти внедрение стандарта, у методистов девяносто процентов времени будет уходить на разработку этих границ. К тому же не всегда методист сможет правильно и грамотно эти границы прописать.От родителей мы слышим в своей практике практически каждый день одно и то же: «Вы нам покажите, вы нам скажите, что должен ребенок уметь на выходе, что он должен делать», – а понятие самого развития не тот процесс, который родитель может, что называется, пощупать своими руками. Между тем ему нужно точно знать, сколько и что было сделано с ребенком в этот день, что он будет иметь на выходе из детского сада, ведя своего малыша в школу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте