search
main
0

Нестандартный подход к новому стандарту

​Какие приоритетные цели обучения русскому языку в начальной школе были поставлены в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом и насколько реально их достижение?

В целом педагогическое сообщество и до введения стандарта активно обсуждало, в чем же цель изучения русского языка в начальной школе. Постепенно была сформирована такая точка зрения, что в целом можно выделить две цели. Познавательная цель – знакомство с языком как системой и как частью целого представления о научной картине мира. Вторая цель – социально-культурная цель изучения русского языка, которая включает в себя развитие коммуникативной компетенции участия, письменной и устной речи. Если по поводу первой цели больше единодушия, больше опыта работы в начальной школе, то вторая цель все-таки в большей степени нова. Соответственно, исходя из этих двух целей, уже сформировано представление о том, что круг задач, который необходимо решать за четыре года обучения русскому языку, это развитие речи, мышления, воображения, освоение первоначальных знаний об основных разделах русского языка. В большей степени отличается новизной овладение умением правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять различные тексты в письменной и устной форме. Еще одна цель касается отношения учащихся к русскому языку, формирования ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению нашего прекрасного языка.В связи с представлением, которое сложилось в федеральном государственном образовательном стандарте, при формулировке предметных результатов были выделены пять основных предметных результатов. Первые три в большей степени идеологические, они определяют идеологию построения курса русского языка, третий связан с необходимостью в большей степени обращать внимание на правильную мотивацию при изучении русского языка, показатель общей культуры человека – владение устной и письменной речью. Очень важно, чтобы ребята понимали смысл изучения русского языка. Что касается 4-го и 5-го результатов, то четвертый результат – самый емкий в плане предметного содержания преподавания русского языка. Мы видим, что фиксируется овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного языка, перечислены основные разделы, потому что, к большому сожалению, до сих пор есть часть общественности, которая считает, что достаточно, если дети будут изучать в начальной школе только орфографию. Мы прекрасно понимаем, что только изучение русского языка как системы даст нам хороший показатель и по одному из разделов – по орфографии, но нельзя изучать отдельные разделы. Дальше в 4-м результате зафиксирована цель – отражение приоритетной социально-культурной цели, это овладение правилами речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач. Что касается 5-й предметной цели, то она в большей степени отражает не содержание, а способ изучения русского языка. Мы видим, что не только передаем определенный круг знаний, умений, но и учим владеть учебными действиями с языковыми единицами для решения определенного круга учебно-практических задач. Исходя из принципиальных установок стандарта, были разработаны планируемые результаты. В большей степени, конечно, их новизна была связана с развитием речи, потому что понятно, что знакомство с системой языка очень важно, это работает на развитие мышления ребят. Очень важен блок, направленный на то, чтобы наши младшие школьники могли красиво говорить, формулировать свои мысли и их записывать. Если мы не будем обращать на это внимания в начальной школе, если не сделаем такой важный шаг, то ребятам будет очень трудно в основной школе оказаться перед чистым листом. На самом деле для педагогической общественности до сих пор есть вопрос, насколько это возможно сделать за 4 года, что активно способствует продвижению ребенка во владении хорошим уровнем устной и письменной речи.Соответственно планируемые результаты были структурированы по 3 содержательным линиям: система языка, включающая в себя все основные разделы, содержательная линия орфографии и пунктуации и содержательная линия развития речи. Понятно, что есть планируемые результаты, есть опыт их реализации. Нам очень важно понимать, насколько это реалистично, насколько те задачи, которые ставят, могут быть достигнуты. Но на сегодняшний день мы можем уже говорить о первых результатах.Появление новых планируемых результатов потребовало разработки и новых контрольно-измерительных материалов, потому что если мы перед этим не оценивали определенные аспекты развития речи, то соответственно мы должны были задуматься о моделях заданий, которые позволили бы нам оценить уровень коммуникативной компетентности. Понятно, что это делать достаточно сложно по объективным причинам, потому что речевая ситуация существует здесь и сейчас. Стандартизированная форма – определенная форма, когда ребенок остается один на один со своим листом. Как сочетать необходимость проверки речевого этикета, коммуникативной компетентности в ситуации стандартизированной работы? Это потребовало определенной творческой активизации потенциала педагогической общественности, модели таких заданий появились: ребята читают текст и определяют зазоры в этом тексте, понимают неправильно употребленные слова. Если это речевой этикет, то ребятам предлагают, например, диалог, в котором есть некоторые нарушения речевого этикета, важно, насколько ребята их обнаружат, насколько они смогут дополнить эти зазоры. Ребятам предлагают написать высказывания определенного жанра, например, приглашение на день рождения, объявление о концерте, который подготовил класс, или небольшие тексты из 3-4 предложений на определенную тему, например, по результатам прочтения того или иного текста.Если говорить в целом о ситуации, то, конечно же, известно, что в прошлом году пилотные школы заканчивали обучение по стандарту, их было достаточно много в Российской Федерации. Проведение работ в этих пилотных школах позволило собрать некоторую статистику о том, насколько же реально достичь поставленных результатов. Мы видим, что по разделам картина достаточно хорошая, что нет разделов, которые бы явно были в аутсайдерах. Тот раздел, за который мы реально волновались, – развитие речи – дает цифру в 75%, и это хороший результат. Мы как очень реалистичные люди понимаем, что цифры очень серьезно зависят от того, задания какой степени трудности предлагают ребятам. Можно предложить такие задания, что будут выполнены на 150%. Понятно, что здесь очень важно учитывать, какой материал был предложен ребятам, материалы открыты, они проходили, конечно же, экспертизу, то есть не примитивны по оценкам некоторых педагогов, они непривычны, но это связано с тем, что появились новые планируемые результаты и модели заданий.Способ убеждения в том, что возможна достаточно серьезная работа над письменной речью в начальной школе, это весь перечень планируемых результатов, под них подбирают задания. Совсем неплохие результаты начинаются именно от 70%, освоение тех умений, которые связаны с развитием речи, говорит о том, что это реалистично. Понятно, что есть куда расти, но это направление на приоритет в работе над текстом как объектом изучения и продуктом, с которым ребенок выходит, выражая свой творческий потенциал, это перспективное направление в изучении русского языка в начальной школе.Есть еще одна особенность нового стандарта, которую многократно обсуждали, это работа над универсальными учебными действиями. У нас еще одна задача: теперь каждый предмет должен найти свое место и определить свою роль в достижении предметных результатов. Соответственно достаточно серьезная работа при подготовке стандарта была сделана в определении того, как изучение русского языка может способствовать достижению предметных результатов.Мы очень внимательно просмотрели весь список предметных результатов и разделили их на 3 группы. Одна группа напрямую совпадает с предметными результатами, связанными с порождением речевого высказывания, с осознанным чтением. Другая группа опосредована с предметными результатами по русскому языку, например, в русском языке мы изучаем алфавит, учим выстраивать информацию по порядку. Это очень хорошо работает на такой предметный результат, как работа с информацией, потому что в основном у нас информация структурирована с учетом алфавитного порядка. Еще одна достаточно большая группа предметных результатов связана не с содержанием преподавания русского языка, а именно со способами его преподавания, это все, что связано с учебной деятельностью, с коммуникациями на уроках русского языка.В принципе многих результатов по русскому языку можно достичь, используя только фронтальную форму работы, но это абсолютно неперспективная форма. Если мы не будем использовать парную и групповую форму работы на уроках русского языка, то не достигнем очень важных предметных результатов. Способ изучения русского языка может быть различным, только если мы используем проблемный способ изучения, то хорошо срабатываем на такие предметные результаты, как умение ставить гипотезу, либо находить ее подтверждение, либо отказываться от нее. Еще один пласт был связан с пониманием места и роли русского языка в достижении ребятами результатов. Часть заданий в проверочной работе по русскому языку как раз находилась на стыке, то есть, с одной стороны, проверяли предметные результаты, с другой стороны, выполнить это задание было невозможно без применения других результатов.Многие педагоги до сих пор (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей) испытывают серьезные трудности в понимании тех задач, которые стоят. Мы все знаем, что перечень планируемых результатов не имеет никакого статуса, кроме рекомендованного, в то же время те предметные результаты, которые мы видели в применении к русскому языку, достаточно обобщены. Они абсолютно правильны, замечательны, но сама формулировка овладения первоначальными представлениями о лексических, морфологических, синтаксических, орфографических нормах требует уточнения. Замечательно, что при сохраняющейся вариативности в учебниках по русскому языку достичь этого единого поля без жесткой фиксации перечня планируемых результатов не удается. Мы и дальше должны искать все более новые и эффективные формы работы над устной и письменной речью на уроках русского языка, продолжать поиски путей работы над новыми предметными результатами. Безусловно, мы понимаем, что эффективность работы педагога зависит в том числе от того, как проверяют уровень овладения предметными результатами на выходе из начальной школы. Поэтому очень важно продолжить работу по созданию моделей заданий, оценивающих такие новые планируемые результаты, как коммуникативная компетентность учащихся. Очень не хотелось бы, чтобы мы учили одному, а проверяли так стандартно, как мы привыкли несколько десятилетий назад – через диктант и усеченную проверочную работу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте