Нам 10 лет. За это время в самостоятельную жизнь ушло более пятисот выпускников, среди них уже немало дипломированных специалистов, занявших достойное место в обществе. В будущем году от нас уйдут те, кто пришел к нам в первый класс. Это дети, которые прошли с нами одиннадцатилетний путь. Все эти годы педагоги делали все, чтобы государство получало достойное молодое поколение, истинных граждан своей страны, граждан с активной жизненной позицией, граждан, способных любить свою семью, город, государство, мир.
И поэтому одной из приоритетных задач школы является то, чтобы воспитать в ребенке патриота как носителя передового и прогрессивного опыта, который мы унаследовали от наших предков.Мы считаем, что патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. Именно детский возраст является наиболее благоприятным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение подростков в социальную деятельность и осознанное участие в ней, развитие ученического самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников.Система воспитательной работы направлена на то, чтобы слова Президента РФ В.В.Путина о том, что «для России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», что «патриотизм – это и есть национальная идея, священный долг россиян и нравственный ориентир для подростков», стали основополагающими для всей работы педагогического коллектива.Но современные условия жизни, само время поставили перед нами вопросы: «Можно ли воспитать, развить патриотические чувства? Как это сделать?» Вопросы отнюдь не надуманные, а самые что ни на есть волнующие. Их обсуждают в Государственной Думе, в среде творческой и научной интеллигенции, в семье, в школе и особенно в кругу ответственных за формирование нравственных ценностей у детей и подростков – педагогов, воспитателей, вожатых.Для того чтобы достучаться до каждого, сделать воспитательную работу не формальной, а живой, чтобы ребята могли сами активно включаться в общественную жизнь школы, района и города, педагогический коллектив совместно с учениками создали и реализуют программу «Мы будущее твое, Россия». В эту программу входят следующие проекты, в которых принимают участие все ученики школы, а также дошкольные подразделения:- «Дорога добрых дел» (социальные и волонтерские подпроекты, целью которых является уход за памятниками и воинскими захоронениями, помощь Совету ветеранов Рязанского района, экскурсии по местам боевой славы Подмосковья);- проект «Говорят погибшие герои» (совместная работа с общественной организацией «Российский союз офицеров запаса», целью которой является сбор материала о тех воинах, чьи имена высечены на памятнике, расположенном на улице Васильцовский стан рядом со школой);- проект «Герои рядом с нами» (патриотические акции и проекты);- проект «Наш Бессмертный полк» (работа военно-патриотического клуба «Подвиг»: уроки, встречи и экскурсии в школьном музее «Дороги войны», активное участие в городской патриотической программе «Духовные скрепы Отечества»);- проект «Вожатый» (выездные лагеря: лингвистические, краеведческие);- проект «Споемте, друзья!» (ежегодный фестиваль инсценированной военно-патриотической песни, участие в городских фестивалях и флешмобах);- проект «Данко» (встречи с известными людьми, героями наших дней);- проект «Союз пылающих сердец» (ученическое самоуправление).Каждый из этих проектов позволяет ребятам формировать свое мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром. Работая над этими проектами, образовательный комплекс №1421 решает очень важную задачу: воспитывает не просто образованных, а еще и нравственных, активных людей, патриотов и граждан своего государства, которые, если потребуется, способны совершить поступок ради Отечества, сумеют в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа.Проект «Данко» стал одним из них. Со школьной скамьи все помнят горьковского героя, который, спасая свой народ от неминуемой гибели, вырвал из своей груди сердце и, освещая путь «факелом великой любви к людям», спас свое племя. Название этому проекту дали обучающиеся 9-го «А» класса, они его создали и вот уже второй год успешно реализуют вместе с классным руководителем Любовью Михайловной Коротаевой. Идея данного проекта заключается в том, чтобы воспитание патриотизма, нравственности происходило на основе определенных жизненных ситуаций известных людей. Своим проектом они показывают, как на реальных примерах из жизни и в процессе деятельности приобретаются те или иные позитивные качества личности; как человек, творя добрые дела, сам получает от этого массу положительных эмоций, ощущает свою значимость и нужность близким, обществу, Родине.С декабря 2014 года в школе было организовано немало незабываемых встреч. К этим встречам тщательно готовились все участники проекта: делали подборку материалов, изучали жизненный путь приглашенного героя встречи, монтировали видеоматериал и составляли вопросник для интервью. Самым же трудным было связаться с теми, кого хотели пригласить на мероприятие: ведь это люди, которые очень заняты и жизненный график которых расписан надолго вперед.Первая встреча состоялась с Героем Российской Федерации, заслуженным летчиком-испытателем, членом политического консультативного совета при Президенте России, а также президентом российской корпорации «Авиация», почетным президентом Московского авиационного салона МАКС Магомедом Омаровичем Толбоевым. Ученики, присутствующие на встрече, узнали о том, какой нелегкий путь от сельского мальчишки, пасшего овец, до летчика-испытателя, сопровождавшего легендарный «Буран», прошел Толбоев. Многих ребят заинтересовал рассказ о подготовке, которую он прошел в отряде космонавтов, о том, как преодолевал трудности и опасности работы летчика-испытателя. Магомед Омарович ответил на многие вопросы, возникавшие по ходу встречи. Ученики, в свою очередь, рассказали о школе, о том, что они изучают два иностранных языка. Узнав, что наши учащиеся изучают французский язык, Магомед Омарович пригласил их принять участие в различных мероприятиях авиационного салона МАКС в качестве переводчиков. «Мы гордимся вашим предложением и будем готовиться к этому очень серьезно», – услышал он в ответ. Так было положено начало дружбе летчика и ребят школы. Встреча закончилась, но никто не покидал зал. Многим хотелось сфотографироваться на память, взять автограф, задать свой вопрос и просто постоять рядом с этим замечательным человеком. Педагоги видели, как горели глаза у многих мальчишек. А в очередном выпуске школьного журнала «Реальное время» были напечатаны отзывы об этой встрече, стихи, посвященные герою.Школу посетил Шаварш Карапетян, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Вопрос – ответ, вопрос – ответ, и полтора часа пролетели как один миг! За это время ребята узнали, какой легендарный человек у них в гостях! Человек, которого знает и которым гордится вся страна! Судьба постоянно сталкивала его с экстремальными ситуациями. 16 сентября 1976 года в Ереване троллейбус внезапно съехал с дамбы в озеро. В это время Шаварш Карапетян совершал утреннюю пробежку. Не задумываясь, он кинулся спасать людей. Нырнув в холодную и мутную воду, спортсмен разбил окно троллейбуса и стал доставать людей по одному. Он спас 37 человек. Через несколько лет по стечению обстоятельств Шаварш Карапетян оказался одним из первых, кто подоспел к горящему спортивно-концертному комплексу в Ереване. Он трижды входил в охваченное пламенем здание, боролся с огнем и вышел победителем. Зал, затаив дыхание, слушал его рассказы, ловил каждое слово. Шаварш Карапетян был единственным спортсменом, который пронес Олимпийский огонь дважды. Ребята имели возможность подержать в руках легендарный факел и сфотографироваться. Два часа увлекательных рассказов о жизни, о преодолении трудностей, ответов на вопросы. В конце встречи все участники получили памятные подарки: книги с автографом человека-легенды и общую фотографию на память. Нам есть чему учиться и чем гордиться, когда такие люди живут и работают рядом!Каждое мероприятие, организованное руководителями и участниками проекта, было незабываемым. Это встреча с Героем Российской Федерации полковником Вячеславом Алексеевичем Бочаровым, руководившим спецоперацией по освобождению детей в Беслане и ворвавшимся первым в спортзал школы. Это памятный день, проведенный с Героем Социалистического труда СССР, заслуженным летчиком-испытателем, генералом ВВС Мариной Лаврентьевной Попович. Такой жизнерадостной встречи, по мнению учеников, у нас еще никогда не было. Увлекательные рассказы о жизни и летной карьере гостьи переходили в шутки и смех, советы и пожелания хорошо учиться и стремиться к достижению поставленных целей сопровождались чтением прекрасных авторских стихов. Солнечная улыбка Марины Попович заставила всех на несколько часов забыть об усталости. Наша гостья посоветовала ученикам школы никогда не останавливаться перед трудностями и всегда, даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях знать, что найдутся в стране люди, которые помогут и поддержат любые прекрасные начинания.Проект «Данко» стал одним из самых популярных в школе. Он продолжается, и команда 10-го «А» класса, как и прежде, говорит всем: «До новых интересных встреч с людьми, которые отдают свое сердце всем нам и хотят сделать нашу жизнь прекраснее».Каждый школьный проект – это огромный труд, который вкладывают ученики, педагоги и родители в его создание и реализацию. О каждом из них можно долго рассказывать. Но самое главное, они не оставляют равнодушными наших учеников, а значит, мы нашли верный путь, способствующий формированию в них чувства высокой сопричастности со своей страной, народом, миром.Надежда СОЛОЩАНСКАЯ, директор школы №1421
Комментарии