Школа и жизнь – вечная актуальная проблема. Наша главная цель сегодня – формирование личности, которая сможет реализовать себя в сложном социальном, экономическом и политическом пространстве. Известно емкое определение: “Люди живут полной жизнью только в свете своих прав”.
Поэтому особое внимание в учебно-воспитательном процессе гимназии N1 г. Саратова мы уделяем созданию демократического климата, необходимого для гражданского воспитания.
В марте 2002 года мы начали осуществлять проект “Общество – общественно активная школа – центр гражданской активности местных сообществ”. Это успешная форма для реализации социально значимых инициатив членов местного сообщества. Школа как единственный на сегодняшний момент социальный институт, признаваемый всеми гражданами, может стать таким реальным центром.
Дети и родители стали активными участниками проекта. В первую очередь мы занялись детским самоуправлением. Итоги социологического опроса показали, что среди учащихся, родителей и педагогов по данному вопросу много единомышленников. Знакомство с опытом работы других школ по проблеме детского самоуправления привело нас к мысли о необходимости создания детской Страны неравнодушных, где все (учащиеся, родители, педагоги) были бы на равных.
Так появился Совет неравнодушных, в который добровольно вошли наиболее активные ребята 9-11-х классов. Было разработано положение о совете, определены цели и задачи его.
Наш девиз:
“Мы верим в каждого из нас!”
Мы объединились для того, чтобы вместе делать добрые и полезные дела, которые помогут сделать наш город, нашу школу, нашу Родину лучше, для того, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
Мы решаем сами:
что нам делать;
какими нам быть;
с кем нам сотрудничать.
Что не имеет значения:
сколько тебе лет;
какой ты национальности;
какую веру ты исповедуешь.
Мы заботимся:
о своих близких и друзьях;
о тех, кто попал в беду;
о тех, кто не может позаботиться о себе сам.
Совет неравнодушных
Совет неравнодушных – это добровольный союз неравнодушных ребят и творческих взрослых.
Что для нас важно:
судьба России, края, города;
судьба каждого из нас;
мир на Земле;
охрана природы.
Мы ждем тебя, если:
ты романтик и мечтатель;
любишь игры и песни;
хочешь участвовать в походах и соревнованиях, выставках и фестивалях;
хочешь быть творческим и самостоятельным;
мечтаешь найти новых друзей и проявить себя;
хочешь жить в свободном обществе и найти в нем свое место.
Затем появилась идея о создании школьной республики. Познакомившись с опытом школ г. Читы, мы решили создать Федеративную республику неравнодушных, субъектами республики стали Страна лилипутия (начальная школа), Страна взросления (5-8-е классы), Страна самостоятельности (9-11-е классы). Ребята нарисовали карту ФР неравнодушных. Так через игру ребята познавали основы конституции строя своей Родины – России.
Была продумана символика Республики неравнодушных. На конкурсной основе утверждена эмблема, в настоящее время проводится конкурс на лучшие гимн и флаг гимназии.
На уроках по обществознанию в 9-х классах ребятам поручили разработать проекты законов жизни Страны лилипутии, Страны взросления, Страны самостоятельности. Эти законы в дальнейшем станут основой конституции Страны неравнодушных.
Законы должны создаваться самими членами организации. Только тогда они и будут выполняться ими. Важным моментом в формировании ученического самоуправления является создание истории организации. Это трудоемкая, но необходимая работа, требующая фиксирования дат, событий, мероприятий, героев организации, ее партнеров, достижений и т.д. История наша фиксируется в виде рассказов и документов, а также своеобразных экспонатов импровизированного музея. Это обеспечивает преемственность и системный подход в деятельности школьного самоуправления.
Участие в проекте предусматривает поиск новых ресурсов и партнеров. Действительно, любое дело нуждается в ресурсах, в том, что можно локализовать и привлечь для развития этого дела. Причем речь идет не об одном каком-нибудь ресурсе, а о совокупности. Такой подход очень важен в деятельности детской организации, так как ориентирует на разработку специального фандрайзинг-плана, нацеленного на создание системы привлечения различных ресурсов для деятельности организации. При разработке фандрайзинг-плана необходимо обратить внимание на следующие виды ресурсов:
1. Родители, обладающие таким важным ресурсом, как связи, сами являющиеся человеческим ресурсом и имеющие финансовые ресурсы, представляют собой универсальный источник ресурсного обеспечения деятельности школьной организации.
2. Кадровые ресурсы – это специалисты, профессионалы, управленцы, волонтеры, бывшие учащиеся гимназии. Это люди, которые стали друзьями, помощниками и единомышленниками школьного самоуправления.
3. Материально-технические ресурсы – специальное оборудование, оргтехника, средства связи, реквизит и т.д.
4. Интеллектуальные ресурсы – это различные технологии, методические разработки, опыт работы других организаций, обобщение своего опыта работы.
Наша задача – научиться привлекать ресурсы из других источников местного сообщества: благотворительный фонд гимназии “Попечитель”, который создан по инициативе родителей, различные детские организации, молодежные объединения, общественные, государственные, коммерческие организации и т.д.
У нас есть своя газета “Семицветик”. Это определенная информационная самостоятельность, возможность доносить до общественности свои идеи, программы и взгляды, подводить итоги. Она может иметь постоянные рубрики, например, о текущей деятельности организации, о достижениях, о перспективах, о друзьях, помощниках и т.д.
Совет неравнодушных установил контакты с организациями других школ г.Саратова, которые являются участниками проекта “ОАШ-центр гражданской активности местных сообществ”. Мы имеем одни интересы, обогащаем друг друга методическими находками. Участие в проекте помогает учащимся проводить совместные акции:
акция “Книга – каждому ребенку” (ярмарка учебников);
неделя правовых знаний;
межрегиональная акция Неделя добра и др.
Ребята часто собираются вместе на конференции, обмениваются опытом работы, подводят итоги совместных дел, проводят деловые игры, учатся проектировать свою работу и отдельные акции.
Таким образом, через участие в проекте “ОАШ-центр гражданской активности местных сообществ”, через школьное самоуправление, через игру, через общение со своими сверстниками и старшими товарищами у учащихся гимназий воспитывается активная жизненная гражданская позиция, умение находить выход из сложившейся ситуации. Так воспитываются ответственность к порученному делу, уважение к законам своей республики, а следовательно, уважение к законам нашего государства. Она учит не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи и внимании, учит быть активными гражданами своей Родины.
Галина ЕРЕМЕНКО,
учитель истории гимназии N 1
Саратов
Приложение
Положение о школьном совете учащихся
I. Общие положения
Совет учащихся гимназии N 1 является коллегиальным общественным органом самоуправления по вопросам молодежной политики при образовательном учреждении.
Целями Совета являются:
объединение учащихся на уровне одного образовательного учреждения для представления интересов в учебно-воспитательном процессе гимназии; отстаивание приоритетов в решении проблем учащихся, выработке и принятии действенных решений.
В ведении Совета гимназии находятся:
участие в разработке нормативных документов гимназии;
подготовка экспертно-аналитических, информационных и других материалов;
информирование учащихся гимназии о своей деятельности и деятельности педагогического коллектива;
разработка и внедрение программ, направленных на повышение правовой культуры, проявление лидерских способностей, культурное развлечение учащихся гимназии;
проведение разного рода исследований среди учащихся;
выработка у молодых граждан различными способами активной гражданской позиции.
Совет гимназии действует на основании устава муниципального образовательного учреждения гимназии N 1 и настоящего Положения, руководствуясь Законом “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка и взаимодействуя с педагогическим коллективом, администрацией, школьной родительской общественностью.
Совет учащихся по вопросам своей деятельности имеет право:
запрашивать и получать необходимые информационные и аналитические материалы от администрации и педагогического совета гимназии;
пользоваться информационными материалами и базами данных, имеющимися в распоряжении гимназии;
привлекать к своей работе внешкольные научных, политологические, социологические и другие центры, отдельных ученых и специалистов.
Совет гимназии именуется Советом неравнодушных (далее в документе – Совет).
Настоящее положение может быть изменено путем голосования, оно теряет свою силу через 1 час после утверждения нового положения.
II. Структура Совета неравнодушных
Совет учащихся состоит из делегируемых 9-11-ми классами учеников. По одному представителю от класса.
Совет состоит из 6 секторов:
учебный;
культурно-массовый;
историко-краеведческий;
информационный;
спортивный;
социальный.
Названия секторов могут меняться каждый учебный год без изменения функций. Каждый сектор возглавляет председатель, избранный на первом заседании, и консультирует специалист из числа преподавателей гимназии.
Высшим органом управления Совета является конференция. Конференция созывается не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве конференции принимает президиум Совета.
Президиум Совета состоит из председателя Совета, премьер-министра и председателей секторов. Заседания президиума проходят один раз в неделю.
Председатель и премьер-министр Совета:
избираются сроком на один год;
представляют интересы и действуют от имени Совета на административных совещаниях и педагогических советах, собраниях родительской общественности;
являются постоянными членами педагогического совета;
созывают очередные и внеочередные заседания президиума Совета;
организуют подготовку заседаний президиума и конференции;
осуществляют управление работой Совета по всем направлениям.
Председатели секторов:
избираются членами секторов сроком на один год;
осуществляют управление работой по своему направлению;
являются членами президиума Совета;
председатель и премьер-министр Совета, председатели секторов могут быть переизбраны путем голосования в случае невыполнения ими своих обязанностей.
Структура Совета, его название могут меняться путем голосования независимо от изменения остальных пунктов положения.
Комментарии