Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ненависть к чужакам

УГ - Москва, №29 от 19 июля 2011. Читать номер
Автор:

Ксенофобия – от греческого xenos – чужой и phobos – страх, негативная установка, то есть это иррациональный страх и ненависть к чужакам. Объектами ксенофобии могут быть конкретные группы представителей чужой религии, нации, расы. Вообще все «чужое». «Чужой» – это межгрупповой конфликт, этноцентризм, этнические стереотипы и предубеждения, социальная нетерпимость.

К сожалению, с проявлениями ксенофобии и национализма сегодня приходится сталкиваться на практике. В 2008-2009 учебном году, работая с коллективом детей 4-го класса, который был сформирован только в конце августа 2008 года (частично из учащихся нашей школы, частично из детей школы №265 в связи с ее перепрофилированием). В этом классе было 19 учеников, и среди них только 4 девочки, национальный состав – русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, печально, но большинство детей оказались педагогически запущенными, я столкнулась с проблемами в обучении, поведении, общении. Нужно было создавать новый, обязательно дружный коллектив.На первых порах мои ученики настороженно присматривались друг к другу, постепенно знакомясь, привыкали. Однако конфликтных ситуаций избежать не удалось. Однажды в присутствии всего класса (это было необходимо, чтобы поняли все) пришлось разбирать последствия ссоры двух мальчиков. Они ожесточенно спорили, никто не хотел уступить. Особенно эмоционально, размахивая руками, говорил один из мальчиков. По его словам получалось, что сам он лучше, чем другой, а другой мальчик, в свою очередь, хуже, чем он. Постепенно выяснилось: хуже, потому что другой национальности. По понятиям первого мальчика сам он лучше, потому что азербайджанец, а остальные «чужие» – хуже. Пришлось обратиться к коллективу класса с вопросом: кто же прав?Много было детских высказываний, оценок, советов. В конце концов кто-то из детей сказал, что нет плохих национальностей, а я продолжила, что есть люди хорошие и плохие, есть наше отношение к ним, но от национальности это не зависит. Я рассказала о том, что в годы Великой Отечественной войны люди различных национальностей защищали Родину. На очередном родительском собрании я обратила внимание пап и мам на этот случай и посоветовала внимательно относиться к воспитанию у детей уважительного отношения к людям всех национальностей.Я вела занятия в кружке «Купалинка» для четвероклассников. Целью занятий было приобщение детей к традициям русского народа. Этот кружок посещали не только русские дети, но и армяне, и азербайджанцы. Мы инсценировали русскую народную сказку «Теремок», в которой героев играли дети разных национальностей. Кроме того, дети изучали традиции, обычаи, костюмы, украшения русского народа, обсуждали стремление русских людей к соборности, единению. Я считаю, что все это способствовало улучшению психологического климата в классе, формированию позитивного и уважительного отношения к национальностям вообще.Однажды возникла следующая проблема. Стали поступать жалобы от сотрудников Центра образования, что дети из четвертого класса употребляют в речи нецензурные слова. Эта информация дошла до заместителя директора, которая принесла статью из журнала о происхождении подобных слов. После того как статью прочитали и обсудили на классном часе, какое-то время рецидив не повторялся. Затем на родительском собрании по инициативе одной из мам зашел разговор на эту же тему. Родители пришли к общему выводу, что обсуждение проблемы не искоренит употребления в речи таких слов. Пришлось обратиться к источнику происхождения подобной лексики, просмотреть специальную литературу. Оказалось, что слова эти очень древние и употреблялись нашими предками для отпугивания злых духов. Воспитанники поняли, что нецензурные слова несут негативную эмоциональную нагрузку. На вопрос, какие эмоции мы посылаем человеку, употребляя нецензурную речь, воспитанники ответили, что эти эмоции очень плохие, поэтому такие слова лучше не произносить. К концу учебного года потребности в дальнейших беседах на эту тему были исчерпаны.Люди склонны воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей своей этнической группы, поэтому ксенофобия и национализм в современном мире достаточно сильны, но бороться с этими явлениями можно и нужно, потому что мы живем в многонациональном государстве.В.КОЗЛОВА, учитель начальных классов ЦО №1486


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту