Лингвистической гимназии №1513, той самой, что долгие годы «квартировала» на Маяковской, по соседству с легендарным «Пекином», а теперь обретается близ Смоленской площади, – 70 лет. С самого начала, чтобы соблюсти историческую справедливость, следует оговориться: самой гимназии, хоть она и одна из первых, получивших этот статус в новой России, еще и 20 не стукнуло. А тогда, в середине далеких 30-х, в Москве открылась самая обыкновенная средняя политехническая школа №126, которой судьбой или какими другими вышестоящими инстанциями было предназначено сыграть серьезную роль в истории столичного образования.
В субботу, 28 апреля, на Новинском бульваре ждут всех, кто когда-либо учился или учил и в политехнической школе №126, и в немецкой школе №13, и, конечно же, в гимназии №1513. Потому что эпохи сменяют одна другую, вместе с ними меняются и официальные номера, но выпускники, за годы составившие тысячную армию, по праву считают себя птенцами одного гнезда. Во дворе у деревянной сцены раскинутся два шатра, и каждого попавшего под их своды ждет незабываемое путешествие в собственное прошлое. Далекое или близкое – не имеет значения. Главное, что в родное и, увы, безвозвратное.
Выпускники – гордость любой школы. Они – ее капитал, ее личный алмазный фонд. В здешней коллекции свои бриллианты. Тут учились поэт Роберт Рождественский и актриса Вера Глаголева. Мало того, родители Веры Витальевны и сами были учителями этой школы. Когда на первом этаже гимназии торжественно открывали школьный исторический музей, навестить родные пенаты пришли выпускники 1952 года: один оказался академиком, другой – лауреатом Ленинской премии, третий – просто замечательным, честным и вполне успешным человеком. И совершенно не важно, что без титулов и регалий. И таким, как этот третий, в гимназии особый почет и уважение. Ибо быть знаменитым – это, конечно, здорово, но куда важнее просто состояться и пройти по жизни с неподражаемым достоинством. Когда директора гимназии Александра Бубмана спрашивают, чем измеряется успешность школы, он отвечает, не задумываясь: успешными выпускниками. Причем вкладывает в это понятие не какой-то гипотетический, высокопарный и размытый, а вполне конкретный, земной смысл: если дети продолжают образование, если никто из них не попал в тюрьму, если они не потеряли интерес к книгам, если они просто хорошие люди – значит, школа работает не напрасно.
Десять лет назад, на праздновании 60-летия гимназии, Александр Семенович, в очередной раз «снимая шляпу» перед своими бывшими учениками, сделал им поистине королевский подарок: отныне дети выпускников принимаются сюда на льготных условиях. «Ведь если мы за годы учебы не «достали» ребенка настолько, что он решился доверить нам уже свое собственное чадо – это, согласитесь, кое о чем да говорит», – смеется директор. Шутки шутками, но, чтобы оценить всю широту директорского жеста, достаточно понаблюдать, как в начале каждого апреля буквально за один-два дня закрываются списки приема на подготовительное отделение прогимназии. Какие античные страсти бушуют, какие горькие и безутешные слезы льются.
– На подготовительное отделение мы набираем 120 ребят 5 – 6 лет. Честное слово, рады бы больше, но негде их «селить», нам и самим тесно, а отдельное здание для прогимназии пока все еще остается лишь светлой мечтой, – вздыхает Бубман. – В этот предшкольный год мы, конечно, «америк не открываем», а просто готовим детей к первому классу так, как считаем нужным. С ними работают психологи и логопеды, есть там занятия по живописи, лепке, музыке – стандартный, казалось бы, набор, который можно найти в каждом детском саду. Но моя практика показывает, да простят меня коллеги-дошкольники, что одной детсадовской подготовки недостаточно. И легче научить самим, чем после переучивать.
Все детские удачи и неудачи, естественно, обсуждаются с родителями. От мам и пап не скрывают – учиться в гимназии трудно, три иностранных языка – серьезная нагрузка, психологи в большинстве случаев могут заранее спрогнозировать – выдержит ли ребенок такой темпоритм или лучше пощадить его, не пытаться дотащить на аркане до вершины, путь к которой окажется для него мучительным, да и не нужным. Вершин много, а ребенок один, и для него наверняка сыщется другой «пик победы».
Но вот и прогимназия позади. Учителя начальной и средней школы совместно составляют итоговую контрольную работу. Каждый выпускник получает личное портфолио – папку достижений, где на почетном месте опять-таки его педагогическая и психологическая характеристики. Она составлена деликатно и в очень уважительном тоне, основное внимание – к плюсам ребенка. Если в табеле одни четверки и пятерки – добро пожаловать в гимназию. Но даже если какие-то предметы «хромают» – это вовсе не конец света. Специально для таких спорных случаев в гимназии заведена форма условного принятия. Ведь, как ни крути, а дети уже родные, «пропитанные» местным духом, не понаслышке знакомые с традициями – ну как не дать им еще один шанс? Те, кто поступают в гимназию со стороны, пишут тесты по математике и русскому языку, проходят собеседование по литературе, немецкому, а с седьмого класса еще и по английскому. Да никто не обещал, что будет легко…
… Уроки давно закончились. Тишину задремавших было коридоров нарушает только зычное гиканье пятиклассников – сегодня у них профессиональный праздник, их только что посвятили в гимназисты, и теперь после напутственных речей и кусочка-другого торта со взбитыми сливками они должны куда-то выплеснуть свой щенячий, простите, уже совсем взрослый восторг. А за тяжелыми дверями одной из аудиторий в научной полутьме идет историческая игра. Гимназисты постарше – семи- и восьмиклассники – сосредоточенно и азартно гадают старинные ребусы. У дальней стены – несколько учителей и родителей из числа самых любознательных – группа тихой, но непременной поддержки. Одна загадка в лучших традициях клуба «Что? Где? Когда?» юным исследователям так, правда, и не поддалась: «Когда войско Тамерлана штурмовало город, впереди, управляя стенобитными орудиями, шли воины-монголы в шелковых рубашках. Почему именно в шелковых?» Надо отдать должное каждой из трех команд – все они были на волосок от правильного ответа, а значит, и от победы. Но проигрывать красиво и с достоинством – еще одна отличительная особенность настоящего гимназиста. Кстати, а вы знаете правильный ответ?..
Александр Семенович хоть и в шутку, но не без тайной гордости называет себя «отцом современной русской гимназии». Ведь именно он был одним из «трех богатырей», кто в конце 80-х годов после долгих научных бдений в Ленинской библиотеке и не менее сложных переговоров, обсуждений и дебатов за столом у Любови Петровны Кезиной добился для своей школы гимназического статуса. Кандидатская диссертация будет много позже, а сначала по крохам, незначительным нюансам, отдельным документам и обрывкам воспоминаний восстанавливался лик той настоящей, исконной, царской гимназии. Восстанавливался не для того, чтобы дамский роман написать, тут бы и общих черт хватило, но чтобы воплотить этот образ в жизнь. Желательно в подробностях. Был момент, когда Бубману предложили превратить школу в лицей и уйти под крыло института иностранных языков. Не сошлись характерами – руководство вуза настаивало, что именно оно должно решать кадровую политику школы.
Уже в начале 90-х в новоявленной тринадцатой гимназии (этот номер для Бубмана был делом принципа) действовали три профиля: собственно лингвистический – так как школа изначально была языковой и все наработки уже имелись, гуманитарный и естественно-научный – для ребят, чьи интересы выходят далеко за рамки одного лишь изучения иностранных языков. Когда страну захлестнула повальная страсть к экономике, был заключен договор с Финансовой академией, и школа начала готовить будущих экономических стратегов и тактиков. Сегодня Александр Семенович мечтает еще об одном профиле – юридическом. Получится или нет – время покажет. Хотя, по мнению директора, школа не должна готовить ребенка к вузу – это не ее задача. Тут другие цели – обучить технологиям поиска информации в той или иной области. Если это получится – человек в будущем выплывет сам. И с легкостью поступит, куда захочет. Многим воззрения Александра Семеновича кажутся парадоксальными, идущими в разрез с не то чтобы здравым смыслом, но с чувством самосохранения. Год назад, к примеру, он выступил с резкой критикой национального проекта «Образование» и категорически отказался вступать в схватку за пресловутый миллион. У него на это свои аргументированные резоны, не вызывающие ничего, кроме уважения. Человек, который 25 лет стоит у руля столь мощной школы, имеет право на собственное мнение.
Знаменитый музей гимназии №1513 разместили прямо в вестибюле – далеко ходить не нужно. Здесь парта, за которой сидели довоенные школьники, старинные фотографии и целая полка учебников и пособий по физике, химии, обществознанию, немецкому и даже латыни, написанных местными педагогами. Неподалеку – отреставрированный родителями первый кабинет директора: книжный шкаф, шесть стульев, стол под зеленым сукном, старинная лампа. Сам Александр Семенович 13 лет проработал в этом антикварном антураже. «Сердце» музейной экспозиции, его энергетический центр – огромное металлическое Древо жизни. Его корни – под стеклом, питаются мыслями и настроениями из разложенных тут же старых детских дневников и тетрадок: Anja geht in den Park, а Генрих Гейне умер в Париже в 1856 году. Музей – существо более чем живое. И пусть со свободным пространством в гимназии вечные проблемы, но для будущих достижений выпускников местечко всегда найдется.
Отдельную стену в вестибюле выделили для многолетних немецких друзей – трех гимназий-побратимов из Дюссельдорфа, Висбадена и Ингольштадта.
– На первом месте для нас, конечно, детские обмены, – говорит Александр Семенович. – Три раза в год наши ребята ездят в Германию, трижды мы принимаем немцев у себя. Для немецких детей, хоть они и изучают русский язык, эти поездки носят все же скорее культурологический характер. Мы их водим по музеям, знакомим с нашими «жемчужинами» – Третьяковкой, Коломенским. Они занимаются физкультурой, ходят на информатику и уроки английского языка, с удовольствием смотрят, как мы учим немецкий. Наши же гимназисты, приезжая в Германию, на две недели с головой уходят в учебу по тамошним программам, не пропуская ни одного занятия. Для них это все очень серьезно. Помимо детского, мы организуем еще и учительский обмен. Приезжает группа из 10 педагогов, мы определяем тему – методическую, дидактическую, психологическую – и совместно, всесторонне ее обсуждаем. Ну, например – какова в школе роль детского самоуправления или управляющего совета, что такое права ребенка или почему так получилось, что и Германия, и Россия по результатам экзамена PISA заняли места, столь далекие от первой десятки. По инициативе Ингольштадта стали проводить еще один обмен – родительский. Чтобы когда наши дети приезжали в Германию, они жили бы уже в знакомых им семьях.
Кстати, именно благодаря нашим школам Центральный округ Москвы стал побратимом Ингольштадта – «родины» автомобиля «Ауди». И Большой театр, гастролировавший в Мюнхене, на два дня заехал и в этот маленький баварский городок, чтобы два вечера давать там свою знаменитую «Жизель».
Для многих выпускников гимназии №1513 Германия из далекой страны изучаемого языка стала по-настоящему вторым домом. Уже 12 лет здешние выпускники имеют право сдавать международный экзамен по немецкому языку DSD. Мало того – пятеро лучших отправляются в Германию учиться. Сначала на подготовительное отделение Боннского университета, затем – в любой вуз страны. Поначалу русским ребятам разрешалось поступать лишь на гуманитарные факультеты, потом для них открыли экономику, и вот уже четыре года как можно выбирать медицину. С этого года высшее образование в Германии стало платным, но 300-700 евро в семестр за обучение в немецком университете все равно не сравнимы с российскими ценами. Проучившись два года в любом российском вузе, продолжить образование в Германии могут и остальные выпускники гимназии – диплом DSD пожизненный.
– Знаете, что меня греет больше всего? – счастливо улыбается Александр Семенович. – Даже в Германии мои бывшие ученики всегда входят в десятку лучших студентов своего курса. Вот что значит привычка учиться. Когда я бываю в Бонне, мы собираемся с ребятами в каком-нибудь кафе – они специально приезжают на встречу со мной из Кельна, из Франкфурта – и устраиваем вечер 13-й школы. Ради таких мгновений стоит и жить, и работать. И поэтому я сам до сих пор преподаю, веду спецкурсы и считаю себя в первую очередь учителем немецкого языка, а уж только потом – директором. Ведь только в этом случае я имею полное право говорить – мои ученики.
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Людмила МАКОВА
Комментарии