Однако экстернат остается прерогативой состоятельных людей. Бедной семье, если родители не сами занимаются с ребенком, эта разновидность общего образования не по карману, особенно если претендовать на экстернат по программе углубленного обучения. Не случайно семьи беженцев или вернувшихся из-за границы людей “сажают” своих детей классом “ниже” фактически имеющегося у них образования. Утешаются мыслью “повторение – мать учения”.
При словах “экстернат – для богатых” может возникнуть мысль, что речь идет о завуалированной торговле аттестатами. Нет, в Новосибирске не зафиксировано ни одного такого случая.
Почему все-таки выбирают экстернат?
Тяжелая психологическая травма, болезнь, семейная трагедия, невозможность обучаться в коллективе – эти совсем не веселые причины, а не только сверходаренность вынуждают родителей искать такой выход. Собственно, и Закон “Об образовании”, и Положение об экстернате, принятое в 1994 году, рассматривают экстернат как равноценный вариант массового образования для детей, не посещающих школу по ряду причин. Кто их при этом должен обучать? Сами родители, нанятые семьей домашние учителя, педагоги школы, с которой заключен договор. Экстернат, кроме начальной школы, предусмотрен для любого класса, по любому предмету, по любой программе. Если ребенок, скажем, пять лет изучал иностранный язык в языковой платной школе и продолжает там учиться, что стоит семье огромных денег, а в школе по месту жительства он начинает изучать тот же английский с азов, что его мучает и отвращает от занятий, то он может сдать экзамен экстерном по программе общеобразовательной школы и не посещать урок английского языка.
Если родители не могут сами обучать детей, а нанимают педагогов, как правило, высококвалифицированных специалистов, то эти затраты им никто не возмещает. Если условно обучение одного школьника стоит 1500-1700 рублей в год, то при том же экстернате семья должна иметь право потратить эти деньги на образование своего ребенка. Пока же экстернат идет только за счет семьи, она сама оплачивает все образовательные услуги, кроме консультаций и экзаменов, а это уже нарушает право ребенка на бесплатное образование. Если, к примеру, ребенок прошел программу пятого класса за полгода и сдал успешно промежуточные экзамены, надо отдать “сэкономленные” деньги семье для дальнейшего обучения – пусть не наличными, а оплатой договоров на образовательные услуги.
В самом деле, ребенок “перепрыгнул” через два класса и не использовал отпущенные на него 3000 рублей, но если его родители станут готовить мальчика или девочку к тому, чтобы сдать экзамены, скажем, по программе более сложной, на что надо затратить те же самые деньги для подготовки к экзамену, то придется рассчитывать лишь на семейный бюджет. И снова оказывается, что экстернат – не для бедных: в школе те же знания ребенок получил бы бесплатно, а экстернат – за счет семьи.
Это одна из проблем, которая делает экстернат непопулярным и востребованным только в экстремальных ситуациях. Помочь может только продуманная финансовая поддержка.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии