Успешность обучения зависит от многих факторов, среди которых общий уровень развития, уровень познавательной активности, а также умение сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания, темпа деятельности. Таким образом, для того чтобы успешно соответствовать школьным требованиям, ребенок должен достигнуть к моменту поступления в школу определенного уровня физического и психического развития.
Поступая в первый класс, дети обладают приблизительно одинаковым запасом знаний и умений, но вместе с тем каждый ребенок уникален, поэтому трудности, которые приходится преодолевать детям во время учебы, у всех разные. В связи с этим одной из важных составляющих образовательного процесса является внедрение принципов нейропсихологического подхода к диагностике и коррекции трудностей в обучении. Актуальность данного подхода обусловлена переориентацией с констатации нарушений на поиск оптимальных диагностических и коррекционных мероприятий.Подобное становится возможным с опорой на теоретическую базу нейропсихологии, в частности, детской нейропсихологии, в рамках которой понятие высших психических функций ребенка и особенностей их строения является одним из центральных. Речь идет об акценте на высших психических функциях как системных образованиях, которые состоят из многих компонентов, которые в свою очередь опираются на определенную зону мозга. Нарушение в развитии какого-либо из таких компонентов или его отставание способствует возникновению разного рода компенсаторных перестроек, что затем проявляется на уровне работы всей системы в целом. В связи с этим возникает необходимость определения так называемых первичных нарушений, их последствий и различных вариантов компенсаторных перестроек в психическом развитии ребенка. Некоторые практические рекомендацииВ связи с тем, что в настоящее время крайне актуальной является проблема трудностей самоорганизации учеников – им сложно организовать свое время с пользой, – для нас представляется важным осветить некоторые практические рекомендации, направленные на оказание помощи со стороны учителей начальных классов детям с подобными трудностями.1. В первую очередь следует сказать о некоторых организационных вопросах касательно активной деятельности учеников на занятиях и последующей поддержке этой активности. Особую важность имеет организация начала урока, что подразумевает соблюдение определенных, установленных ритуалов в начале урока: здесь будет уместна какая-нибудь двигательная игра, направленная на развитие внимания. Также следует помнить об оптимальном режиме нагрузок. Здесь важно подключать различные виды деятельности и чередовать их, чтобы избежать монотонности. 2. В течение урока рекомендуется включать физкультминутки с выходом детей из-за парт, выполнением движений стоя.3. Также важно уделять внимание тому, как дети сидят за партой, как поддерживают позу и какова она. При необходимости нужно отмечать те или иные трудности произвольного контролирования своего положения у детей и корректировать их.4. Важно поддерживать учебную мотивацию, что выражается в привлечении различных сюжетов, элементов игр, различных логических заданий, организации работы в мини-группах и пр.5. Большое значение имеет организация рабочего места ученика, которое должно быть по возможности постоянным, убранным и чистым, и в случае сложностей, демонстрируемых со стороны ребенка в отношении выполнения необходимых предписаний, желательно напоминать ученику об этом.6. Для обозначения начала урока можно использовать какой-нибудь знак в виде звукового сигнала либо в виде зрительного, яркого образа. 7. Также важно помнить, что у учеников должна быть четкая структура того, что будет совершаться на уроке. В связи с этим важно помнить о составлении четкого и ясного плана и размещения его на доске. Одним из проявлений трудностей регуляции, программирования и контроля является трудность восприятия слухоречевой информации, что обусловлено больше не трудностями слухового восприятия, снижения его объема и пр., а трудностями произвольного внимания, трудностями самоконтроля. В связи с этим важной профилактической мерой будет использование учителем коротких, четких, понятных инструкций. Если необходимо предъявить сложную и длинную инструкцию, то лучше разделить ее на несколько частей и предъявлять поэтапно. В исключительных случаях детям помогает проговаривание шепотом своих действий, что во многом облегчает процесс контроля и регуляции своей деятельности. Игры на развитие функции регуляции, программирования и контроляТеперь рассмотрим несколько примеров игр, направленных на развитие функции программирования, регуляции и контроля.ГородаВсем известная игра в данном случае применяется в разных модификациях, в частности, вместо названий городов используются разные слова, но принцип игры сохраняется. При этом можно применять как слова из совершенно разных областей, так и слова из какой-нибудь заранее выбранной узкой области (например, фрукты, овощи, транспорт).Снежный комВыбирается тема игры: города, животные, растения, имена. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например, «слон» (если тема игры «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например: «слон», «жираф». Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил», и так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. Аналогичным образом можно придумывать «Детектив», по одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги», «крик», «удар». Можно разрешить детям подсказывать друг другу, используя только жесты.Графический диктантМетодика «Графический диктант» – одна из самых показательных и чувствительных проб для работы с регуляторными возможностями ребенка. Схема ее выполнения (нарисовать рисунок определенного последовательного узора по клеточкам) задается двумя способами: по речевой инструкции или по зрительному образцу. Возможность действия по задаваемой программе предполагает определенный уровень развития графомоторных координаций и зрительно-пространственных функций. Вначале важно определить, каковы представления ученика о пространстве листа, клетки, движения в разных направлениях, графическое воплощение этих движений на листе в клетку и есть ли какие-то сложности в развитии этих представлений. А далее можно переходить к выполнению заданий. Например, сажаем морковку (проводим линию от точки на одну, две, три клетки вниз), выращиваем цветы (линии от точек вверх), забиваем гвоздики (направо – налево). Затем обозначаем направление движения с помощью стрелки и стоящего перед ней числа, которые показывают, куда и сколько «шагов» по клеткам следует сделать.Мы рассмотрели некоторые аспекты применения принципов нейропсихологического подхода в начальном школьном образовании. Основным фокусом нашего обсуждения были столь актуальные на сегодняшний день трудности регуляции, программирования и контроля у детей, обучающихся в начальной школе, и приемлемые, оптимальные способы помощи этим детям с позиции учителя, а также нейропсихолога. Сочетание разных способов, а также использование различных, в том числе и рассмотренных, упражнений в работе с младшими школьниками позволяет более тонко и дифференцированно идентифицировать индивидуальные особенности учеников, а также подбирать наиболее комфортные и продуктивные способы работы с детьми, способствующие развитию функции программирования, регуляции и контроля. Предложенные рекомендации, а также упражнения и игры окажутся полезными в работе учителя начальных классов, в частности, в организации деятельности учеников с отмеченными трудностями на уроке с целью оказания им помощи в усвоении знаний. Регулярное выполнение описанных заданий будет способствовать развитию у детей способности к самостоятельной регуляции своей деятельности, к ее планомерному выполнению, достижению необходимого результата за более короткое время, что так или иначе связано с дальнейшим благополучным обучением детей в школе. Юлия ФЕДОРОВА,педагог-психолог территориального отделения «Покровское-Стрешнево» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии