Согласно последним исследованиям средняя длительность концентрации внимания у современного человека – восемь секунд. С развитием мобильного Интернета и социальных сетей мы окончательно разучились его удерживать. В мире контент-соблазнов прослушать даже самую увлекательную лекцию или монолог спикера, не отвлекаясь, – настоящее испытание.
Сегодня уже очевидно, что мозг современного человека оказался плохо приспособлен к жизни в условиях крайней степени индивидуализма, негативных информационных потоков, жесткой конкуренции, высоких стандартов и виртуального общения. Хронический стресс стал отличительной чертой нашей эпохи, а рост показателей тревожности, депрессии, невротических расстройств и психосоматических заболеваний демонстрирует огромные масштабы проблемы, с которой столкнулось человечество на рубеже тысячелетий. На протяжении всей эволюции человека основой любых совершенствований мозга, вплоть до возникновения высших психических функций, являлась необходимость адаптации к изменяющимся потребностям и условиям жизни. Но за последние 100 лет темп изменений жизни стал настолько высоким, что мы стали единственным видом на планете, чья судьба больше не зависит от естественных эволюционных процессов, а всецело находится в наших руках.
Вот такие серьезные суждения встретили мы, когда начали подготовку для решения задачи 4‑го цикла «Уроков настоящих нейротехнологий» от одного из лидеров нейроуправления – зеленоградской компании ООО «Нейроботикс».
Переработав весь материл цикла и посетив дополнительный вебинар руководителя отдела разработки программного обеспечения компании ООО «Нейроботикс» Дмитрия Конышева, мы поняли, что не хватает важного момента – воочию увидеть современные научные разработки и проверить на себе нейротехнологии. Тем более что территориально компания находится от района нашего проживания всего в 2,5 часа езды на общественном транспорте, что по московским меркам абсолютно нормальный вариант. И вот после дистантных уроков трое студийцев с наставником Татьяной Стычинской отправились в Зеленоград.
Экскурсия началась с производственного цеха, в котором поставлено мелкосерийное производство нейрогарнитуры – приборов, считывающих сигналы мозга. Зайдя в его помещение, мы сильно удивились: простая обстановка, простые станки, на которых изготавливаются непростые детали. А еще нас поразила Людмила, инженер-технолог, которая подробнейшим образом представила технологический процесс изготовления нейроплэй-8C: беспроводной мобильной системы регистрации ЭЭГ человека с сухими, безгелевыми электродами. Она нам показала «оболочку», в которую устанавливается сенсор, считывающий сигналы мозга, и детали, ее составляющие. Мы узнали, что для отливки деталей используется силиконовая форма, изготавливаемая здесь же. Сам процесс отливки очень ответственен: сначала смешивают компоненты детали, затем заливают жидкий пластик в форму, далее форму помещают в камеру дегазации, чтобы выгнать оттуда все пузырьки воздуха. Если это не сделать, то деталь будет очень хрупкой и, как следствие, недолговечной.
Дальше нас ждало знакомство с научным лидером цикла Дмитрием Конышевым. Для этого нас отвели в офисное помещение, где, собственно, и ведется разработка ПО по нейротехнологиям. Встреча с Дмитрием Конышевым была насыщенной: он нам показал новые разработки, ответил на все наши вопросы и предоставил возможность протестировать нейроигры на себе. Эти игры должны помогать расслабляться или же, наоборот, концентрироваться. Работают они за счет нейроплэя-6С: беспроводной мобильной системы регистрации ЭЭГ человека с сухими, безгелевыми электродами, который считывает определенные сигналы мозга и далее посылает посредством Bluetooth на ПК, в котором установлена нейроигра.
Каждый из нас поиграл в две разные игры: одна была на медитацию (расслабление), а другая – на концентрацию (работу со вниманием). Мы теперь честно можем сказать, что специально расслабляться довольно сложно, это требует некоторых усилий. А вот концентрироваться было гораздо проще. Некоторые из нас читали стихи про себя, кто-то вспоминал изученные темы по математике.
Но на этом мы не расстались! Вопрос, который задал наш наставник по ходу из чистого любопытства о находящихся в офисе роботах, продлил нашу экскурсию еще на полчаса. Дмитрий показал нам одну из первых моделей робота с пневмоприводом рук, функцией распознавания лиц и умением говорить, будущий прообраз робота Пушкина.
Видя наш интерес, Дмитрий продемонстрировал еще медицинскую разработку компании – перчатку с электроприводом пальцев. Данная перчатка используется при лечении спазмов мышц рук, когда пальцы постоянно сжимаются в кулак. Она не дает больному согнуть пальцы, а, наоборот, постоянно двигает ими, чтобы облегчить спазмы.
Наверное, Дмитрий мог бы еще пару часов рассказывать нам о разработках. Было очевидно: свою работу он очень любит и ею увлечен на все 100%! Мы не стали злоупотреблять его временем и, поблагодарив, покинули компанию. Вдохновленные и довольные, мы поспешили домой, доделывать решение 4‑го цикла.
Студийцы «Уроков настоящего» школы №902 «Диалог»
Комментарии