Положение профессионального образовательного учреждения в небольшом городе особенное. Если выпускники не находят своего места в жизни, не могут трудоустроиться с хорошей зарплатой, никакие PR-акции не помогут выглядеть достойно в глазах населения и руководства предприятий.
В 1998-2000 годах Раменский профессиональный лицей принял программу преобразования в учреждение среднего профессионального образования – колледж. В ходе работы наметились основные механизмы взаимодействия участников образовательного процесса, пришло понимание, что необходим орган самоуправления, в котором будут представлены все категории работников колледжа, студенты и их родители. В конце 2000 года был избран совет колледжа, который возглавил директор Владимир Шепелев, заслуженный работник образования Московской области и почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации.
Совет принял программу развития МОГК. С участием совета были решены вопросы транспортного обеспечения участия студентов колледжа в областных и всероссийских мероприятиях, пересмотрено положение о премировании сотрудников колледжа, проведен опрос работодателей о потребности в кадрах, приобретены компьютеры и электроизмерительные приборы. Но в совете колледжа не хватало одного звена – работодателей.
В 2006-м была принята новая программа инновационного развития на пять лет. Цель – подготовка для высокотехнологичных и наукоемких производств высококвалифицированных специалистов не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Для достижения этой цели необходимо постоянное системное сотрудничество с предприятиями на основе взаимовыгодных рыночных отношений. В совет вошел представитель градообразующего предприятия – Раменского приборостроительного конструкторского бюро – Валерий Паршин, были разработаны механизмы взаимодействия с советом директоров научных и промышленных предприятий города.
Победа колледжа в первом конкурсе ПНПО стала возможна благодаря эффективному взаимодействию с работодателями. Ведущие специалисты предприятий – стратегических партнеров МОГК стали консультантами при выборе лабораторного, производственного оборудования, программного обеспечения, соавторами модульных профессиональных образовательных программ и методического обеспечения к ним.
На совете колледжа активнее стали обсуждаться вопросы подготовки специалистов для высокотехнологичных, прежде всего приборостроительных, производств Раменского района. Результатом стала инновационная программа подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в области радиоэлектроники, победившая на конкурсе ПНПО. Был создан наблюдательный совет за реализацией этой программы, в него вошли представители Раменского приборостроительного конструкторского бюро, Томилинского электронного завода, компании «Тензо-М», Министерства образования Московской области, Центра развития профессионального образования Академии социального управления, Комитета по образованию Раменского муниципального района. С 2007 года председатель наблюдательного совета является членом совета колледжа.
На сегодняшний день в состав совета колледжа помимо представителей различных категорий работников образовательного учреждения входят председатель родительского комитета, председатель наблюдательного совета, председатель студенческого совета.
Сегодня налажено взаимодействие с советом директоров научных и промышленных предприятий Раменского. Эта влиятельная общественная организация, в частности, ежегодно обсуждает вопрос о подготовке кадров для муниципального района местными учреждениями профессионального образования.
Обеспечено сотрудничество с Комитетом по образованию. На базе колледжа ведущими педагогами и специалистами МОГК для учащихся 8-9-х классов школ проводятся занятия по предмету «Технология» и предпрофильная подготовка.
Проводятся маркетинговые исследования территориального рынка труда с целью определения «потребности в умениях» выпускников. Интересно, что работодатели хотят получить специалиста, который не только профессионально компетентен, но может бесконфликтно общаться с коллегами и руководством, умеет работать в команде, брать на себя ответственность. По итогам исследований корректируются учебные программы и технологии.
Налажена система стажировок руководящих и педагогических работников колледжа на предприятиях и в организациях района. Теперь студенты колледжа умеют работать не только в программе Auto Cad, но и P Cad, «Компас». Откорректированные программы практики позволяют эффективно сочетать ресурсы колледжа и предприятий.
Налажена и курируется работа студенческого отдела кадров. Он проводит семинары «Устраиваемся на работу», «Составляем резюме», «Использование ресурсов сети Internet в поисках работы», обрабатывает заявки предприятий по имеющимся вакансиям, дает рекомендации для формирования портфолио (программы дополнительного профессионального образования, курсы, короткие программы), сотрудничает с советом молодых специалистов предприятий в организации совместного досуга с целью создания комфортных условий для закрепления выпускников колледжа на предприятиях.
Привлекаются средства для оплаты участия педагогических работников и студентов в семинарах, курсах, конкурсах, туристических слетах.
Выработано эффективное положение о доплатах, премировании сотрудников колледжа, стипендиальном обеспечении студентов и оказании им иных форм социальной поддержки. Совет колледжа согласовывает распределение стимулирующей части фонда оплаты труда по новой системе и показатели эффективности деятельности директора колледжа.
В 2009 году по просьбе предприятий района в колледже введены две новые специальности – «автоматические системы управления» и «документационное обеспечение управления и архивоведения». Это расширило круг социальных партнеров колледжа, теперь в него вошли помимо предприятий приборостроения предприятия пищевой промышленности, машиностроения, предприятия малого бизнеса и государственные структуры управления.
Постоянно проводятся спортивные и культурно-развлекательные мероприятия совместно с молодыми специалистами ведущих предприятий города и района.
Сегодня МОГК обладает современной учебной базой, образовательными технологиями, высокопрофессиональным педагогическим коллективом. Здесь готовят специалистов по семи специальностям среднего профессионального образования и по пяти профессиям начального профессионального образования технического, конструкторского, экономического и гуманитарного направлений, реализуют более 10 программ дополнительного образования. И социально-культурная инфраструктура у студентов замечательная: театр «Рондо», школа студенческого самоуправления, школа маркетинговых исследований, спортивные секции, студенческий отдел кадров, пресс-центр, туристический клуб.
В 2008-м колледж стал лауреатом конкурсов «Лидер среднего профессионального образования Российской Федерации» и «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ссузов России».
Бурным развитием, успехами и победами, высокой репутацией колледж во многом обязан своему совету. Это богатейший, а быть может, и неисчерпаемый источник идей и энергии.
Наталья ГУРЕЕВА, заместитель директора МОГК, Раменское
Комментарии