Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Проблема

Неидеальные

Красота не должна требовать жертв
Учительская газета, №12 от 23 марта 2021. Читать номер
Автор:

Среди причин, приводящих детей к депрессии, называется в том числе и такая – неприятие себя. Особенно часто в этом признаются подростки, и подавляющее большинство среди них – это девушки. Вспомните себя, как было важно, считают ли тебя привлекательной окружающие. И, между прочим, страх показаться некрасивым никуда не делся. По-прежнему девушки, да и юноши, думают о своей внешности даже чаще, чем кажется нам, взрослым. Это продемонстрировали результаты первого индекса самооценки подростков. Большое исследование было проведено по инициативе бренда Dove и Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ).

Как рассказал директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин, респондентами выступили в общей сложности 1300 человек, из которых 500 – это девушки-подростки от 14 до 17 лет, а 800 – это родители детей от 10 до 17 лет. Онлайн-анкетирование прошло в 2020 году, поэтому срез мнений можно считать самым свежим.
Вопросов было много, но ключевыми стали такие: как девушки и родители детей и подростков относятся к собственной внешности, хотят ли что-то в ней изменить и кто влияет на их отношение к своему визуальному образу? Любопытно, что начальный причины приводящивопрос «Как вы относитесь к своей внешности?» показал вполне благостную картину. Например, 63% девушек ответили, что их устраивают и собственное лицо, и собственное тело. На похожий вопрос, считают ли они, что их ребенок доволен своей внешностью, 80% родителей ответили «да».

В то же время следующие признания продемонстрировали, что между жела­емым и действительным есть существенная разница. Так, на вопрос «Хотели бы вы что-то изменить в своей внешности?» только 6% подростков ответили «нет». То есть более 90% детей нашли в себе изъяны, которые нуждаются в корректировке. У родителей в отличие от детей сложилась более радужная картина, поэтому 62% из них уверены, что их детям не нужны никакие вмешательства во внешность. Но если бы речь зашла о самих взрослых, то лишь 18% из них не стали бы менять что-либо в своем облике!

Еще одно любопытное откровение обнаружилось в ходе анкетирования. Среди людей, на которых они хотели бы быть похожими, подростки выделили известных личностей и маму, а среди известных личностей преобладающими стали американские топ-модели и киноактрисы. Совершенно противоположного мнения при этом придерживаются родители. На первое место среди тех, кто, как они считают, влияет на отношение их детей к внешности, они поставили подруг и друзей. Знаменитости и медийные персоны как мощный мотивационный фактор оказались у родителей только на 14‑м месте!

Увы, 68% девушек-подростков сталкивались с негативной оценкой своих внешних данных со стороны окружающих. Большинство слышали в свой адрес подколы, насмешки, оскорбления. Кроме того, применительно к своей внешности 14% детей столкнулись с травлей в соцсетях, а 10% испытали на себе физическую агрессию. При этом 72% девушек написали, что негатив в основном исходил от одноклассников, а 27% опрошенных подростков отметили, что скептические замечания относительно своего внешнего вида слышали от родителей. Почти 10% девушек признались, что их родители никогда не делали им комплиментов, в то время как сами родители уверены, что говорят своим детям приятные вещи каждый день.

По словам Кирилла Родина, исследование подтвердило, что у родителей и детей совершенно разное видение и восприятие одной и той же проблемы. С этим согласилась психолог, заведующая кафедрой социально-психологической безопасности личности Московского социально-педагогического института Лариса Карнацкая. Она добавила, что многие родители совершенно не знают особенностей подросткового возраста, а ведь это настоящий «кризис кризисов», поскольку ребенок подвергается физиологическим и психологическим изменениям. В этом возрасте нет защитного самооценочного экрана, поэтому, ориентируясь на навязанный идеал красоты, ребенок все время спрашивает себя, соответствует он ему или не соответствует. И когда не соответствует, а идеальный образ – это успешность, статусность, достаток, начинаются тяжелые эмоциональные переживания вплоть до глубочайшей депрессии. Британские ученые даже подсчитали, что 60 минут созерцания в Интернете отфотошопленных идеалов красоты понижает самооценку у детей на 80%!

По мнению психолога, дети в подростковом возрасте как никто нуждаются в поддержке, похвале, в доверительном диалоге с близким человеком. Когда они зациклены на своих недостатках, то просто перестают верить в свои достоинства, которые, несомненно, есть в каждом.

К сожалению, сегодня индустрия рекламы, моды и, следовательно, медиаконтент остаются консервативными и рисуют на экранах и дисплеях идеальные образы людей, которых трудно встретить в реальной жизни, считает вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, директор по внешним и внутренним коммуникациям Московской школы управления «Сколково» Ксения Трифонова. Эти бренды надолго остаются в памяти и передаются последующим поколениям. Дети стремятся стать похожими на суперкрасавиц, не замечая собственной индивидуальности. В этом случае, конечно, большая ответственность лежит на тех, кто заказывает и делает контент для рекламы, наводняющей Интернет.

Компания Unilever здесь скорее исключение, чем правило. Как рассказала маркетинг-менеджер бренда Dove компании Unilever в России, Украине и Беларуси Екатерина Маркелова, мировой лидер на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии с 2004 года занимает активную позицию по продвижению позитивного и естественного образа женщины, не ретушируя используемые рекламные образы. Кроме того, с 2014 года в российских школах специалистами компании проводятся уроки по повышению самооценки подростков. На таких занятиях побывали уже более 600 тысяч детей из 11 регионов страны.
Специалисты Dove считают, что заниженная самооценка, неприятие своей внешности, желание соотнести себя с выдуманным идеалом отражаются на психологическом состоянии детей. Негатив по отношению к себе потом проецируется на окружающих людей, и человек, не любя себя, не любит никого вокруг, и последствия такого самоотторжения могут быть самыми трагическими.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту