search
main
0

Негородской дистант

В сельских школах Карелии подвели итоги четвертой четверти

Калевальский район. Поселок Кепа. Марина Вдовина, директор Кепской основной общеобразовательной школы имени Ортье Степанова Калевальского района Карелии.

 

Марина Вдовина, директор Кепской школы

– Какие шаги предприняли вы как директор для перехода на дистанционное обучение?

– Сбор заявлений родителей и разработка положения о дистанционном обучении, а также уточнение сведений о наличии в семьях компьютеров или телефонов с выходом в Интернет и создание группы школы в ВКонтакте. В нашей школе учатся 18 детей с 1‑го по 9‑й класс и работают 6 педагогов. Выяснилось, что семь детей могут работать на компьютере, имеющем выход в Интернет, еще десять – на подключенном к Интернету телефоне, один ученик не имеет возможности пользоваться дома Интернетом. В одной из семей компьютером пользуются четыре школьника, а в двух семьях компьютер необходим ученику и педагогу.

– Каким образом педагоги организовывали дистанционное обучение с детьми?

– По-разному. Это зависело не только от наличия, а скорее от отсутствия у детей компьютерной техники и от предпочтений самих педагогов. Так, например, учитель начальной школы организовала обучение по телефону. В 8.45 она обзванивала всех родителей и давала задания на весь учебный день. Читали дети тексты по литературному чтению и рассказывали стихотворения наизусть также по телефону. Если у кого-то из детей была возможность выйти в Интернет, учитель давал дополнительные задания. Детям, особенно первоклас­сникам, сложно выходить в Интернет с телефона. Поэтому они работали с учебниками и печатными тетрадями. Основная сложность, по словам учителя, состояла в работе с первоклас­сниками. Плюсом такой работы она считает то, что ей удалось наладить очень тесную связь и взаимопонимание со всеми родителями.

Обычно учитель выкладывал задания на урок в группе школы – указывались параграф, номера упражнений и заданий, пояснения к ним, видео- и аудиофайлы, таблицы, реже ссылки на образовательные сайты. Если детям что-то было непонятно, они могли позвонить учителю или прислать личное сообщение. Письменные работы дети фотографировали и отправляли педагогу на проверку. Проверенные работы с выставленными оценками и комментариями отправляли ученику личным сообщением. Часть учителей предпочитали комментировать выполненные работы по телефону. С единственным учеником школы, не имеющим дома выхода в Интернет, учителя связывались по телефону.

– С какими радостями и трудностями учителя столкнулись на дистанте?

– Когда я задала своим педагогам вопрос: «В чем вы видите проблемы и сложности организации обучения с помощью дистанционных технологий?», никто не пожаловался на перегрузку. Учителя назвали совсем другие проблемы. Педагог начальных классов заметила, что ее ученики по возрасту маловаты для дистанционного обучения, особенно первый и второй классы. Сложности создавала и перегруженность Интернета, не всегда удавалось выйти на нужный сайт.

Медвежьегорский район. Поселок Толвуя

На вопросы ответила Виктория Щеголева, замдиректора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Толвуйской школы.

– Вы можете припомнить самый напряженный день, связанный с дистанционным обучением?

– Дистанционное обучение в нашей школе началось 7 апреля 2020 года. Это был самый сложный и напряженный день, когда учителя, а особенно родители, не понимали, как будут проводиться уроки. Количество звонков на телефоны администрации от родителей, количество сообщений в социальных сетях вышли за пределы разумного.

– Возникали сложности при осуществлении дистанционного обучения?

– Многие ученики не имеют технических средств для обучения – компьютера, ноутбука или планшета. Процент малообеспеченных семей в школе достаточно большой (60%). В нашей местности не во все дома проведена проводная сеть Интернет, некоторые совсем без связи, некоторые пользуются модемом, некоторые – мобильной связью, а это слабая скорость, которая не позволяет заниматься в онлайн-режиме. Эта проблема касается как учеников, так и учителей.

– Нашлось ли место положительным моментам в период дистанта?

– Дистанционное обучение позволило разнообразить задания, усилить творческий потенциал школьников. Так, на уроках изо проходили школьные конкурсы рисунков «Мой космос» и «Великая Отечественная война». На уроках литературы организовали школьный конкурс «Обложка к произведению о войне», а на уроках русского языка и обществознания ученики участвовали в региональном конкурсе сочинений «Я – гражданин России», в региональном конкурсе рецензий «Книжное настроение», в интернет-проекте «Наследники Победы». И в дистанционном режиме учителя помогали школьникам развивать их таланты, но не забывали и о себе.

Пудожский район. Поселок Шальский. Светлана Коновалова, заместитель директора школы пос. Шальский, подвела итоги дистанта вместе с «Учительской газетой».

– Как отреагировали ученики и родители школы на сообщение о дистанционном обучении?

– Когда мы узнали о досрочном окончании третьей четверти и переходе на дистанционное обучение, реакция была разная и у родителей, и у педагогов, и у самих школьников. Кто-то поддержал дистант сразу, особенно девятиклассники, которые активно готовились к экзаменам, а для кого-то даже сама мысль о том, что дети не будут посещать школу, казалась невозможной. На каникулах мы занялись подготовкой к переходу на дистанционное обучение: провели обучающий семинар для педагогов, прошли курсы, регистрировались на образовательных платформах, готовили материалы к урокам, общались с родителями. Трудность для нас была только одна – отсутствие стабильного высокоскоростного доступа в Интернет.

– Почему школа приняла решение об использовании офлайн-технологий во время дистанта?

– Наша школа большая, включает в себя здания в трех поселках – Шальском, Новостеклянном, Бочилове (школы и дошкольные группы). В каждом поселке уровень сигнала разный, а проводного Интернета в семьях нет вовсе (нет технических возможностей для подключения), все пользуются модемами мобильных операторов или тарифами для смартфонов с ограниченным трафиком (не высокоскоростной, сигнал слабый, даже не 3G!), по этой причине нашей первостепенной задачей стал поиск вариантов дистанционного обучения с преимущественным использованием офлайн-технологий. Уроки в формате онлайн-конференций для нас не подходили.

– Какой ресурс помог в организации дистанционного обучения?

– В качестве площадки использовали соцсеть «ВКонтакте». Подавляющее число родителей и детей, в том числе дошкольного возраста, уже зарегистрированы в ВКонтакте и активно ею пользуются. С помощью ресурса можно организовать обратную связь. Ресурс позволяет добавлять материалы разных форматов – аудио­файлы, видео, текстовые документы, презентации.

– С какими трудностями сталкивались учителя?

– Учителям приходило до двухсот личных сообщений в сутки – на каждое нужно было ответить, прокомментировать ошибки, уточнить понимание материала, родителям приходилось контролировать отправку материала и следить, есть ли у ребенка доступ в Сеть (не закончился ли трафик), отслеживать оценки в электронном журнале, ну а школьники осваивали программу. Некоторые педагоги отметили, что дети начали просить дополнительные задания по предметам, а ученики с низкой мотивацией к учебе вовремя отправляли домашние задания и задавали уточняющие вопросы.

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия, фото автора

Комментарий эксперта

Наталья КАРМАЗИНА, первый заместитель министра образования Республики Карелия, кандидат педагогических наук:
– Более 50 процентов школ республики расположены в сельской местности. Особенностью Карелии являются большая удаленность населенных пунктов друг от друга, неравномерность заселения территории, а также неблагоприятные климатические условия.

Образовательные учреждения республики одними из первых в России включились в процессы информатизации и цифровизации образования. Уровень цифровой культуры образовательной организации и педагогического сообщества достаточно высокий. В 2020 году выделено 33 млн 176,6 тыс. рублей из федерального бюджета на обновление материально-технической базы в 30 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в школах, расположенных в сельской местности.
Участие Карелии в реализации национального проекта «Образование» способствует развитию инфраструктуры образовательных организаций, обновлению материально-технической составляющей. Карелия участвует в реализации 7 федеральных проектов. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», например, позволит применять дистанционные образовательные технологии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте