Представляем вниманию читателей новый комплект настенных плакатов по географии (размер 100х140). Комплект состоит из пяти двусторонних плакатов, содержание которых в большей степени соответствует начальному курсу физической географии 6 класса, но может использоваться и при изучении последующих курсов физической географии.
Темы плакатов:
1-2. Типы горных пород по происхождению. Строение речных долин.
3-4. Изменение горных пород во времени. Многообразие типов погоды: январь, июль.
5-6. Движение воды в Мировом океане. Многообразие типов погоды: сентябрь.
7-8. Рельеф суши. Образование и типы облаков.
9-10. Солнце и Земля. Строение почвы. Типы почв.
Каждый плакат можно приобрести отдельно. В то же время содержание плакатов распределено таким образом, чтобы сохранялась возможность показать на уроке два плаката по близким темам, например «Типы горных пород по происхождению» и «Изменение горных пород во времени» или «Многообразие типов погоды: январь, июль» и «Многообразие типов погоды: сентябрь» и т. п.
Плакаты являются наглядными пособиями и могут использоваться в разных формах: в первом случае они могут служить иллюстрацией к рассказу учителя при объяснении нового материала или к тексту учебника по соответствующей теме или к ответам учащихся; плакаты могут использоваться в качестве источника знаний и служить информационной основой для организации познавательной деятельности учащихся. Можно предложить большое число разнообразных учебных задач, выполняемых на основе содержания плакатов, которые будут способствовать формированию географических знаний учащихся, а также способствовать их интеллектуальному развитию и формированию у школьников общих учебных умений: выделению признаков изучаемых объектов и явлений, составлению описаний и характеристик, сравнению и т.п.
Поскольку плакаты являются средствами наглядности, их основное содержание составляют фотографии, в некоторых случаях – схемы, которые графически обобщают природные объекты или явления. Все фотографии, за исключением космических снимков Земли и Солнца, сделаны автором в разных уголках России. Фотографии крупные, их могут рассмотреть со своих мест все учащиеся. Важно подчеркнуть, что на фотографиях указаны географические названия всех изображенных природных объектов, например гор, равнин, рек, морей, или точное название местности, в которой зафиксировано изображенное явление, например различные виды выветривания. Исключения сделаны лишь на фотографиях облаков – указан тип облачности, но не место, где сделан снимок. Это для того, чтобы ученики не отождествляли типы облачности, характерной для умеренных широт, с какой-то определенной местностью.
Содержание каждого плаката имеет четкую структуру, содержит краткие, но необходимые текстовые пояснения, которые в синтезе с фотографиями позволяют использовать плакаты в качестве источников нового знания, организовать на их основе познавательную деятельность учащихся. Приведем несколько примеров.
На плакате «Изменение горных пород во времени» учащиеся могут прочитать определение термина выветривание и слова В.А.Обручева из «Занимательной геологии»: «Силы, способные разрушать камни… Это силы – жар и мороз, дождь и снег, вода и ветер, а также скромные растения и микроскопические животные», и рассмотреть изображенные крупным планом образцы горных пород, подвергающихся различным видам выветривания – физическому (на примере ландшафта умеренных широт – валунов на берегу реки Амура и обломков горных пород в Аравийской пустыне), химическому и биологическому. Важно, что ученики могут описать не только сам образец горной породы, но и природные условия, в которых он находится, следовательно, назвать процессы, в результате которых порода подвергается наблюдаемым изменениям, в также прочитать краткие пояснения обо всех типах выветривания. Отдельную часть плаката занимают фотографии. Эти фотографии могут стать основой для творческих работ. Плакат может использоваться на уроках природоведения и окружающего мира.
Примерные задания для учащихся:
Назовите виды выветривания.
Расскажите, какие факторы оказывают влияние на выветривание горных пород.
Одна из самых известных скал заповедника «Красноярские Столбы» называется Дед. Как вы думаете, почему? Есть ли у вас другие варианты ее возможного названия?
На плакате «Образование и типы облаков» представлены фотографии всех основных типов. Строго говоря, последний тип облачности редко рассматривается на уроках в 6 классе, но уже в 7 и 8 классах мы говорим о роли рельефа в распределении атмосферных осадков, поэтому и этот материал пригодится. Рассматривая фотографии, ученики разных классов могут описать разные типы облаков, в том числе их цвет, форму, то есть видимые признаки, а также сравнить их плотность, например, по изменению цвета, примерную высоту, на которой они находятся, то есть попытаться сделать выводы о других их особенностях строения. На плакате представлены также простые и наглядные графические схемы образования кучевых и слоистых облаков, на основе которых ученики разных классов могут составить связный рассказ.
Для обучения учащихся описанию и выделению различных, в том числе существенных, признаков на примере темы «Облака» на плакате имеются фотографии разных типов облаков – перисто-кучевых, слоисто-дождевых, слоисто-кучевых, сделанных над акваторией Черного моря. Этот операционно-смысловой блок сопровождается словами К.Паустовского из повести «Черное море»: «Облака! – это совершенно точные сигналы о погоде. Это небесная азбука Морзе. Все дело в том, чтобы уметь ее разбирать». Не беда, что многим современным школьникам придется пояснить, что такое азбука Морзе, зато можно описать существенно отличающиеся друг от друга облака, цвет и состояние моря, погоду и т.п.
Рассмотрите фотографии облаков и предложите признаки, по которым вы сможете составить их описания.
Опишите кучевые облака.
Как изменяется цвет в разных частях кучевого облака? Как можно это объяснить?
Пользуясь схемой, расскажите, как образуется кучевое облако.
Расскажите о различиях между кучевым облаком хорошей погоды и кучево-дождевым облаком.
Почему кучевые облака называют облаками вертикального развития?
На плакате «Движение воды в Мировом океане» представлены фотографии, показывающие основные виды движений – ветровые волны, цунами и приливно-отливные. Каждый вид движений иллюстрируется обобщенной схемой, по которой ученики могут составить связный рассказ. Фотографии прилива и отлива, наблюдаемого в бухте Гертнера в Охотском море, создают у учащихся яркое представление о том, как меняется местность во время каждого из них. Из видов движений вод Мирового океана большинству учащихся приходилось наблюдать лишь ветровые волны, поэтому информация именно о них наиболее полно представлена на плакате. Кроме того, на фотографиях и поясняющих схемах ученики могут рассмотреть и проанализировать сходство и различия между собственно ветровыми волнами, зыбью и прибойными волнами.
На плакате «Строение речных долин» представлены фотографии ущелья, каменистого дна и слабо разработанной долины молодой горной реки Кырганга (Восточный Саян) в сравнении с хорошо разработанной долиной реки Амур в районе Хабаровска. На фотографии хорошо видны меандры, старицы, намытые рекой острова и песчаные косы, т.е. все те участки долины равнинной реки, которые трудно представить учащимся и представления о которых учителю часто приходится объяснять на абстрактных схемах.
Плакат «Рельеф суши» знакомит учащихся с разновысотными горами и плоскими и холмистыми равнинами. Наряду с раскрытием содержания названных понятий плакат содержит наглядный материал, направленный на формирование у учащихся представлений и целостности географической оболочки. Пояснительный текст «Всякая форма рельефа, во-первых, является частью другой, большей по величине и, как правило, более древней по возрасту. Во-вторых, сама состоит из меньших по величине частей» иллюстрируется фотографиями просторов Восточно-Европейской равнины, долины реки Оки, на которой хорошо видны участки поймы, одна из многочисленных и величественных окских меандр в есенинском Константинове и хорошо различимые оползни. На других – уходящая за горизонт гладь Балтийского моря с низким песчаным берегом и песчаные же волны морского дна, то есть самые маленькие по величине формы рельефа (нанорельеф).
Два плаката посвящены теме «Погода». На первом из них помещены графики средней дневной температуры воздуха в Москве за сентябрь 2002 и 2005 гг. Учащиеся могут прочитать комментарии к изменениям температуры, отраженным на графике, разобраться в расчете амплитуды температуры воздуха, словом, ученикам представлен образец для анализа других графиков. На плакате также помещены диаграммы типов погоды для среднестатистического сентября по итогам многолетних наблюдений, а также за сентябрь 2002 и 2005 гг. Диаграммы можно анализировать по отдельности, сравнивать друг с другом и с результатами текущих наблюдений.
На плакате «Солнце и Земля» вниманию учителей и учащихся представлены несколько космических снимков, которые разделены на смысловые группы. В первой показаны снимки Солнца и Земли в масштабе, приближенном к реальному, во второй – два снимка Земли, сделанные с одинакового расстояния, но при разном освещении. Глядя на них, ученики могут убедиться, что планета Земля или ее части видны только в том случае, если освещаются Солнцем.
Плакат «Строение почвы. Типы почв» содержит большой рисунок профиля дерново-подзолистой почвы, на котором хорошо различимы и подписаны основные почвенные горизонты – гумусовый, вымывания и вмывания, а материнская горная порода. Рисунок дополнен фотографиями леса и лесопарка на дерново-подзолистых почвах.
Надеемся, что новые наглядные пособия заинтересуют учителей географии и окажутся полезными в деле обучения географии.
Ольга КРЫЛОВА, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права АПКиППРО
Москва
Комментарии