2-4 сентября в Варшаве состоялась конференция «Воздействие экономического кризиса на образование в странах Центральной и Восточной Европы», организованная Интернационалом образования для руководителей учительских профсоюзов региона. К участию в подготовке и проведению конференции были привлечены научные сотрудники НИИ профсоюзов Европы, эксперты Интернационала, руководство министерства образования Польши. Россию на форуме представляла председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ, вице-президент Европейской структуры Интернационала Галина Меркулова.
Страны Центральной и Восточной Европы оказались в центре разрушительных последствий всемирного экономического кризиса. И причины этого лежат в проводившейся последние 20 лет политике неолиберализма и приватизации, философии переустройства рынка за счет общественного сектора экономики. К настоящему моменту 14 из 28 стран региона вынуждены были обратиться за получением кредитов к Международного валютному фонду, Всемирному банку, Евросоюзу и другим международным финансовым организациям. Только от МВФ получены займы на 27 миллиардов евро, от Евросоюза – 15 миллиардов. В некоторых странах сложилась крайне нестабильная ситуация – на национальные бюджеты легла непосильная ноша выплат по кредитам. При этом в первую очередь урезаются ресурсы, предназначенные на общественные нужды, включая образование. Экономический кризис становится причиной дальнейшего снижения объемов поступлений в пенсионные фонды, что вызвано замедленным ростом или даже уменьшением размера заработной платы.
Ситуация, складывающаяся в образовании стран Восточной Европы, неоднозначна, но везде явно прослеживается тенденция к урезанию ассигнований, замораживанию или сокращению зарплаты работников.
Польша. Ситуация относительно стабильная, последствия кризиса явно не наблюдаются. Однако принятая в 2007 году программа по приоритетному повышению зарплаты работников образования (планировалось увеличение на 50 процентов в течение 4 лет) практически свернута. Официально отложено снижение школьного возраста на 1 год.
Латвия. Ситуация драматическая. В стране, которая в последние годы позиционировалась как новый «экономический тигр», по существу произошел дефолт. Первым ударом по заработкам учителей стала отмена доплат за дополнительные нагрузки, которые составляли значительную часть заработной платы. Столкнувшись с тяжелейшими долговыми обязательствами, весной правительство убедило профсоюз согласиться с 20-процентным сокращением зарплаты работников образования. Летом, когда все находились в отпусках, власти приняли решение о сокращении заработной платы на 40 процентов. Закрыты 52 школы, реорганизованы (читай – готовятся к закрытию) 120 школ. Профсоюз готовится к всеобщей забастовке.
Хорватия. В начале 2009 года заработная плата работников образования понижена на 6 процентов. В мае профсоюзы провели массовую забастовку. С правительством достигнуто соглашение о замораживании зарплаты на 2 года и о том, что в случае роста ВВП на 2 процента работникам будет произведена выплата неполученных денег и произведены компенсации.
Венгрия. Бюджет на образование сокращен на 9 процентов. Учебная нагрузка увеличена на 5-10 процентов. 12 тысяч учителей ушли из образования, 10 тысяч уволены. Сокращены социальные выплаты (пособия по беременности и родам, по больничным листам, материальные компенсации, пенсии урезаны на 10 процентов). В январе профсоюзы организовали серию забастовок, достигнуто увеличение заработной платы на 4 процента, отменены 2 бесплатных рабочих часа в неделю.
Сербия. Профсоюзы и правительство подписали протокол о повышении заработной платы в образовании на уровне инфляции. В настоящее время положения протокола заморожены, выплаты единовременных разовых пособий сохранены.
Аналогичные заявления о сокращениях ассигнований, прекращении приема на работу новых учителей, увольнениях, урезании зарплат и дополнительных выплат, ухудшении условий труда и учебы звучали в сообщениях представителей практически всех стран региона.
Как подчеркивалось на конференции, в данной ситуации профсоюзам необходимо выработать единую позицию и стратегию действий на всех уровнях, добиться через коллективные переговоры восстановления покупательной способности семей работников, предметно доказать, что образование – это не дополнительные затраты, а капиталовложение в будущее. Общество и власти должны осознать, что инвестиции в отрасль полезны не только для восстановления экономики, но и для долгосрочного экономического роста. Несмотря на то что многие исследования указывают на несомненную окупаемость инвестиций в образование, предполагаемый доход становится в основном очевиден по истечении длительного периода. В краткосрочной же перспективе образовательный сектор должен быть защищен от пагубных воздействий посредством совокупности мер, включающих направление основной массы государственных расходов в сферу образования, что будет способствовать предотвращению таких вредных последствий, как безработица и снижение заработной платы.
В ходе решения экономических вопросов профсоюзы должны постоянно указывать на фундаментальную ответственность правительства в части обеспечения права на образование для всех детей. Недопустимо жертвовать поколением молодых людей из-за кризиса. Право на образование – ключевой вопрос, лежащий в основе целей международной программы «Образование для всех», активно поддерживаемой Интернационалом, и его собственной кампании «Поддержим образование!».
В ходе «круглых столов» участники конференции выработали рекомендации по противостоянию кризисным явлениям, обратились к руководству Интернационала с конкретными предложениями о предметном представлении интересов профсоюзов региона в международных организациях, координации профсоюзных действий в контактах и переговорах с национальными властями.
Николай КОЛОБАШКИН, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ по международной работе
Комментарии