search
Топ 10

Не забывайте, мы в гостях! Опыт воспитания экологической культуры

Интенсивный рост городов, концентрация в них населения, насыщение их промышленными предприятиями, транспортными магистралями, жилыми домами создали целый ряд проблем, в том числе общую проблему выживания человечества.

Конечно, из городов выводятся промышленные предприятия, на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, города озеленяются такими деревьями, как тополь, и такими кустарниками, как сирень. Увеличиваются площади газонов, используются «букеты» из диатомовых, зеленых и сине-зеленых микроводорослей для биологической очистки сточных вод. Но перечисленные меры останутся безрезультатными, если не воспитывать экологическую культуру населения городов. Воспитание надо начинать в раннем возрасте как в семье, так и детском саду. Учить детей не мусорить, не шуметь в лесу, не уносить из леса животных домой, не ломать ветви деревьев и кустарников, не рвать цветы, которые украшают наши города.

Ребята еще в школе должны узнать, что во время работы двигателя на бензине в воздух выбрасываются вредные вещества: оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, альдегиды. Ясно, что городской транспорт является одним из основных источников, загрязняющих атмосферу города. Нельзя забывать и о шуме, который он создает. Добавьте промышленные отходы, отрицательно влияющие на человека: бериллий, кадмий, кобальт, никель, хром, свинец, ртуть, цинк и медь. Например, в Москве наиболее распространенные токсичные элементы – ртуть, кадмий, свинец, цинк и медь.

Большую помощь в воспитании правильного отношения к природе оказывают внешкольные и дошкольные учреждения, а также кружки экологов. Проработав в таких учебных заведениях более 45 лет, я убедилась, что, если дети понимают и уважают природу, они становятся гуманистами. Перед ребятами надо поставить цель: создавать, выращивать, а не разрушать. И тогда в городах будет значительно чище и красивее, вода, воздух, земля перестанут быть опасными для здоровья.

Обучение юных экологов проходит по принципу «от простого к сложному». Подробно изучаем растительный мир, потому что все живое связано на земле с растениями, они «ответственны» за дыхание, питание, лечение. На уроках в школе закладываются основные знания об окружающей среде, а на занятиях в детско-юношеском центре они углубляются и подкрепляются практикой. Ученики с помощью руководителя разбираются с биологической литературой, проводят наблюдения. От меня, руководителя двух коллективов юных экологов (младшая и старшая группы), узнают формулы и законы развития жизни на земле. Получают эстетическое воспитание. И даже полезные советы. Например, если ваша жилая площадь 50 м2, то вам необходимы четыре цветущих больших хлорофитума, одна драцена и взрослые цитрусовые растения – и чистый воздух в помещении обеспечен. Это подтверждено научно.

Одна из тем занятий, конечно, – «Красная книга нашего государства». Весомым добавлением служит «Моя Красная книга», где есть списки растений и животных, которые мы должны защищать.

Большое внимание мы уделяем и поведению людей в зеленых массивах – в лесах, парках, садах и скверах Москвы. Ведь там мы гости. А постоянных жителей гораздо больше, и беспокоить их нельзя, да и себе можно навредить. Ведь в густой траве, возможно, притаилась змея или земляные осы, которые могут целым роем наброситься на ноги человека.

Дети получают отдельную памятку, отвечающую на вопрос: «Как очищать для себя воздух?»

– Дышать носом.

– Гулять на возвышенностях, близ растений, дальше от машин и заводов. Хороши прогулки после дождя или снегопада.

– Чаще проветривать помещение, производить влажную уборку. Больше выращивать комнатных растений (особенно хлорофитум, цитрусовые).

– Во дворах и улицах выращивать больше деревьев, кустарников и трав. Чаще бывать за городом, в лесу.

– В транспорте прикрывать нос чистым платком, если рядом человек чихает и кашляет.

– Почувствовав дым, гарь, газ, необходимо прикрыть нос платком, смоченным чистой водой.

Мы надеемся, что наши ученики будут здоровы, а к природе будут относиться по-хозяйски бережно.

Тамара ВАСИЛЬЕВА, педагог дополнительного образования детско-юношеского центра «Отрадное» Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту