search
main
0

Не всем дано стать учеными. Но попробовать может каждый

Государство может стать сильным и независимым только в том случае, если в своем развитии оно делает ставку на качественное образование, подготовку квалифицированных кадров, внедрение инновационных подходов и современных технологий. А главное – на развитие и популяризацию науки. Но с этим, как выясняется, есть проблемы. Ведь за последние 10-15 лет количество студентов, мечтающих поступить после окончания вуза в аспирантуру и заняться научно-исследовательской деятельностью, заметно снизилось. Именно для того чтобы продемонстрировать обществу великую роль науки и образования, повысить престиж профессии ученого, привлечь внимание молодых людей к научно-техническим достижениям, у нас в стране стали проводить всероссийские фестивали науки, которые в дальнейшем приобрели статус международных. Одно из таких мероприятий прошло на днях в Московском государственном областном университете.

– Далеко не каждый студент понимает, зачем вообще ему нужно стремиться стать аспирантом и кандидатом наук, – говорит ректор МГОУ кандидат филологических наук, профессор Павел Хроменков. – Многие считают это пустой тратой времени, полагая, что гораздо полезнее, интереснее и выгоднее сразу пойти работать по специальности, приобрести профессиональный опыт, а уже потом, если возникнет желание, трансформировать его в научные статьи или диссертации. Действительно, в последние годы заметно увеличилось число людей, которые решили защититься в возрасте 40, 50, а то и 60 лет, будучи вполне состоявшимися специалистами и руководителями. Однако мы делаем все, чтобы омолодить наши научные кадры, заинтересовать ребят, показать им, что создание нового знания (а полноценная научная работа – это именно создание чего-то нового!) может быть крайне увлекательным занятием, формой творческой самореализации, созидательного труда на благо страны, общества и всего человечества.По словам Павла Николаевича, с этой целью в университете проводится работа по вовлечению студентов в исследовательские проекты. Причем начинается она еще «на подступах»: при МГОУ создано 17 базовых школ, с каждым муниципалитетом заключены договоры о целевой подготовке будущих студентов, ведется активная работа по повышению квалификации педагогов, которых учат, как правильно организовать научную работу со школьниками. Для одаренных учеников проводятся сборы, слеты, олимпиады, творческие каникулы. В итоге многие из них, поступив сюда, уже точно знают, чем они будут заниматься.- Одно из самых востребованных направлений – нанотехнологии, – рассказывает проректор по научной работе МГОУ доктор юридических наук, доктор педагогических наук Елена Певцова. – Результаты научных исследований, проекты и разработки, сделанные при участии молодых ученых и студентов, были представлены на выставке НТТМ в Москве, награждены медалями РАО, регулярно экспонируются за рубежом. Есть серьезные успехи в области создания оптических приборов, борьбы с онкологическими заболеваниями. В лабораториях вуза установлено новейшее и дорогостоящее оборудование, на базе которого можно проводить полноценные исследования в области генетики и цитологии.Что очень важно, подчеркивает Елена Александровна, в научную работу в той или иной мере вовлечены абсолютно все студенты и преподаватели независимо от факультета. Конечно, не каждому дано стать ученым, исследователем, изобретателем, первооткрывателем, да и не каждому это нужно. Но только в процессе научно-исследовательской деятельности, в ходе практического воплощения тех или иных идей человек может понять, что это такое и нравится ли оно ему. В то же время привлечение студентов, педагогов и научных сотрудников к участию в Международном фестивале науки может стать дополнительным стимулом, мотивировать людей развиваться в данном направлении.А может и не стать. Например, студентка 3-го курса факультета романо-германских языков Юлия Белозерская, даже войдя в число бронзовых призеров игры «Что? Где? Когда?», проводимой в рамках форума, честно призналась, что научной работой она заниматься не планирует. Да, участие в игре для нее было делом интересным и увлекательным, однако в будущем она хочет стать гидом, а не ученым.Действительно, как утверждает председатель студенческого научного общества МГОУ, студент 2-го курса экономического факультета Дмитрий Евсютин, не стоит ожидать повального увлечения наукой, поскольку у каждого свои интересы и предпочтения.- Вообще факультеты очень отличаются в плане вовлеченности в научную работу, – делится Дмитрий. – Например, биолого-химический факультет традиционно в первых рядах, там студенты проводят глубокие и очень серьезные исследования. Могу отметить свой экономический факультет, мы пишем программы, участвуем в конференциях. Очень интересное научное общество у историков, но оно более студенческое, социально ориентированное, там всегда много конкурсов, игр, идей. Научная работа, конечно, отвлекает от учебы и студенческой вольной жизни. Но это очень хороший способ для самореализации. Плюс ко всему нас учат не просто вести научные исследования, но и защищать свои разработки, коммерциализировать их, чтобы наука приносила не только удовольствие, но и деньги. Недавно мы совместно с ребятами факультета изо выиграли грант в размере 100 тысяч рублей на развитие проекта по созданию образовательной программы по предпринимательству. Также ребята получают индивидуальные научные гранты.Солидная грантовая поддержка идет со стороны различных фондов, подтверждает заведующий кафедрой общей биологии и биоэкологии биолого-химического факультета Михаил Гордеев. Но все гранты – наши, российские, несмотря на то что университет давно сотрудничает со многими иностранными организациями.- Совместно с учеными Вирджинского технологического университета (США) мы проводим исследования в области филогенетического анализа малярийных комаров палеарктической группы, – говорит Михаил Иванович. – И это не только фундаментальная наука, тут присутствует совершенно четкий прикладной аспект. Дело в том, что в 90-е годы в ряде областей России, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана и других республик наблюдалась вспышка малярии, причем проблема приняла настолько серьезные масштабы, что Всемирная организация здравоохранения разработала специальную программу по борьбе с очагами инфекции на территории Среднеазиатского региона. И программа эта успешно была выполнена, причем мы осуществляли ее научное сопровождение. Во многом благодаря этому у нас заметно возросло количество дипломников, магистрантов и аспирантов.А в целом, как отметил доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории, политологии и права Вардан Багдасарян, в любом деле, в том числе и в занятии наукой, очень важен ценностно-мировоззренческий аспект.- Нельзя сказать, что в материальном плане наука сегодня дает какие-то солидные преференции, – рассказывает Вардан Эрнестович. – Но традиция научного подвижничества и просветительства у нас в стране играет немаловажную роль. Поэтому молодые студенты и аспиранты активно встраиваются в работу, даже если она не приносит им материальных благ. Занятие наукой – это не бизнес, не экономика, тут совсем другое. Это запрос на людей, самозабвенно преданных своему делу. Есть две составляющие мотивации – личностная (самореализоваться, найти себя) и общественная (поднять престиж своей страны). Причем это касается не только технических и естественных наук, но и гуманитарной сферы, поскольку укрепление обороноспособности страны напрямую связано с воспитанием патриотизма, противостоянием информационной агрессии, разрушением исторических мифов, в которых Россия представлена в исключительно мрачном свете. Если человек понимает ценность всего этого, то для него занятия в области гуманитарных исследований не менее важны, чем предпринимательство и бизнес.Фестивали наук зародились в 1830-х годах с возникновением Британской ассоциации развития науки. Еще в начале XIX века там задумались над тем, как важно объяснять обществу, что происходит в лабораториях ученых, насколько меняется качество жизни благодаря научным исследованиям. Именно на таком фестивале, например, впервые были продемонстрированы опыты Джоуля, впервые было упомянуто об открытии электрона Томсоном, в 1860 году состоялась первая дискуссия о дарвинизме, а в 1841-м родилось слово «динозавр». Да и слово «scientist» («ученый») впервые прозвучало тоже там.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте