В Международном информационном агентстве «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция на тему «Как изменилось качество образования в России». Были представлены результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью 2020 года, которые лежат в основе расчета показателя вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования (наряду с итогами сравнительных международных исследований PIRLS и TIMSS).
Как заявил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, на данный момент наша страна демонстрирует лучшие результаты по международным исследованиям качества чтения и понимания текста PIRLS. Напомним, что оно касается учеников начальных классов.
– Кроме того, Россия входит в пятерку по результатам исследования TIMSS, в которых оценивается общеобразовательная подготовка учащихся 4‑х и 8‑х классов по математике, – напомнил министр. – Хуже обстоят дела с умениями наших девятиклассников использовать полученные на уроках теоретические знания по естественно-научным предметам на практике, что показало международное исследование PISA. Тем не менее ситуация отнюдь не такая плохая, как можно было бы ожидать по итогам столь непростого года.
По словам Сергея Кравцова, пандемия коронавирусной инфекции очень сильно повлияла на качество образования во всем мире, поскольку в большинстве случаев пришлось переводить обучение на дистанционный формат. Но, несмотря на то что делать это пришлось в авральном режиме, не имея опыта, методик, инфраструктуры и много чего еще, а также с учетом размеров нашей страны, России удалось совершить невозможное – мы наряду с Сингапуром и Индонезией признаны международными экспертами лучшими в плане организации дистанционного обучения.
Более детально о положении дел рассказал директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.
– В исследовании приняли участие более 6000 детей из 200 образовательных организаций (в том числе 6 колледжей), которые находятся в 43 регионах России, – сообщил он. – Хочу напомнить, что по каждому виду грамотности в исследованиях PISA страна получает отдельные баллы, лидерами считаются те, кто набирает более 500 баллов. Так вот, в 2019 году по читательской грамотности мы занимали 26‑е место, имея 488 баллов. В 2020 году мы продвинулись на 24‑е, получив 492 балла. По математической грамотности мы в 2019 году были на 33‑м месте (483 балла), в 2020 году поднялись до 27‑го (494 балла). А вот с естественно-научной грамотностью у нас другая картина: 2019 год – 33‑е место (479 баллов), 2020 год – 36‑е место (472).
Директор ФИОКО объяснил данный факт тем, что учение читать, понимать смысл прочитанного, аргументировать свою позицию, равно как считать и вычислять, наши дети отрабатывают на обычных занятиях при прохождении школьной программы по математике и русскому. Кроме того, даже при переходе на дистанционное обучение эти навыки все равно вырабатываются достаточно хорошо, без особой потери качества. Чего нельзя сказать про естественно-научное направление, где очень важны практические занятия в специально оборудованных лабораториях и кабинетах, требуются особая обстановка и специфические условия для организации проектной работы и коллективной деятельности, необходимо куда-то выезжать, выходить на экскурсии, работать в кванториумах и так далее. Все это, безусловно, в условиях пандемии реализовать было крайне проблематично.
– Тем не менее, – подытожил Сергей Станченко, – если брать такой показатель, как средневзвешенное место России в рейтинге PISA по итогам 2019 года, то тогда у нас было запланировано 14,125 балла и столько же получено по факту. А в 2020 году по плану было 14, а по факту – 13,5. Казалось бы, падение, но, если еще раз вспомнить, в каких условиях пришлось работать в прошлом году не только нам, но и всему миру, это отнюдь не такое уж и большое снижение. Напомню, что в некоторых странах вообще были объявлены локдауны и занятия не проводились даже в дистанционном режиме. На самом деле, когда в 2022 году мы получим результаты очередных исследований PISA по всему миру, нас ждет много сюрпризов – скорее всего, одни страны сильно просядут в рейтинге, другие, наоборот, заметно поднимутся.
Министр просвещения Сергей Кравцов особо подчеркнул, что Рособрнадзор провел огромную работу, благодаря которой наша система образования до сих пор находится на достаточно высоком уровне.
– Я знаю, многие ругают Всероссийские проверочные работы, но ведь именно они позволили нам выявить пробелы в знаниях школьников и точечно организовать работу по устранению выявленных дефицитов, – отметил министр. – Нам предстоит большая и кропотливая работа со школами, показавшими низкие результаты по итогам ВПР. Для исправления ситуации уже разработаны методики, программы. Всем важно понять – это необходимо для повышения качества образования, создания единого образовательного пространства.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев высказал мнение, что пандемия, конечно же, стала очень серьезным испытанием для всех, тем не менее в сложившейся ситуации есть и определенные плюсы.
– Несмотря ни на что, наши учителя, директора и управленцы продемонстрировали умение работать даже в экстремальной обстановке, показывая хорошие результаты, – сказал он. – Как раз об этом говорят приведенные сегодня цифры. Рособрнадзор за последние годы провел немало очень серьезных исследований, которые касаются качества образования. И, поверьте, все это мы делаем не ради «галочки», а для того чтобы узнать реальное положение дел в целом по стране и в каждой отдельно взятой школе, после чего целенаправленно и планомерно заниматься поддержкой отстающих школ, изучением и тиражированием опыта успешных образовательных организаций. Именно для этого Министерство просвещения запустило проект «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик». Уверен, что мы очень скоро увидим его результаты.
Андрей НЕСТЕРОВ
Комментарии