search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Одаренные школьники Сочи получили именные премии Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи Президент РФ считает, что книга – это важнейший источник просвещения Педагоги Кубани стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель 20.23» В Минпросвещения рассказали о самых популярных вопросах, поступающих от граждан Проект по трудоустройству детей планирует запустить «Движение первых» Все работы хороши, но эти лучше: в какой сфере молодежь может добиться больших успехов
0

Не все лишайники одинаково полезны. ​Записки Виктора Болотова

1 сентября на сайте edu.crowdexpert.ru стартовало интернет-обсуждение примерных основных образовательных программ по всем предметам с 5-го по 9-й класс. Учителя, методисты, родители – все, кому небезразлично, чему будут учиться в будущем наши дети, могут включиться в этот разговор и до 20 ноября высказать замечания к уже существующим вариантам программ или предложить свои.

Конечно же, примерные программы по учебным предметам нужны. Мы и так уже изрядно задержались с их принятием. Дело в том, что в новых федеральных государственных стандартах ни слова не сказано о содержании, об образовательной  «начинке». В них не оговаривается, какие формулы, теоремы, исторические даты, физические и химические законы должны знать школьники. В отличие от стандартов 2004 года новые ФГОС выстроены в совершенно иной логике. Естественно, предметникам нужны ориентиры, позволяющие отбирать содержание. И в этом смысле обсуждение примерных программ не просто актуально, но сверхактуально. Хорошо, что к разговору приглашаются не только педагоги. Когда такие вопросы решают лишь узкие специалисты, есть опасность столкнуться с ситуацией, которую мы наблюдали в 2004-м. Никто из предметников не мог пожертвовать ни единой темой из своей дисциплины. Как только из ботаники предлагалось убрать один вид лишайников, учителя начинали возмущаться: как можно оставить детей без этого лишайника, на нем вся биология держится! Та же картина повторялась у математиков и физиков, историков и филологов. И тут мне хотелось бы обратиться к читателям «УГ» с предложением:  не сочтите за труд, почитайте учебники, по которым работают ваши коллеги. И честно сами себе ответьте на вопрос: весь ли школьный курс по всем предметам вы помните? И мешают ли вам пробелы в знаниях по другим дисциплинам жить и успешно работать? Очевидно, что содержание школьного образования перегружено. У учителя нет времени развивать мышление ребенка, ему надо все время давать новый материал. Поэтому, на мой взгляд, в ходе широкого общественного обсуждения необходимо четко разделить материал на обязательный, который у всех учеников должен от зубов отскакивать, и факультативный, необходимый детям, решившим изучать ту или иную дисциплину углубленно. Тем же, кто волнуется, что интернет-обсуждение  не более чем фикция, а в итоге чиновники все равно утвердят программы, уже заранее кем-то составленные, хочу напомнить, что именно вмешательство широкой общественности позволило уйти от ряда очень спорных шагов, предлагавшихся в первых редакциях новых стандартов старшей школы и в законе об образовании.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования. Профессор. Академик РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте