search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Не везет пружине

В учебниках, например физики, довольно много ошибок, сохраняющихся десятилетиями. Происходит это, очевидно, потому, что до сих пор не было действенного средства их обнаружения и преодоления. Надеюсь, что новая рубрика поможет авторам учебников избавиться от ошибок.

По меньшей мере двадцать лет переиздавался учебник физики Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева (сначала для 10-го, потом для 11-го класса). Первая тема в нем – “Колебания и волны”. Вначале справедливо сказано, что в современной физике колебания различной физической природы рассматривают с единой точки зрения. Обсудим, как это утверждение реализуется в дальнейшем изложении.
Первой авторы описывают электрическую колебательную систему, состоящую из двух равноправных элементов – конденсатора и катушки. Сущность колебательного процесса состоит в том, что конденсатор и катушка обмениваются энергией. Энергия конденсатора выражается формулой Wc = CU2c /2, где С – емкость конденсатора, Uc – напряжение между его выводами. Энергия катушки описывается формулой WL = Li2L/2, где L – индуктивность катушки, iL – сила тока в ней.
Механические колебания описаны совсем иначе: система и элементы не упоминаются. Сказано, что колеблется тело, закрепленное на пружине. О том, что, по мнению авторов, колеблется именно тело, а пружина – нечто второстепенное, становится ясно из последующего объяснения. Авторы пишут, что энергии катушки аналогична кинетическая энергия тела Wk – mv2/2, где m – масса тела, v – его скорость. Энергии конденсатора соответствует потенциальная энергия тела же (а не пружины!) Wп = kx2/2. Но ведь k – коэффициент жесткости пружины, к телу никакого отношения не имеющий.
В действительности “тело, закрепленное на пружине” (пружинный маятник) – система, состоящая из двух равноправных элементов – груза (инертного тела) и пружины (упругого тела). Сущность колебаний состоит в том, что эти тела обмениваются энергией. kx2/2 – потенциальная энергия пружины.
Мысль о том, что kx2/2 “потенциальная энергия тела” встречается и в других книгах (например, в учебнике В.Н.Мощанского для 9 класса, 1994). Об этом сказано на с. 174, 175 и 195, несмотря на то, что на с. 108 и 196 k назван коэффициентом жесткости пружины.
Не везет пружине и в описании других процессов. Например, в учебниках для 9-го класса И.К. и А.К. Кикоиных (1990), а также Н.М. и С.Н.Шахмаевых и Д.Ш.Шодиева (1992) описан эксперимент с двумя тележками и сжатой пружиной между ними. По этому поводу сказано, что “силы встречаются парами”: первая тележка действует на вторую с силой, равной по модулю той силе, с которой вторая тележка действует на первую, но противоположно направленной. О том, что причиной разбегания тележек является пружина, – ни слова: не она действует на тележки, а тележки – друг на друга.
Пружина заслуживает не меньшего внимания, чем инертное тело, так как наряду со вторым она – накопитель. Инертное тело накапливает кинетическую энергию, а пружина (упругое тело) – потенциальную. В технической (прикладной) механике оба явления равноправны. Этот факт легко объяснить любому школьнику, напомнив ему, что причиной движения самодвижущихся игрушек может быть либо немеханический источник – электродвигатель, питаемый батарейкой, либо механические накопители – пружина или маховик.

Константин ГОМОЮНОВ,
профессор кафедры информационных и управляющих систем Санкт-Петербургского государственного технического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте