«День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского» – такой теме посвятят очередное внеурочное занятие цикла «Разговоры о важном», которое пройдет 27 марта в российских школах и образовательных организациях СПО.
Разговор с учащимися школ и колледжей посвятят Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта. В начале урока с ребятами побеседуют о том, зачем мы ходим в театр и почему иногда так любим играть в театре сами. Их познакомят с фактами биографии Константина Сергеевича Станиславского и предложенной им системой. Для этого задействуют как видеоролики и постеры, так и формат интерактивных заданий и игры. Все необходимые методические материалы опубликованы на сайте проекта. Это сценарии, постеры, видеоролики, интерактивные задания, игры, презентации и дополнительные материалы.
1–2 класс
Ребят познакомят с фактами из биографии Константина Станиславского, с элементами его системы актерского мастерства. Ожидается, что занятие сформирует такие ценности, как приоритет духовного над материальным, самореализация, развитие. Детям продемонстрируют уважение к профессиональному труду актеров; побудят желание участвовать в творческой деятельности, проявлять внимательное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Ребятам расскажут, как оценивать настроение, которое рождается у слушателя (зрителя) при восприятии видеоматериала и театральной импровизации; спровоцируют интерес к драматизации, перевоплощению. Их научат передавать в высказываниях, в небольших описаниях свои впечатления от посещения театрального спектакля: сценического действия, игры актеров; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации.
Детям предложат отгадать загадки и выполнить интерактивное задание «Театральные профессии», где будет сделан акцент на роли режиссера при создании спектакля. Последующий просмотр видео о Станиславском позволит оценить влияние его личности на развитие театрального искусства. После этого педагог предложит выполнить различные упражнения для проявления внимания, наблюдательности, воображения и фантазии. Выразительное чтение стихотворения позволяет обеспечить связь между материалом занятия и его практическим применением на уроках литературного чтения.
3–4 классы
Педагог расскажет школьникам о театре как удивительном месте, где происходят волшебные представления и перевоплощения. А интересный запоминающийся спектакль – это результат совместной работы многих людей различных театральных профессий, но, конечно в первую очередь, это труд актеров и мастерство режиссера. В спектаклях представляют сюжет с помощью слов, музыки, движения, танца и мимики. Сегодня в репертуаре детских театров есть постановки по мотивам народных сказок и литературных произведений.
Благодаря интерактивному заданию «Театральные профессии» ребята узнают, какие специалисты, кроме актеров, участвуют в создании спектакля – художник-декоратор, режиссер, гример и многие другие.
Детям также покажут видеоролик о Константине Сергеевиче Станиславском, родившемся в 1863 году в семье промышленника Сергея Алексеева. У него тогда было девять братьев и сестер. Отец рассчитывал, что и младший сын будет развивать семейное дело, управлять фабрикой. Однако Константина не покидали мысли о театре. Он то домашние спектакли устраивал, то всерьез занялся танцами и пением, и даже сыграл первую роль в любительском театре.
Станиславский много играл и ставил в Московском обществе искусства и литературы, которое сам же и создал, но ему хотелось большего. Тем более что состояние современного театра ему не нравилось. Актеры сами решали, как им играть, что делать на сцене, особо друг с другом не работали, а режиссер нужен был, только чтобы их расставить на сцене. И Станиславский придумал Художественно-Общедоступный театр, в дальнейшем МХАТ. Вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
Затем детям предложат выполнить интерактивные задания «Живые картинки» и «Два в одном», в которых ребята проявят свою внимательность и фантазию.
5–7 классы
В начале занятия со школьниками поговорят о том, зачем мы ходим в театр. Кто-то находит в театре ответы на сложные жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие. При этом театр заставляет всех нас думать и сопереживать.
Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи. Ребятам продемонстрируют видеообращение Владимира Львовича Машкова – художественного руководителя Московского театра Олега Табакова и Евгения Владимировича Князева – ректора Театрального института имени Бориса Щукина.
Дети узнают также, что реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом году празднуют юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра, актера, режиссера и педагога. Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах.
Ребята посмотрят видеоролик о выдающемся русском мастере театрального искусства. Они узнают о семье Станиславского, о том, что семейное дело Алексеевых процветало, и Константин мог бы спокойно продолжать заниматься делами фабрики. Но главной его страстью стал театр.
В 1877 году несколько членов семьи создали домашний любительский театр – Алексеевский кружок. Отец Константина переделал сарай загородного дома в небольшой театральный зал, где юные артисты и показывали свои спектакли для близких друзей и родственников. Но Константин мечтал о большем. Занятие театром в то время было не настолько почетным, как сейчас. Потому, чтобы не пятнать знаменитую фамилию и всерьез заниматься любимым делом, Константин Сергеевич взял псевдоним. Так, купец Алексеев превратился в актера, режиссера, величайшего театрального педагога Станиславского.
А уже в 1897 году состоялась легендарная беседа Станиславского с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, которая навсегда изменила русское искусство. В 1898 году был создан Художественно-Общедоступный театр.
В то же время Константин Сергеевич продолжал искать упражнения и инструменты, с помощью которых актеры могли максимально правдиво воплощать своих персонажей. И создал универсальную систему не для гениев, а для всех желающих искренне и честно выступать на сцене. Вот некоторые ее принципы: действие (на сцене нужно действовать, а не показывать эмоции), не играть, а жить (чем сильнее актер проживает свою роль, тем больше эмоций испытает зритель), анализ (актеру нужно анализировать свои действия, поступки, свои сильные и слабые стороны и постоянно совершенствовать себя; важно изучать и анализировать мир вокруг, чтобы создавать и творить), простота, логика и последовательность (все сложные задачи нужно разбивать на маленькие и простые, тогда их легче будет решить). Более 100 лет система Станиславского – самая востребованная система актерского мастерства в мире.
Затем ребятам предстоит выполнить интерактивные задания на внимательность и фантазию.
8–9 классы
Со школьниками поговорят о современном театре и его значении в жизни каждого человека. Детям покажут видеообращения Владимира Львовича Машкова, художественного руководителя Московского театра Олега Табакова, и Евгения Владимировича Князева, ректора Театрального института имени Бориса Щукина. Затем учитель расскажет о Константине Сергеевиче Станиславском – без него сложно представить себе современный театр. В этом году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра.
Благодаря ролику о жизни этого актера, режиссера и педагога ребята узнают о том, как применение разработанных им принципов можно увидеть в современной жизни. Например, Данила Козловский для роли Валерия Харламова в знаменитой «Легенде 17» несколько месяцев учился с профессиональными тренерами кататься на коньках и владеть хоккейной шайбой. Для роли Тора Крис Хемсворт за полгода набрал 18 кг мышечной массы. Джонни Депп придумал своего Джека Воробья, частично взяв черты от анимационного персонажа Пепе Ле Пью из детского мультика «Луни Тюнз».
Более 100 лет система Станиславского является наиболее востребованной системой актерского мастерства в мире. И не только на сцене театра или в кино. Ею пользуются предприниматели, политики, ораторы, журналисты, чтобы повысить эффективность своей работы.
Затем школьники выполнят интерактивные задания и поиграют в «Друдл». Слово «друдл» составили из двух английских слов: «рисунок» и «загадка». Это загадка-головоломка, рисунок, про который невозможно точно сказать, что это такое. Этот рисунок не закончен, его нужно дополнить и завершить. Поэтому «отгаданное» изображение зависит только от воображения игроков.
Каждая команда получает листки, на которых напечатаны друдлы. У ребят будет всего 60 секунд, чтобы их завершить и нарисовать как можно больше разных вариантов. Потом они сравнят, у какой из команд получилось больше законченных картинок.
Затем учитель познакомит обучающихся с региональными и федеральными проектами, поддерживающими школьные театры (Всероссийский проект «Школьная классика» РДДМ «Движение первых» и Театрального института имени Бориса Щукина, направление «Создавай и вдохновляй» РДДМ «Движение первых»).
Разговор завершат фразой К. С. Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
10–11 классы
Со старшеклассниками также поговорят о роли театра в жизни каждого человека и покажут видеообращения В. Л. Машкова и Е. В. Князева. Благодаря видеоролику они больше узнают о Константине Станиславском и предложенной им системе, ее принципах. Учитель обратит внимание ребят на то, что они тоже могут смело использовать принципы системы Станиславского в своих выступлениях как в школе, так и за ее пределами.
Станиславский предложил метод обучения актера, который позволяет достоверно играть, или «проживать» роль. То есть существовать так, чтобы зритель верил мыслям, чувствам, поступкам персонажа. Жизнь актера на сцене, по мнению Станиславского, должна быть без малейшего намека на фальшь и притворство. Во время спектакля зритель должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что он видит на сцене. Если же актер не овладевал мастерством правдоподобности игры, его работа оценивалась знаменитым высказываем Станиславского «Не верю!».
Затем ребятам предложат выполнить интерактивное задание «Как говорил Станиславский». На экране появятся цитаты К. С. Станиславского, в которых не дописано последнее слово. Педагог предложит обучающимся закончить фразу. Каждого отвечающего педагог попросит пояснить свое продолжение фразы, объяснить/предположить, какой смысл мог в нее вкладывать Константин Сергеевич при таком продолжении. После нескольких вариантов ответов обучающихся педагог выведет на экран окончание фразы К. С. Станиславского. Если подобная версия не озвучивалась ребятами, то педагог продолжит обсуждение.
Дети узнают, что Станиславский предложил термин, который теперь широко используется в сценическом искусстве – «сверхзадача». Это высшая цель, ради которой создается спектакль. Ведь самая простая и очевидная задача театра – это рассказ истории, когда-то написанной автором. Станиславский настаивал на том, что актер и режиссер не должны быть просто «передатчиками информации», марионетками. Они должны вкладывать в создаваемый спектакль свой личный смысл, ради которого им будет интересно работать.
То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля. С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений. В этом и будет его актерская личная сверхзадача. Иными словами, это цель, к которой стремится актер. Он задает себе вопрос: для чего я сегодня выхожу на сцену, что хочу сказать зрителю, чем мечтаю поделиться.
Школьникам также предстоит выполнить интерактивные задания на фантазию и внимательность, поиграть в «Друдлы».
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о проведении «Разговоров о важном» на тему празднования Рождества, Дня отца, занятия о развитии атомной отрасли в нашей стране. Издание информировало также о работе детского инклюзивного театра.
Комментарии