Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательные технологии

Не в ту степь

Еще раз о том, кто виноват и что делать
Учительская газета, №42 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Извечный вопрос интеллигента – «Что делать?». Первым его задал в своем романе Николай Чернышевский, который, по словам Ленина, помог стать революционерами сотням человек и изменил его самого. Еще одна очень важная параллель – Ленин выдвинул теорию, что обычный рабочий класс (читай «простые люди» современного российского сообщества) не в состоянии вести революцию с социал-демократическими целями, а преследует только цель «хлеба и масла». На мой взгляд, очень верное определение. И еще одна очень современная ленинская мысль: «…социал-демократического сознания у рабочих не могло быть. Оно могло быть принесено только извне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состоянии выработать лишь сознание тред-юнионистское (англ. trade union), то есть убеждение в необходимости объединяться в союзы, вести борьбу с хозяевами, добиваться от правительства издания тех или иных необходимых для рабочих законов и т. п.».

Человек моего возраста, взращенный и воспитанный на советских идеалах, очень трудно, а порой и болезненно, воспринимает современную действительность, очевидное расслоение общества, старушек у мусорных контейнеров, бульдозеры, закатывающие в грязь продукты питания, пресыщенность, безответственность и беспринципность представителей власти, аварийное жилье, плохие дороги, мажоров разного вида и возраста, различные телешоу, да и многое другое. Я не сторонник революционных разборок, но и не хочу ощущать себя бесправным дураком и потворствовать своим бездействием продолжению вакханалии власти. В свои почти семьдесят вернулся к материалам давно написанной, но не защищенной докторской диссертации (может быть, еще успею), более тридцати лет работаю на общественных началах (то есть без зарплаты) в социально ориентированной общественной организации, вкладывая в дело профессиональные знания и опыт педагога, душу и личные средства, словом, делаю, что могу. Однако вижу, как нас даже в, казалось бы, независимой общественной сфере пытаются загнать в рамки, как скот в стойло.
С начальной школы детей обучают проектному методу, суть которого, к сожалению, не в содействии личностному творческому развитию ребенка, а в навязывании и освоении стандартов и шаблонов, формировании потребности и опыта личного лидерства. Это всемерно поддерживается родителями современных детей – выходцами из постсоветской школы.
В общественном секторе возникают аффилированные структуры (фонды, ассоциации, союзы и др.), которые на бюджетные средства (субсидии и гранты) обучают другие общественные организации технологии привлечения спонсорских и иных целевых средств. Особо замечу, что учат не работать, а грамотно составлять заявки на конкурсы. Появились и посредники – юридические и физические лица, освоившие эту науку вместе с наукой откатов и предлагающие за процент от субсидий помощь в обеспечении победы на таких конкурсах.
На недавнем очередном семинаре, обучающем написанию заявок на такие конкурсы, учителем выступал молодой человек, который своей стильной одеждой (стиляги шестидесятых) демонстрировал свою успешность и финансовый достаток. «Смотрите и учитесь, – говорил он убеленным сединами общественникам, – как надо жить!» Те, моргая глазами, недоумевали, почему некоммерческая организация, работающая много лет на безвозмездных началах с социально уязвимыми группами населения, должна оказывать платные услуги и не может рассчитывать на субсидии. Ответ повис в воздухе. Оказывается, это установка власти.
Помните ответ нашего премьера: «Денег нет, но вы держитесь»? Общественные организации, заполнившие в постсоветский период социальные ниши, освободившиеся в результате оптимизации и прямого уничтожения внешкольных учреждений муниципального уровня, взяли на себя в инициативном добровольном порядке организацию досугово-воспитательной работы с населением, в том числе организацию кружковой работы с детьми по месту жительства, их отдыха в каникулярный период. Так было более двадцати лет, но сейчас все изменилось. За помещения, занимаемые общественными организациями, надо платить; чтобы грамотно составить заявку, надо платить; чтобы получить субсидию – «откатить»; чтобы занимать помещение для социальной работы – надо обслуживать управу и проводить без оплаты массовки на открытых площадках, обеспечивать выборы и прочее.
При этом субсидии разыгрываются на конкурсах, и их получают «грамотно» составившие заявки, но не обязательно осуществляющие деятельность, на которую указывали в этих самых заявках. К нам в прошлом году обратилась такая организация-победитель, получившая субсидию на организацию выезда детей-инвалидов с ментальными нарушениями в загородный пансионат для тренинга. Обратилась с просьбой, чтобы мы укомплектовали такую группу из своего круга общения (у них самих этого круга, как и самой работы, нет). А наша организация конкурс не выиграла, потому что, по мнению экспертов, мы указали, что просим поддержать, пусть эпизодически, практическую деятельность общественной организации. Это противоречит принципам выдачи субсидий – на свою деятельность НКО должна зарабатывать сама.
Вероятно, организаторы подобных конкурсов ведут себя по аналогии с пресловутыми гаишниками – мы вам жезл дали, а дальше вертитесь сами!
Поэтому я обращаюсь к властям предержащим: перестаньте держать нас за идиотов! Мы не можем вам противодействовать, но зато в силах заявить о своем несогласии с установившимся порядком поддержки НКО и вполне в состоянии просветить родительское сообщество и объяснить детям, почему их родители должны отказывать им в занятиях в кружках, летнем отдыхе. Поэтому не удивляйтесь, почему так молодеют участники протестных митингов.

Все это результат низкой эффективности профилактики поведенческих отклонений в среде молодежи и подростков, детской жестокости. «Но что же делать?» – спросите вы. Очень просто: нужно обеспечить, чтобы рядом с детьми был умный взрослый, лучше – педагог, который содержательно займет их досуг, выведет в поход, научит адекватному поведению в коллективе, на природе и в обществе, поможет сформировать интерес к труду и будущей профессии, заложит основы для любви к своему Отечеству. А еще надо восстанавливать разрушенные заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия. Представить трудно, во что мы будем одеваться, какие продукты останутся на прилавках магазинов, на каких машинах будем ездить, если вдруг пресловутый Запад нам откажет в поставках. Но легко представить, во что превратится наша страна, если учить жить и работать нас будут молодые мажоры и приспешники-пропагандисты проектного метода.
​Александр ЯКОВЛЕВ, неработающий пенсионер, невостребованный профессионал

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt