search
main
0

Не унывать, и все у нас получится!

​В последнее время мы видим много общественных инициатив. Власти также не отстают и предлагают различные механизмы взаимодействия с населением, созданы общественные советы при департаментах и ведомствах, институт общественных советников при муниципалитетах.

Государство протянуло руку помощи, но готовы ли мы, родители, к этому? Передовую позицию в России традиционно занимает Москва. Правительство Москвы создало нам в помощь множество таких IT-ресурсов, как система электронных референдумов «Активный гражданин», где горожане высказывают мнение по предложенным темам, делают выбор, голосуют за те или иные инициативы.Есть проект «Наш город», где жители оставляют свои обращения для решения проблем в улучшении ситуации города в целом, эти обращения не относятся, кстати говоря, к 50-му Федеральному закону о порядке рассмотрения обращений граждан, у чиновников есть 8 дней для того, чтобы разобраться и принять соответствующие меры. Многие из нас хоть раз, но пользовались порталом «Госуслуги Москвы», с которым связана система прохода и питания для наших детей, где можно проверить лицензию такси, записаться к врачу.Созданы и успешно работают приложения МВД России, Федеральной службы судебных приставов, МЧС, Следственного комитета, Министерства иностранных дел. Но все ли знают об этих IT-решениях? Далеко не все и не все.А все ли слышали об Открытом правительстве? Многие ли знают о родительских селекторах, о еженедельном селекторе руководителя Департамента образования, который проходит в онлайн-режиме?Основная проблема нашего общества, родительского сообщества прежде всего, – плохая информированность. Многих проблем, возмущения, жалоб могло бы и не быть, если бы у родителей достаточно было информации.Взять, к примеру, управляющий совет образовательной организации. Как это ни странно, но даже в Москве найдутся те, кто ни разу не слышал об управляющем совете, а если и слышали, то понятия не имеют, что это и для чего он нужен. Это говорит не о пассивности или отсутствии какого-либо интереса к жизни школы или садика, а об элементарном отсутствии информации.Мы часто слышим о так называемых карманных, или формальных, управляющих советах: мол, сидят, получают деньги, ничего не делают. Но есть активные родители, которые реально хотят участвовать в государственно-общественном управлении, только вот их туда не берут. Отчего это происходит? Опять из-за плохой информированности и отсутствия четкого понимания роли и задачи управляющего совета в жизни школы или образовательного комплекса в целом не на бумаге, а по факту. Прежде всего управляющий совет нужен для самих директоров. С одной стороны, это помощь, общественное мнение, социальный запрос, так сказать, а с другой стороны, это дополнительный орган контроля, причем весьма умный, хотя порой и не всегда управляемый, поэтому директора и стараются держать некую дистанцию с родительской общественностью. Добавляет масла в огонь и некая нерешительность органов управления в проблемах общественного участия. Недавно заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Любовь Самборская провела краудсорсинговый проект Правительства Москвы «Совет школы». Отличительной чертой проекта было неравнодушие участников и высокая степень их вовлеченности в обсуждаемые темы. Что дал этот проект? С помощью участия родителей и учеников, учителей и членов управляющих советов было поднято множество вопросов, обозначены интересные темы, направления, например, были предложены 1798 идей, размещены 365 постов, оставлены 7826 комментариев и дана 5801 оценка. Но результата по итогам проекта как такового не последовало. Может быть, кто-то испугался такой родительской активности? Ведь должны быть четкие критерии, круг ответственности, причем одни для всех, равно как документы, регламентирующие деятельность. А вот внутренние локальные акты – да, у каждого свои, так как во всех комплексах свои нюансы, свои традиции, своя специфика, свой контингент, в конце концов.В то же время взять, к примеру, устав образовательной организации – при реорганизации многие школы брали за основу типовой устав, в котором четко определен состав управляющего совета и его численность в 20 человек, куда входят и администрация, и родители, и учителя, и старшеклассники. Но что делать, если комплекс состоит из двух школ или из шести школ и восьми садиков? Где единые критерии организации управляющего совета, обеспечивающие представительство всех структурных подразделений? Можно, конечно, все разделить по ступеням, но может возникнуть перевес дошколки, у которой свои интересы и проблемы, или, например, есть несколько зданий, педагогических коллективов, а представлять их интересы будут всего пара человек, не имеющих в итоге веса в совете. Или в большом комплексе создадут совет, но он может быть большой и неуправляемый. Такие вопросы, как мне кажется, нельзя отдавать на откуп руководителям комплексов или школьных управляющих советов. Это должно быть четко регламентировано свыше.Сейчас в Москве запущена система аккредитации управляющих советов в надежде хоть как-то улучшить ситуацию с государственно-общественным управлением. Прохождение аккредитации – некий знак качества школы, свидетельство доверия общества и государства, получение аккредитованными школами дополнительных прав, в том числе и согласование кандидатур директоров. Но мы опять бежим впереди паровоза, проводник не может управлять поездом, без диспетчера самолет безопасно не приземлится, без капитана пароход далеко не уплывет. Необходимо создать институт тьюторов, проводить на регулярной основе обучение членов управляющих советов, проводить мастер-классы с разработкой кейсов. При общении с директорами по теме аккредитации управляющих советов я часто слышу: «Мы подождем пока, посмотрим, что будет дальше». А что дальше, как раз толком никто и не знает. Как сказал Президент РФ Владимир Путин, создаваемые в школе общественные и управляющие советы должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам жизнедеятельности школы. Ольга Голодец также сказала: «Надо знать свои права и не пренебрегать ими». Я призываю родителей активно участвовать в жизни школы и пользоваться своими правами. Почему-то считается, что кто-то придет и объединит или разъединит, что-то даст или не даст. По закону школа должна иметь общественный орган, без решения которого не могут предпринимать никакое действие – ни объединение, ни слияние. Надо знать свои права, наши родители имеют гораздо больше прав, чем они себе представляют. Да, есть случаи, когда родителям удается отстоять своего директора школы при слиянии, но, как правило, это лишь на какое-то время. Задача, стоящая сегодня перед сферой образования, повышает и ответственность самих родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой образовательной организации, так как родители непосредственно заинтересованы в повышении качества обучения и развития детей.В сентябре 2014 году в России стартовал общероссийский проект «Родительские активисты», главная цель которого – вывести участие родителей в решении вопросов общего образования на принципиально новый уровень. За это время проект собрал большое количество активных родителей. Хочу отметить неоценимую роль родительской общественности в сохранении традиций, доброй атмосферы в образовательных организациях. Родители часто инициируют и сами организуют различные культурно-массовые и образовательные мероприятия, – например, в одной школе по инициативе управляющего совета сотрудники государственного банка поддержки малого и среднего предпринимательства – это 100%-ная дочерняя структура Внешэкономбанка – в рамках популяризации предпринимательской инициативы среди молодежи провели волонтерскую акцию – бизнес-игру для школьников «Я – предприниматель». Игра в простой форме моделирует работу начинающего предпринимателя, учит правильно организовывать свой бизнес, показывает, как управлять своими ресурсами: персоналом, оборудованием, офисом, чтобы достичь успеха. Как отмечает представитель банка Ольга Карасева, предпринимательство – это не просто зарабатывание денег, но и прекрасная возможность реализовать себя как личность. Во время игры у участников проявляются деловые качества, они учатся ответственно принимать решения, вести переговоры с партнерами, управлять своими ресурсами. Главное – это уверенность в своих силах.Или еще пример – в одной языковой французской школе в Москве совместно с лицеем при французском посольстве родители организовали уже ставший в этой школе традицией праздник «Неделя Франции», имеющий особое значение для развития русско-французского сотрудничества, провели конкурсы по приготовлению учениками, конечно, не без помощи родителей, традиционных французских блюд, ученики от началки до старшеклассников представляли на французском языке определенный регион Франции. Причем это было все в национальных костюмах, которые приготовили родители. То есть в процесс были вовлечены абсолютно все: и ученики, и родители, и администрация, и учителя. Подобные мероприятия сплачивают целые семьи, повышают культурный уровень детей, развивают международное сотрудничество. Происходит не только культурный обмен, но и обмен лучших образовательных и управленческих практик.Родители выбирают школу или садик не только и не столько на основании всевозможных рейтингов, но еще и по атмосфере в этой образовательной организации, по ее добрым традициям. Для родителей важно, чтобы их детям было комфортно, чтобы они не только обучались, но и развивались, в том числе духовно, культурно-нравственно.Стоит ли говорить, что это особенно важно для особых детей, детей с ОВЗ. Очень радует тот факт, что все больше и больше родителей проявляют свою активную жизненную позицию, активно участвуют в жизни своего образовательного комплекса, района, города.Чиновники начинают слушать и, самое главное, слышать общественность, начинается диалог, идет созидание. Хочу пожелать моим коллегам-родителям успехов на государственно-общественном поприще, никогда не унывать, не сдаваться, и у нас все получится.Вадим НОВИКОВ, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности, председатель управляющего совета школы №1492Информация к сведению«Модели государственно-общественного управления в крупных образовательных комплексах Москвы» стали предметом общественных обсуждений, состоявшихся в рамках реализации Государственной программы столицы на среднесрочный период (2012-2016) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») по заданию Департамента образования. Их провели как ежегодную городскую конференцию участники городской инновационной площадки по созданию эффективной модели государственно-общественного управления образованием (Центр образования №548 «Царицыно» и юридический факультет МГПУ). К участию в конференции были приглашены работники образовательных организаций, члены управляющих советов, активные родители обучающихся образовательных организаций Москвы, которые поговорили об эффективности деятельности управляющих советов (оценка и прогноз – первые итоги аккредитации управляющих советов образовательных организаций Москвы), о моделях участия общественности в независимой оценке качества и общественном контроле в образовании, о повышении информированности родителей о работе управляющих советов и мотивации участия в их работе. В рамках конференции была проведена презентация новой серии брошюр «Библиотека школьного управляющего»: А.Седельников «Об итогах мониторинга актуальных и перспективных тенденций развития государственно-общественного управления в территориальных образовательных комплексах», Е.Шимутина «Создание эффективной модели государственно-общественного управления образованием в образовательных организациях г. Москвы», С.Косарецкий «Независимая оценка качества образования: участие общественности».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте