search
Топ 10

Не умалчивать и не лгать

Когда-то я преподавала граждановедение и приучила своих учеников высказывать свое мнение по любой проблеме, спорить со мной, спорить друг с другом и при этом умело доказывать свою точку зрения с помощью убедительных аргументов и фактов. Они же и на истории у меня ведут себя таким же образом. Здесь, пожалуй, мы дискутируем даже чаще и порой жарче.

На любом уроке истории они у меня рассуждают, сравнивают, анализируют современные события и события давно минувших дней. Меня это радует, потому что способствует и лучшему знанию предмета.

Но вот в этом году, когда мы со старшеклассниками изучали Великую Отечественную войну, у нас на уроке случилась дискуссия, которая вышла далеко за пределы не только класса, но и школы.

Я рассказывала о битве под Москвой, которой в этом году исполняется 65 лет, о героизме наших солдат, ополченцев, в числе которых было немало пожилых людей, актеров, музыкантов, писателей, многие из которых по состоянию здоровья не могли служить в действующей армии, о дивизии генерала Панфилова, о массовом героизме. Сообщила также и о больших потерях советских войск, наших погибло в 8 раз больше. Один ученик возразил: «Мой дедушка считает, что погибших было почти одинаково». На что я сказала, что мы с ним, видимо, читали разные источники.

Но вот слово взял еще один ученик. Он рассказал о том, что знаком с книгами Суворова, что из других публикаций узнал, что «Молодая гвардия» Фадеева вовсе не документальная книга, а чистый художественный вымысел. Я с ним в основном согласилась, сказав, что в романе действительно немало вымышленного. Разгорелся спор, в котором нельзя сказать, чтобы кто-то одержал победу, нет, мои ребята спорят очень деликатно и не для того, чтобы кого-то прижать к стенке неопровержимыми фактами, а скорее сообщить их другим, чтобы они смогли, возможно, отказаться от своей точки зрения. Меня порадовал тот факт, что многих старшеклассников настолько заинтересовала история родной страны, что они захотели самостоятельно познакомиться со многими документами и последними исследованиями.

В общем, тот урок был обычный и для меня, и для детей. Ребята что-то узнали для себя новое, высказали свое отношение к известным историческим событиям. Поспорили, как обычно, и разошлись. А через два дня меня вызвали к директору школы. Поскольку я по-прежнему в ней преподаю, то не буду называть ни ее номера, ни фамилии директора, а сама подпишу это письмо девичьей фамилией своей матери.

Итак, меня вызвали на ковер и дали прочитать жалобу, написанную дедом, вернее, прадедом моего ученика, который не согласился с числом погибших советских солдат под Москвой. Он оказался участником Великой Отечественной войны с конца 1944 года. В письме было написано, что таким учителям, как я, не место в школе, что я искажаю историю и внушаю свои вредные взгляды подрастающему поколению.

Директор школы, по всему было видно, перепугалась и попросила: «Антонина Владимировна, может быть, вы уйдете по собственному желанию, а я помогу вам устроиться в другую школу».

Я предложила другой путь. Я встречусь с этим ветераном, поговорю с ним и предложу ему провести урок о Великой Отечественной войне.

Так и произошло. С капитаном запаса, прадедом моего ученика, мы встретились и проговорили почти четыре часа. Он оказался замечательным человеком. Попросил достать ему несколько книг о войне, изданных в последние 10-15 лет.

Хочу сказать, что Иван Иванович, так действительно зовут ветерана, оказался самым способным моим учеником. Он не только согласился с моими цифрами и фактами, но и рассказал многое честно и правдиво, чему сам был свидетелем в последний год войны. А эпиграфом к своему уроку старый капитан взял слова Льва Толстого: «Эпиграф к истории я бы написал: «Ничего не утаю». Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно – умалчивая». Мне кажется, что беда многих людей в том (я не говорю об этом старом больном ветеране), что они не хотят расширять,уточнять имеющиеся знания, сведения.

Антонина ШЕСТАКОВА, учитель истории, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту