Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не тормоз, а гарант. Так ли плоха ЕТС, как ее «рисуют»?

Мой профсоюз, №17 от 27 апреля 2004. Читать номер
Автор:

В большинстве европейских стран существуют сетки уровней заработной платы в образовании. Есть два вида таких сеток: линейная, как ЕТС, и матричная, учитывающая различные факторы (квалификацию, стаж, образование и так далее). Степень повышения заработной платы при переходе с одной ступени на другую, как и разрыв между начальной и максимальной зарплатой учителя, сильно отличаются в разных государствах.

В 19 странах начальная ставка педагога может быть выше максимального размера в зависимости от профессионального опыта работника, приходящего в школу. Важные составляющие, от которых зависит уровень заработной платы, – это стаж, повышение квалификации, оценка труда учителя или результаты экзаменов. При этом стаж – самый главный и значимый фактор, учитывающийся при повышении зарплаты. Второстепенное значение этот показатель имеет лишь в Португалии, Эстонии, Румынии и Словении.

На зарплату может также повлиять оценка качества работы или результаты экзаменов (конкурсов). Мнение или оценка директора играет решающую роль в Швейцарии, Великобритании, Норвегии, Польше, Болгарии, Венгрии. Позиция профсоюза на переговорах имеет важное значение в Швеции, где тарифной сетки не существует вовсе, а с 1996 года применяется система индивидуально-договорного установления заработной платы учителя. В некоторых странах (например, во Франции и на Мальте) решение принимается другими организациями – инспекциями, руководящими органами школы или смешанными советами. Скажем, во Франции совместная комиссия администрации и профсоюза подает ходатайство о продвижении педагога по службе. В большинстве стран Европейского союза мобильность преподавательского состава стимулируется материально.

Представители учительского сообщества в различных странах мира скептически относятся к установлению связи между уровнем зарплаты и результатами работы педагога. Возражения таковы: школы обучают детей из разных социальных сред, имеют разные экономические ресурсы и разные возможности формирования психологического климата в коллективе.

С позиций международного опыта мы можем теперь рассмотреть все проблемы отечественной Единой тарифной сетки – ЕТС, от которой нас так часто в последнее время призывают отказаться: дескать, устарела и не выполняет былых функций в новые времена.

За последние 7-8 лет государство неоднократно предпринимало попытки придать ЕТС, введенной с 1992 года, рекомендательный характер – и для учреждений бюджетной сферы, и для подведомственных органов исполнительной власти субъектов РФ, и для органов местного самоуправления.

Однако благодаря обязательству сторон, отраженному в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, ставки (оклады) ЕТС сохраняют статус минимальных государственных гарантий по оплате труда в бюджетной сфере. (Этот пункт был включен по предложению Профсоюза работников народного образования и науки).

Кроме того, с 2002 года статус ЕТС закреплен в Трудовом кодексе РФ, и это позволяло профсоюзам бюджетной сферы требовать от федеральной власти участия в финансировании расходов на повышение зарплаты, а также выделения дополнительных средств регионам для погашения долгов бюджетникам.

Нельзя не признать, что применение ЕТС обеспечивает единые сроки индексации тарифных ставок и окладов на всей территории страны, а также единый уровень оплаты труда работников соответствующих профессионально-квалификационных групп независимо от места проживания и финансового состояния регионов и муниципалитетов. Это позволяет предотвращать проявление дискриминации работников бюджетной сферы, которая запрещена Конституцией РФ.

ЕТС выполняет и другую важную функцию, значение которой резко возрастает в связи с предполагаемой передачей полномочий в сфере оплаты труда в бюджетных отраслях с федерального уровня на региональный и даже муниципальный. ЕТС – единая методологическая основа формирования финансовой помощи регионам для обеспечения своевременной выплаты заработной платы бюджетникам на уровне минимальных государственных гарантий по оплате труда, установленных на федеральном уровне.

Так что, по нашему мнению, ЕТС не утратила своей актуальности и в наше время. Она во многом способна обеспечить оптимальные межотраслевые и внутриотраслевые соотношения в оплате труда бюджетников, единую систему оценки квалификации работников образования и сложности выполняемых ими работ в различных регионах России.

Конечно, при введении ЕТС не удалось добиться включения в нее 24 разрядов (ограничились 18-ю), что в немалой степени ограничило дифференциацию в оплате труда между основными категориями работающих (рабочие, специалисты, руководители) и внутри этих групп. Например, из-за этого в учреждениях высшего профессионального образования для некоторых должностей не нашлось индивидуальных разрядов по уровню оплаты труда. Кроме того, существенное «сжатие» ЕТС произошло за годы ее применения в связи с экономией средств при проведении очередных индексаций ставок и окладов. Но проблема, как и раньше, заключается не в ЕТС как системе организации заработной платы, а в неоправданно низком уровне тарифной ставки первого разряда, в постоянных попытках власти проводить индексацию, минимизируя расходы на эти цели.

Нельзя согласиться с высказываниями несведущих, нередко ангажированных политиков о том, что ЕТС безнадежно устарела и стала тормозом на пути совершенствования оплаты труда работников образования и других бюджетных отраслей.

В ходе консультаций и переговоров, проводимых при подготовке Генерального и отраслевых соглашений, Профсоюз работников народного образования и науки, Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ неоднократно высказывали предложения по совершенствованию ЕТС с учетом современных требований. Однако эти предложения, требующие значительного увеличения бюджетных ассигнований (но не большего, чем на введение отраслевых систем оплаты труда), так и не нашли поддержки со стороны Правительства РФ.

И если уж говорить об отказе от ЕТС, то только при создании условий для формирования полноценной отраслевой системы оплаты труда, предусматривающей соблюдение необходимой дифференциации, а также при увеличении бюджетных ассигнований на эти цели не менее чем в 2,5-3 раза и при сохранении ОСОТ в качестве федерального государственного минимального стандарта оплаты труда для различных профессионально-квалификационных групп работников.

В проектах по введению отраслевой системы, предложенных бывшим Минтруда РФ, отсутствовали необходимые условия для этого перехода. Это вынуждало профсоюзы трех бюджетных отраслей неоднократно предпринимать коллективные действия, направленные против отказа от ЕТС и реализации идей Минтруда. Совместные усилия профсоюзов и депутатов Госдумы РФ третьего созыва позволили перенести решение этих вопросов на год.

Напомним, что летом прошлого года по просьбе Комитета по образованию и науке Государственной Думы специалисты ЦК Профсоюза разработали проект рамочного Федерального закона «О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений». Он предусматривает регулирование процесса становления единых принципов и организации оплаты труда бюджетников в случае отказа от ЕТС и перехода к отраслевым системам оплаты труда.

Если не будут обеспечены условия введения ОСОТ, выдвигаемые профсоюзом, то целесообразнее будет сохранить пока действующую систему оплаты труда в образовании на основе ЕТС, включая возможность использования надтарифного фонда в объеме не менее 25% на доплаты и надбавки. Программой-минимум при этом должна стать индексация ставок и окладов ЕТС в порядке, существенно опережающем темпы роста потребительских цен и тарифов.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту