Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не только соревнование, но и повышение квалификации

Учительская газета, №14 от 1 апреля 2008. Читать номер
Автор:

Ольга ЖИЛЬЦОВА, директор Научно-методического центра Восточного округа: – Профессиональные конкурсы в нашем округе рассматриваются не как формальное соревнование учителей, а как оптимальная форма повышения квалификации, стимул для профессионального роста, включение в активную инновационную деятельность педагогических работников.

В основе конкурсного движения – создание условий для повышения мотивации к профессиональному росту педагогов. Большое внимание в округе мы уделяем популяризации профессиональных конкурсов, для этого широко используются возможности сайта НМЦ, где размещаются нормативные документы, а также рассказывается о ходе и результатах конкурсных испытаний, в окружных СМИ помещается информация о профессиональных конкурсах, кроме того, традиционно выпускается фильм об окружном этапе конкурсов. Также проводится обязательная видеосъемка всех конкурсных заданий, выполняемых участниками. В округе уже создан видеофонд лучших конкурсных уроков и занятий для трансляции опыта лучших педагогов. Это дает возможность решать спорные вопросы, которые могут возникнуть при оценивании участников, позволяет конкурсантам провести необходимую рефлексию выступлений. В этом учебном году появилась новая форма работы с будущими конкурсантами: мастер-классы «Победители и лауреаты конкурса «Учитель года Москвы» – молодым педагогам», в которых участвовали почти 300 человек, из них 68 – участники конкурса «Учитель года Москвы-2008».

Для оказания практической помощи педагогическим работникам в подготовке к участию в профессиональных конкурсах разных уровней в следующем учебном году мы планируем открыть на базе НМЦ модульные курсы повышения квалификации «Теоретические и практические аспекты подготовки участников профессиональных конкурсов».

Результат всей этой работы – рост числа участников профессиональных конкурсов, что подтверждает стремление педагогов к самореализации и развитию профессиональной компетентности. Если в 2005-2006 учебном году в районном туре конкурса «Учитель года Москвы» участвовали 120 учителей и 68 учебных заведений, в 2006-2007 учебном году – 141 учитель и 91 учебное заведение, то в нынешнем учебном году число участников достигло 198, а количество школ – 111. Растет и количество участвующих в конкурсе муниципальных районов: в позапрошлом учебном году их было 8, в прошлом – 15, а в нынешнем – уже 16. Мы проанализировали количественное соотношение участников первого тура по педагогическому стажу. Педагогический стаж от 3 до 5 лет имели в этом году 10,7% участников, от 5 до 10 лет – 23,3%, от 11 до 20 – 48%, более 20 лет – 18% участников.

Во второй тур окружного этапа конкурса вышли 28 учителей по различным предметным номинациям. При этом мы провели сравнительный анализ того, как представлены различные предметы в три последних года (см. таблицу).

Основной идеей второго тура была тема «Мой предмет в системе школьного образования». Для проведения второго и третьего туров мы сформировали межпредметное окружное жюри постоянного состава, что позволило увидеть конкурсные испытания участников «одними глазами» и обеспечило объективность оценивания конкурсантов. В постоянный состав окружного жюри вошли лучшие директора ОУ округа – заслуженные учителя РФ и бывшие участники конкурса «Учитель года», представители НМЦ. В рамках второго тура мы организовали окружной выездной семинар в Центр дополнительного профессионального образования «Поведники», где для конкурсантов были проведены тренировочно-консультационные мероприятия: творческие конкурсы, мастер-классы, пресс-конференции, тренинги, общение с методистами-предметниками, членами межпредметного жюри, представителями КЭС. Участники прошли два конкурсных испытания второго тура: выполнили импровизационное задание и написали эссе на заданную тему. По графику, составленному окружным оргкомитетом, конкурсанты представили урок в контексте своей педагогической позиции, провели его в незнакомом классе, ответили на вопросы жюри. По результатам второго тура десять участников, набравших наибольшее количество баллов, были объявлены лауреатами окружного этапа, награждены дипломами лауреатов и допущены к третьему туру. Среди десятки – шесть учителей высшей квалификационной категории, три кандидата наук, пять имеют научные публикации.

На третьем туре участники выполняли конкурсные задания, объединенные основной идеей «Учитель – личность и профессионал». Они представили свой опыт работы и защитили свою педагогическую концепцию, ответили на вопросы жюри, провели демонстрационное занятие (уроки, мастер-классы) по проблемным темам, причем в роли учеников выступили тоже конкурсанты – учителя английского языка, физики, литературы, истории, химии, экономики, мировой художественной культуры. Участники третьего тура проявили яркую индивидуальность, баланс творчества и академизма. Трое участников, ставших победителями, поскольку заняли первые места в рейтинговой таблице по итогам третьего тура, были допущены к участию в городском этапе конкурса. Это учитель русского языка и литературы школы №892 кандидат педагогических наук Михаил Макаров, учитель физики и астрономии вечерней (сменной) школы №77 кандидат педагогических наук Родион Макаров, учитель мировой художественной культуры школы №1035 Евгения Мяздрикова.

Стабильно высокая активность педагогов образовательных учреждений, муниципальных районов как в конкурсе «Учитель года», так и в других профессиональных конкурсах обеспечена некоторыми особенностями организации и их проведения. Первая особенность состоит в том, что окружной этап конкурса проводится Восточным окружным управлением образования, научно-методическим центром при тесном взаимодействии с территориальной организацией Общероссийского профсоюза образования, а также с управами и муниципалитетами районов. Вторая особенность заключается в том, что первый тур окружного этапа традиционно проходит на базе муниципальных районов округа и предполагает обязательное включение в постоянный состав районных жюри представителей управ и муниципалитетов, которые присутствуют на всех конкурсных испытаниях участников. В постоянный состав жюри входят также общественные кураторы – директора ОУ, методисты НМЦ, закрепленные за районами, а также по три специалиста-предметника в соответствии с предметной номинацией участника. Таким образом, районный тур решает не только проблему выбора победителя для дальнейшего участия в конкурсе, но и становится подтверждением общественного признания учителя. Наконец есть еще и третья особенность – проведение торжественных награждений управами и муниципалитетами не только победителей, но и всех участников первого тура конкурса дипломами, призами и подарками. Сложившаяся система поощрения конкурсантов рассматривается как важная психологическая составляющая конкурса, так как в итоге есть победители, но нет побежденных.

Отличительной особенностью окружного конкурсного движения в этом году стала его экспериментальная составляющая при проведении конкурса «Учитель года Москвы-2008». По решению Координационно-экспертного совета при Большом жюри Восточному округу было оказано доверие апробировать с опережением на один тур новые содержательные конкурсы, которые были успешно проведены членом КЭС Вячеславом Кондрашовым с нашими конкурсантами, а затем включены КЭС в качестве творческих заданий на третьем туре в других округах. Например, было опробовано проведение творческого задания «Семь вопросов к конкурсанту». На третьем туре экспериментальная работа была продолжена. Под руководством Вячеслава Николаевича как импровизационное задание был успешно опробован конкурс «Вступление в предмет».

Профессиональные конкурсы становятся своеобразным стартом для организации других окружных конкурсов, которые можно рассматривать как их логическое продолжение. Они охватывают не только различные категории педагогов, но и учащихся. В нашем округе проходят конкурсы «Педагогический дебют» для молодых педагогов и работающих студентов, «Лучший ученик», который проводится с прошлого учебного года в школах ВАО и уже завоевал популярность, «Лего-фестиваль» для учащихся начальных классов школ II, V, VI, VII видов и школ надомного обучения, «Юный умелец» для учащихся 8-9-х классов школ VIII вида, «Я – книголюб» – для участников начальных классов школ II, V, VI, VII видов и школ надомного обучения.

Сегодня конкурсное движение в Восточном округе охватывает различные категории педагогов: педагогов-психологов («Педагог-психолог Москвы»), учителей разнопрофильных образовательных учреждений («Сердце, отданное детям»), воспитателей дошкольных образовательных учреждений («Воспитатель года Москвы», «Первые шаги»), педагогов-внешкольников («Педагог-внешкольник»), классных руководителей («Самый классный классный»).

Для начинающих учителей впервые в этом году проводился конкурс «Педагогический дебют-2008», особенностью которого стало то, что при составлении заданий творческая группа учитывала возрастные особенности участников, стараясь сделать конкурс не просто соревнованием, а праздником для молодых учителей. В первом туре приняли участие 53 учителя из 35 образовательных учреждений 15 муниципальных районов Восточного округа. Интересно их распределение по предметным номинациям, в этом году оно было таким: иностранные языки – 7 человек; начальные классы – 11 человек; информатика и информационные технологии – 7 человек; русский язык и литература, история и обществознание, математика, биология и экология, химия – 3 человека; география – 2 человека; физическая культура, физика, изобразительное искусство – по одному человеку.

Во втором и третьем турах конкурсантам предложили провести мастер-класс, в составе творческой группы разработать и защитить проект, показав глубину знания своего предмета, психолого-педагогическую эрудицию, инновационность, проявив способность к рефлексии и творческой импровизации. По положению об окружном конкурсе «Педагогический дебют», все участники награждены почетными дипломами. Лауреаты и победители – подарками. Для стимулирования молодых специалистов к участию в конкурсе в положение о нем включен такой пункт: «Образовательные учреждения могут рассматривать участие в конкурсе как форму прохождения конкурсантом аттестации на вторую квалификационную категорию при соблюдении требований Положения об аттестации педагогических работников».

Участие в профессиональных конкурсах меняет самоощущение педагога, предоставляет ему возможность поделиться с заинтересованной аудиторией своими творческими находками, подняться на новую ступень педагогического мастерства. Конкурсант, возвращаясь в школу, готов творить, но, к сожалению, не всегда ему предоставляется такая возможность. И это сегодня – проблема! Мы ее видим и стараемся не выпускать конкурсантов из поля зрения, активно сотрудничаем с ними, создаем возможности для их дальнейшего профессионального роста. Так, победитель городского конкурса «Учитель года Москвы-2001» Андрей Милехин работает проректором Московского городского психолого-педагогического университета. А вообще после конкурса изменился статус и многих других участников. С.Коченов, Н.Смирнов, И.Акулова, А.Игнатов стали директорами школ, О.Гончарук, И.Гриб, Е.Воронко, Е.Иванова, Е.Белова, О.Рогожин – методистами НМЦ, Е.Белканова, С.Борисов. Г.Макарова, Е.Медведева – заместителями директора ОУ, О.Рясная-Бредихина работает методистом ЦИТОУ, а И.Хачатрян – член Координационно-экспертного совета при Большом жюри.

Научно-методический центр активно сотрудничает с конкурсантами прошлых лет, привлекая их в качестве организаторов и членов жюри окружных профессиональных конкурсов.

Для поощрения победителей префектура ВАО выделила 150 тысяч рублей. Подведение итогов и торжественное чествование победителей всех профессиональных конкурсов как праздник педагогического мастерства по традиции состоится на апрельском совещании руководителей образовательных учреждений округа 23 апреля 2008 года.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту