search
main
0

Не страшны ни дождь, ни ветер. Мини-походы по территории детского сада для детей 5-7 лет в условиях южного региона

Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Такая форма работы вполне приемлема для детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Когда я посещала семинары педагога-новатора Н.Н. Ефименко, меня заинтересовала его мысль о нерациональном использовании территории участка детского сада в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В каждом детском учреждении есть свободные пространства на территории: дорожки, место за верандами, лужайки, затенённые цветники. Чаще всего они пустуют. Для решения этой проблемы  в нашем детском саду была создана творческая группа педагогов и привлечена родительская общественность. В результате совместной деятельности  родилась идея создания и оборудования  «Тропы здоровья». Она включает в себя  беговую дорожку, полосу препятствий – «терренкур», комплекс для метания и лазания, «Поляну сказок», уголок леса, «Дорожки здоровья» с разметками для разных видов ходьбы, прыжков и бега. Таким образом,  мы решили проблему отсутствия стадиона в детском саду. «Тропа здоровья» для мини-походов делится на участки от 2 до 5 метров, которые имеют разное покрытие: травяное, песчаную поверхность, поверхность с галькой, отсевом, беговую дорожку с дренажным слоем от застоя влаги.

Маршрут начинается от калитки, проходит по территории, и продолжается за верандами,  достигая 400–600 метров.

Цель туристических прогулок – оздоровление организма детей, формирование выносливости, развитие функции сердечно-сосудистой системы, активизация дыхания, повышение нервно-мышечного тонуса, укрепление мышц нижних конечностей. Во время пешеходной прогулки приобретается навык ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута, прививается любовь к родной природе, к земле. Каждый поход имеет и так называемый сюрпризный момент – неожиданное задание или интересная встреча (с Лесовичком, гномом, ёжиком, лисичкой и т. д.). Прогулки должны сопровождаться правильным дыханием, хорошим настроением, появлением ощущения «мышечной радости» к концу пути. Настоящая походная деятельность дошкольникам еще не доступна. Но при подготовке и проведении туристических прогулок, в процессе общения с детьми, педагог употребляет термин «поход». Туризм в детском саду – это большая серьёзная игра, внутри которой присутствуют другие игры. Во время движения детям нравится играть, например,  в «Слова-рифмы», «Города». В игровой форме выполняется полученное задание, подводятся итоги.

Нашу «Тропу здоровья» мы используем не только на занятиях, но и как один из элементов работы с детьми во время приёма на свежем воздухе, на прогулке, в вечернее время. Эта работа нашла своё отражение в плане оздоровительно-профилактической работы каждой возрастной группы. Туристическая прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Также происходит интеграция развития речи дошкольников с туристической прогулкой, театрализованная деятельность на свежем воздухе. Но главная  цель и задача мини-походов – оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии туристическую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей (не менее 80%). При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристической прогулки, погодные и климатические условия.

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что папы и мамы зачастую мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Некоторые родители оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Поэтому необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей о целях, задачах и формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детских образовательных учреждениях.

Родителей нашего детского сада мы знакомим с маршрутами здоровья детей, проводим  циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.

Вариант алгоритма проведения пешей прогулки.

– переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий,

– наблюдение в природе и сбор природного материала,

– беседа о лесе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям,

– выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых),

– подвижные и дидактические игры,

– физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений,

– комплекс упражнений общеразвивающего воздействия, проводимых в игровой форме,

– упражнения на полосе препятствий (пеньки, ветки, горки),

– самостоятельные игры (на привале),

– игровые упражнения, подобранные с учётом уровня развития двигательной активности детей.

В зависимости от сезонных и погодных условий определяются цель и задачи. При подборе упражнений необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, их настроение.

В содержание походов включаются хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее на занятиях по физкультуре.

Каждый мини-поход включает три этапа.

1 этап – подготовка

2 этап – проведение

3 этап – подведение итогов

Одевание по сезону.

Обращение к родителям, рассказ о предстоящей прогулке.

Рисование эмблемы.

Подготовка снаряжения

Прохождение намеченного маршрута.

Действия в соответствии с темой прогулки.

Наблюдение.

Составление мини-отчёта о прогулке (рисунки, поделки, рассказы и др.)

Заседание в клубе «Юных путешественников» (в день мини-похода во второй половине дня).

Структура мини-похода.

Первая часть – вводная,  длительностью до 5 минут.

Цели: сообщить задачи и краткое содержание предстоящей деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовность к походу.

Вторая часть – движение по разработанному маршруту (до 40 минут).  Этот этап включает от одного до трёх (в зависимости от физической подготовленности, сезона, погоды) переходов с кратковременными (5-10 мин) привалами для отдыха (разные виды ходьбы, общеразвивающие упражнения, полоса препятствий, основные виды движения: метание, бег, лазание и т.д.).

Третья часть – включаются несколько подвижных игр или игровых упражнений, следующих одно за другим (до 15 минут) Дети тренируются быстро переключаться с одного двигательного задания на другое, формируется ловкость, быстрота, координация. Например, преодоление паутины (из верёвок), затем «Лесные ловишки», «К дереву беги». Зимой сокращается длительность отдыха на привалах. Движения заменяются по сезону (ходьба по траве – ходьба по глубокому снегу; ходьба по узкой дорожке – ходьба «след в след»).

Периодически воспитатели проводят цикл бесед, сюжетно-ролевую игру «Туристическое агентство», во время которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах, овладевают специальными терминами: турист, палатка, привал, маршрут, карта. Для повышения интереса детей к занятиям туризмом и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения. Зимой – катание с горки, лепка снеговика, снежный лабиринт. Летом – игры с мячом и ракеткой, хоккей на траве и т.д.

В прогулках-походах участвуют инструктор физической культуры и воспитатели групп. Проводятся туристические прогулки в первой половине дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволяет детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. А регулярное проведение занятий на открытом воздухе, постоянно меняющиеся метеорологические условия: температура, влажность, ветер, в сочетании с физическими упражнениями оказывают комплексное закаливающее влияние на организм детей. Высокая двигательная активность на воздухе усиливает работоспособность сердца и лёгких детей, обеспечивает повышенное насыщение кислородом органов и тканей, стимулирует и совершенствует деятельность центральной нервной системы.

После высокой двигательной активности на занятии прогулка должна быть спокойной. Но, как показывают наблюдения, физкультурные занятия в начале прогулки стимулируют самостоятельную деятельность детей: они чаще используют физкультурные пособия на участке, организуют подвижные игры. В холодное время года  занятие проводится в конце прогулки, чтобы дети после активной мышечной деятельности оказались в помещении.

Очень хочется, чтобы двор стал не просто местом положенной по расписанию прогулки, но и двигательной средой. Такую среду ещё можно назвать пространством, которое с одной стороны провоцирует на разнообразную двигательную деятельность, а с другой – затрудняет её, даёт право выбора нагрузки по силам, по интересам, по возможностям.

«Рецепты» организации пеших прогулок-походов

Целесообразно сделать по маршруту насыпные горки из естественного грунта различной протяжённости и высоты. Детям очень интересно подниматься и спускаться с таких горок бегом.

Что метать в мишени? Мячи, шишки, разнообразные «гранаты», снежки. Хорошо, когда при попадании мишень переворачивается или закрывается. Это поддерживает интерес детей. Так же нужен жёлоб, чтобы метательные снаряды возвращались назад.

3.        Как соорудить комплекс для лазания? Один из простых способов лазания – «паутина»,

это физкультурный комплекс, сделанный из верёвок, резинки с опорой на 3-4 столба,

или протянутый между стволами деревьев.

4.         Для организации прыжков  в естественных природных условиях можно использовать

разной высоты пеньки с набитыми крышками – «мухоморы».

Поляну сказок можно использовать для проведения вводной части, разминки, различных имитационных движений.

Уголок леса идеально подходит для организации привала в середине или в конце пути.

Лабиринт можно сделать авторским по своим чертежам, соблюдая рекомендуемые размеры.

Все эти сооружения из мишеней, горок, брёвен, пней и прочего нужно устанавливать постепенно, посмотреть, как работает, внести изменения и только тогда вносить усложнения или дополнения. Не сразу на века строить, а наблюдать и совершенствовать. От чего-то отказываться, что-то изменять. И, самое главное, всегда помнить о безопасности оборудования.

Сейчас много гипервозбудимых детей. После активной деятельности таким детям, чтобы снять расторможенность, нужны упражнения, требующие уравновешенности. Самое простое – упражнение в равновесии. Прошёл по буму, удержал баланс – значит, успокоился!

Нам всё больше и больше нравятся туристические прогулки, т.к. благодаря им нам стали не страшны ни дождь, ни ветер. Мы можем заниматься и под небольшим дождём с зонтиками, и на крылечке детского сада, всегда спешим на воздух, если там не очень ветрено и морозно. Впереди много неизведанного: игры по ориентированию на местности, знаки туристской маркировки, узлы для дошколят  и много другого.

Большую роль играют физкультурные праздники (совместные с родителями и детьми). Чаще всего содержание физкультурных праздников согласуется с сезонными явлениями.

Осень:

–  совместный спортивный осенний праздник;

– пешеходный поход в осенний лес;

– “Зов джунглей”.

Зима:

– новогодний спортивный праздник;

– «Крокодил Гена идёт в армию» (праздник вместе с папами и действующими военнослужащими),

– «Проводы русской зимы».

Весна:

– “Здравствуй, масленица!” (весенний спортивный праздник, построенный на народных играх, забавах);

– “А ну-ка, девочки” (совместный с родителями и детьми праздник, включающий в себя конкурсы, эстафеты);

– «Славься, славься, День Победы!» – туристский слёт (туристская полоса препятствий и соревнования по ориентированию),

– “Всё наоборот” – первоапрельский весёлый спортивный праздник;

– легкоатлетическая эстафета (круг 400 метров делится на 4 дистанции: 1 – девочки; 2 – мамы; 3 – мальчики; 4 – папы);

– “Весенний пешеходный поход в лес”.

Лето:

– «Дружат дети всей земли» – малые Олимпийские игры

-“День озорника”

– “День Нептуна”

– “День скакалки”

– “День велосипедиста”

– “День мяча”

Традиционное итоговое мероприятие по мини-походам проходит в начале мая в виде туристического слёта, приурочено оно обычно к великому празднику День Победы. К этому времени дети уже приобретают туристический опыт, у них есть определённые знания и навыки.

Я обратилась к теме истории спорта, для того, чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По моему мнению, это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.

Нравственный аспект – безусловная основа туризма и краеведения. Создавать нравственную атмосферу помогают правила, девизы, речёвки, кубанские народные игры, пословицы, основанные на казачьих традициях: «Казак без коня, что солдат без ружья», «Назвался туристом – надевай рюкзак», «Кончил дело – помоги товарищу», «Хорошие туристы не лежат на диване», «Терпи казак, атаманом будешь», «Сорили другие – уберём мы», «После нас лучше (чище), чем до нас», «Слушаем тишину – учимся слушать музыку природы».

Таким образом,  используя мини-походы, мы решаем важную задачу – воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей, помогаем благополучно войти в социум в будущем, формируем жизненную позицию, привычку к здоровому образу жизни, укрепляем и закаляем растущий организм наших воспитанников, тем более, что двигательная деятельность детей осуществляется в занимательных условиях игры, следовательно, на положительном эмоциональном фоне.

Туристические прогулки в режиме дня детского сада №160

(Таблицу см. во вложенном файле).

Схема «Тропы здоровья»,  описание маршрутов.

Перспективный план мини-походов для детей 5-7 лет.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

«Мы – туристы»

2-я неделя сентября

Воспитатели

2.

«Путешествие в осенний лес»

3-я неделя сентября

Инструктор

«Осенняя экскурсия»

1-я неделя октября

«Лесные приключения»

4-я неделя октября

5.

«Хочу стать ловким»

1-я неделя ноября

6.

«Осенний букет для мамы»

2-я неделя ноября

7.

«Готовимся к зиме»

1-я неделя декабря

8.

«Зимой на воздухе»

2-я неделя января

9.

«Зимние забавы на санках»

3-я неделя января

10.

«Взятие снежной крепости»

1-я неделя февраля

11.

«Дорожные знаки»

1-я неделя марта

Воспитатель

12.

«К бабушке пешком»

2-я неделя марта

13.

«Путешествие в зоопарк»

2-я неделя апреля

14.

«Мы идём в поход»

4-я неделя апреля

15.

«Путешествие за кладом»

1-я неделя мая

«Среди красок природы»

3-я неделя мая

Авторизованные конспекты мини-походов с учётом сезонных изменений.

Мини-поход «Лесные приключения

(5-7 лет)

Вид: спортивно-тренировочный.

Цель:

обучение преодолению естественных препятствий.

Задачи:

– Бег с изменением направления; отработать корригирующие упражнения на осанку, ходьбу на полусогнутых ногах; научиться выполнять гимнастические упражнения и основные виды движения чётко, правильно, всегда следить за положением осанки; соблюдать дистанцию при выполнении основных упражнений поточным способом; развивать выносливость при циклических упражнениях;

– Развивать доказательную речь.

– Прививать любовь  ко всему живому на земле, воспитывать желание сочувствовать и помогать в трудную минуту.

– Совершенствовать формы общественного поведения в совместной деятельности (очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы).

Инвентарь: рюкзаки по количеству детей с бутылкой воды, вафлей. Подстилка, палатка для привала. Теремок, бабочка, лягушка, зайчик, волк, медведь. Корзины с шишками, 3 красных флажка. «Паутина» из резинки – 2 шт., много небольших игрушек. Оригами «Голубь – по количеству детей.

1 часть. Вводная.

Инструктор: Мальчики и девочки, сегодня ночью мне приснился интересный сон: мы с вами оказались в большом, густом лесу. Вы уже догадались, что я хочу предложить вам отправиться в мой сон. Итак, сегодня мы побываем на живописном озере и поиграем в растения, насекомых, птиц и животных. Сегодня мы отправимся в поход. Вы хотите отправиться в поход? А как надо вести себя в походе?

(Ответы детей).

Инструктор: Поход дело серьёзное. Мы должны быть собранными, дружными. Берите свои рюкзаки с водичкой и отправляемся в путь. Станьте в колонну по одному. Песню запевай!

(Поём песню «Если с другом вышел в путь»).

Ход занятия.

II часть. Остановка на «Поляне сказок».

Инструктор: Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а поющий зелёный лес. Берёзы там пели нежные песни, дубы – песни дубов. Пела речка, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые. Но сегодня в этом сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал всё живое: зверей, птиц, деревья, кусты. Ребята, мы поможем сказочному лесу?

Дети: Да.

Инструктор: Тогда в путь! Пойдём в лес по тропинке, которая должна нас вывести на поляну, полную света и тепла.

Колонной по одному дети идут друг за другом на разминку.

Инструктор: Оглянитесь вокруг, какой высоты становится трава! Значит лесное озеро уже близко.

Дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, голову чуть-чуть наклоняют вниз и идут друг за другом один круг.

Инструктор: На пути показались большие деревья!

Дети, подняв руки вверх, на носках идут колонной.

Инструктор: Постепенно приходится осматривать и ощупывать дорогу перед собой. Выбрасываем то левую, то правую ногу в сторону, продвигаясь вперёд.

Ну что же, мы всё проверили. Идём шагом! (Один круг). Глубоко вдыхаем лесной воздух и говорим «Ау!».

Ребята, тихо-тихо мы подышим, сердце мы своё услышим. Тук-тук-тук. Представьте, что у вас вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Давайте немного этого тепла и света пошлём сказочной поляне. (Дети выносят руки от груди вперёд ладонями вверх). Молодцы!

Ребята, лесок стал оживать. Но что я вижу? Теремок. Кто в тереме живёт? Бабочка. Дайте ей, как договаривались, кусочек тепла от своего сердца. (Руки вперёд).

Бабочка: Как прекрасно жить на свете, вы согласны со мной дети? Тогда  летите за мной! (Бег со взмахами).

Инструктор: А это кто? Лягушка! Отдайте ей кусочек своего тепла, она смотрит на нас, она живая, прыгаем вперёд! (На двух ногах, на одной ноге).

Инструктор: А вот мышка куда-то пропала! Её не хватает в этой сказке. Но зато на нашем пути встретился зайчик! Зайчик, что ты умеешь делать? Лапкой умываться (растирают нос), чисто вытираться (растирают лоб), гребешком чесаться (гребнем по волосам). (Самомассаж). Подарите ему кусочек тепла.

Инструктор: А это волк – зубами щёлк. Он за нами гонится, бежим по дорожке большими шагами. (Один круг). Всё, погоня закончилась. Скорее давайте ему кусочек своего доброго сердца. Он вам говорит «Спасибо!». (Дыхательное упражнение «Веер»: «ох-ох-ох» – обмахиваясь руками).

А вот и медведь. Что он сделал в сказке? (Развалил дом). Правильно. Скорее ему посылайте кусочек своего доброго сердца. И нам пора к новым приключениям! Пройдём один круг и, взмахивая то правой, то левой рукой, скажем «До свидания!».

Переход на лабиринт.

А теперь покажем зверям, какие мы сильные и умелые! Нас ждут забавные «физкультуринки».

Общеразвивающие упражнения  с использованием  лабиринта.

1. «Посмотрим по сторонам». Ип: упор лёжа на лабиринте. Повороты головы в стороны, вверх-вниз.

2. «Накачаем воду в озеро». Ип: то же. Отжимания от лабиринта. (Хлюп-хлюп)

3. Любопытная  Варвара. (Присесть, держась за лабиринт, встать,  поднявшись на носки, руку козырьком ко лбу, «что видите?»).

4. «Розовые пяточки». (Голову наклонять пониже при сгибании рук в локтях, при этом поднимать поочерёдно повыше ногу).

5. Сердитый шлагбаум. Не пропускает непослушный автобус! Стоя боком к лабиринту, с опорой на него рукой, отведение одной ноги в сторону со словами «Не пущу, не пущу! Красный свет, хода нет!». (Затем поворот в другую сторону). Спросить: «А вы не переходите на красный свет? И на велосипеде не ездите на красный свет? И на роликах? Никогда не переходите на красный свет!».

6. Коровки и бычки. А вот коровки и бычки этого не знают. Стали у дороги и мычат «Му-му!» (Одну ногу закинуть на лабиринт, стоя к нему спиной, на другой слегка приседать. Рукой изобразить рога. Поменять ногу).

7. Непослушная нога делает, что ей хочется! Пока бычки переходили через дорогу, у нас развязались шнурки! (Занос ноги на лабиринт, стоя к нему лицом). Поменять ноги 3-4 раза.

8. Трусливые зайцы. А вот и трусливые зайцы хотят перейти через дорогу, но не знают как. Шныряют туда-сюда! (Лазанье под лабиринт). А голодный волк ходит, ищет их. (Инструктор изображает голодного волка).

9. А вот и мышка, которая потерялась на поляне сказок. Мышиный хоровод. (Сначала ходьба вокруг лабиринта на носках, бег по лабиринту).

ОВД.

1)      Проверка на ловкость. (Бег по прямой, затем  змейкой между рюкзаками, разложенными на расстоянии 50 см друг от друга на беговой дорожке).

2)      Обратно ходьба по полосе препятствий – 2-3 раза. На кочках спрыгивание и запрыгивание.

3)      Метание шишками с расстояния 4-5 м (от флажка) правой и левой рукой.

Инструктор: Мы показали свою ловкость и силу. Давайте играть и веселиться. Берите рюкзаки и идём дальше.

На ходу говорят речёвку «Мы – туристы»:

Кто шагает дружно в ряд?

Наш детсадовский отряд.

Мы хотим быть смелыми,

здоровыми, умелыми!»

3 часть. Игры.

Инструктор. Смотрите, какую паутину сплёл сказочный паук, даже две, одну для девочек, а другую для мальчиков. Нам через неё надо пробраться. Задевать нельзя даже косичками! Не запутайтесь. По очереди, берегите друга.

В этом лесу много разных игрушек. Вы должны бегать так, чтобы не задеть ни один предмет. Кто задел, выходит из игры.

(Игра идет до победителя. 2-3 раза).

Инструктор: Ребята, посмотрите вокруг, какой всё-таки лес красивый! Вы сегодня спасли всё живое от злого волшебника своим добром и любовью. Голубь – символ мира. Возьмите их на память себе домой.

4 часть. Привал.

А теперь привал или, по-другому, отдых! Разобьём палатку, расстелем покрывало!

«Завтрак на траве».

Мини-поход  «Зимние забавы – взятие крепости» (5-7 лет).

Вид: познавательный.

Цель: знакомство с праздником День защитника Отечества в рамках военно-патриотического месячника.

– Упражнять детей в умении регулировать ширину шага при ходьбе, развивать чувство равновесия. Совершенствовать технику метания в необычной обстановке.

– Приучать детей выполнять знакомые движения в тревожной ситуации.

– Обучать элементам ориентирования на местности по компасу.

– Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы.

– Развивать умственную операцию сравнения при отгадывании загадок. Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима. Зимние забавы».

– Воспитывать патриотизм, чувство товарищества и коллективизма.

Инвентарь: санки, компас, карточки с загадками, знамя, снежная крепость, снежки или мешочки, снежные горки.

I часть. Вводная.

Инструктор: 23 февраля – День защитника Отечества. Пройдет немало времени, и на смену нынешним воинам нашей армии придут наши мальчишки. Кто-то, возможно, будет нести службу на Севере, где много снега. Что вы знаете о Севере?

Дети: Солнце здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности Земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему там царство льда и снега. Земля замёрзла, везде снег, температура воздуха до -50.

Инструктор: Сегодня и у нас снег в городе!

Я предлагаю отправиться в поход на север, где нам надо будет показать, какие мы смелые и умелые, найти и завоевать крепость. Я знаю пословицу, которую придумали в народе: «Хорошие туристы не лежат на диване». Как вы думаете, что люди хотят сказать этим выражением? (Ответы, доводы детей). Верно, даже если за окном много снега, холодно, мы должны быть активными, путешествовать, закаляться. Догадайтесь, что нам поможет определить, где север, а где юг? Слушайте загадку:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.   (Компас).

Правильно, в походе поможет нам компас.

Напомню, что синяя стрелка указывает на «север», а красная—на «юг». Наши санки оставим в лесочке, они нас подождут немножко. Но прежде, чем начать путешествие, нам необходимо сформировать отряд. (Дети строятся парами).

Выход на «Поляну сказок» по компасу.

Инструктор. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы пошли в поход! А сейчас я загадаю вам загадки. (По ходу движения). Слушайте каждую внимательно до конца и только потом говорите отгадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила. (Зима).

Скатерть бела всю землю одела. (Снег).

Нахмурилось небо. Наверно, не в духе!

Летают, летают белые мухи. (Снежинки).

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? Почему вы так считаете? Как вы думаете, какого цвета зима? Какая погода бывает зимой? В какие игры вы играете зимой? (Ответы детей). Как хорошо, что вы так много знаете о зиме! Мы пришли на «Поляну сказок». Как красиво на поляне! Всё здесь укрыто снегом. Какой бывает снег? (Ответы детей).

Ходьба парами по глубокому снегу по дорожке к «Поляне сказок» и на ней, ходьба по узкой тропинке по одному,

Ходьба по следам зайца (семенящий шаг), оленя (выпадами),  бег трусцой как белая куропатка, ходьба с восстановлением дыхания: «Полярная сова угукает».

Игра по ходу движения: «Смена ведущих». Дети движутся в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен бегом занять место направляющего.

II часть. Выходят на полосу препятствий.

Инструктор: Ребята, продолжаем идти на север, ищем снежную крепость. Но прежде  нужно незаметно подобраться к крепости (к снежной горке). А что такое крепость? (Ответы детей). Правильно, это высокое башенное здание. Помните, мы вчера с вами построили снежную крепость? Водрузили на неё знамя. Сегодня она будет крепостью, которую надо найти и завоевать. Сейчас идём по лабиринту. На нашем пути цепочка следов. (На заснеженной беговой дорожке  взрослые заранее оставили следы). Нужно пройти так, чтобы не оставлять после себя никаких дополнительных следов. (Упражнение «След в след»: следы расположены на разном расстоянии, пятки сближены, носки разведены, расстояние 20-30 см). Если вас обнаружат, то надо быстро укрыться за любым деревом.

В конце, когда все дети перейдут дорожку, выбегает солдат (охранник детского сада), который смотрит по сторонам и как будто никого не видит. Он говорит: «Я видел с горы, что к нам кто-то идёт, но никого нет. Наверное, не рассмотрел». Уходит.

Инструктор: Давайте, пока нас не обнаружили, вернёмся домой.

(Дети возвращаются, минуя цепочку следов).

Инструктор: Ну что, больше не пойдём? Ладно, давайте ещё раз попробуем пробраться. Может, нам пробежать по этим следам или пройти быстрее, тогда нас не успеют засечь? Кто сможет быстрее пройти, тот идёт первым, а мы пойдём за ним.

Повторяется первая ситуация, но после того как дети спрячутся, солдат проходит по цепи дорожки и проверяет, все ли попали след в след. Если он обнаружит дополнительные следы, то начинает искать нарушителей, натыкается на детей и пытается их поймать, а педагог в это время даёт сигнал «Быстрее в укрытие» (за веранду). Дети возвращаются.

Инструктор. Что же нам делать?

Все обсуждают ситуацию. Желательно расположить детей спиной к крепости, чтобы солдат мог незаметно покинуть крепость.

Принимается решение ещё раз пройти к крепости, несмотря на то, что её охраняет солдат. Но на этот раз взять с собой снежки (если снег липкий, то дети сначала лепят снежки; если снег не липкий, то подготовить мешочки) и атаковать крепость метанием. Перед крепостью на расстоянии 4 м чертится линия, а за линией ров шириной 700 см, глубиной 30 см, в крепости отверстия. Снежки можно перебрасывать через стены крепости, а можно бросать в амбразуры.

Бросив снежки (мешочки) и не встретив никакого противодействия, дети решают, приблизиться к крепости, перепрыгнув через ров. Когда все перепрыгнут и начнут подходить к крепости, изнутри крепости охранник начинает метание снежков по атакующим. Увидев солдата, педагог предлагает быстро перепрыгнуть через ров обратно и бежать в укрытие. Солдат продолжает «стрелять» снежками со стороны крепости. Атакующие тоже начинают метание. И ещё пытаются завоевать флаг. Если снежок защитника крепости попадёт в того, кто забирает знамя, в плен попадает весь отряд атакующих. Поэтому он должен принимать правильное решение, и может быть оставить знамя на месте. «Раненые» доставляются в плен, в крепость, и переходят на сторону защитника крепости.

Педагог предлагает подобраться к крепости с другой стороны. Обходной путь предусматривает лёгкий бег. Обойдя кругом, дети неожиданно берут в плен (в круг) солдат.

Дети договариваются, что отпустят солдат из плена, если те смогут выскочить из круга. Проводится игра по типу «Мышеловки».

Переход  в «Уголок леса».

3 часть.  Самостоятельная двигательная деятельность  детей

Инструктор. Нет солдату передышки, такова армейская жизнь! Что ж, новобранцы, боевые учения вы прошли успешно. Преодолели все препятствия, отгадали все загадки. Отгадайте ещё одну:

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка,

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (Санки).

Инструктор: Правильно, ребята, санки всё лето стояли, зимы ожидали, как же на них не покататься! (Разделить детей на  под­группы по трое по желанию).

Катание на санках по кругу, змейкой на «Поляне сказок».

Инструктор: Придумайте ещё немного зимних забав и назовите их мне.

(Дети предлагают катание со снежной горки на санках, скольжение по ледяной дорожке, лепка из снега).

4 часть. Сбор детей и возвращение в детский сад.

5 часть. Подведение итогов мини-похода во второй половине дня в форме отчётов-рассказов детей по типу заседания клуба путешественников.

Мини-поход «К бабушке пешком» (5-7 лет)

Вид: развлекательный

Цель: поддержание интереса к туризму в форме прогулки с элементами развлечения.

– оздоровление организма детей во время пешеходной прогулки: развивать аэробические возможности организма. Развитие силы, ловкости, навыков самоорганизации;

– приобретение навыков ориентировки на местности, умения разбираться в карте-схеме маршрута;

– подготавливать к преодолению возможных трудностей (полоса препятствий);

– воспитывать чувство доброго отношения к близ­кому человеку; закрепить в речи представления детей о семейных отношениях и о семье;

– создание атмосферы доброжелательности у детей и взрослых в период похода; воспитание чувства товариществ, взаимопомощи.

Оснащение занятия: Рюкзаки, бублики, любимая игрушка, оборудование полосы препятствий: лягушатник, паутина. Персонажи: игрушка Лесовичок  и Бабушка. 10 клубочков синего и красного цвета, корзина с соком. Пластиковая бутылка, карта, карточки со схемой  задания.

Предварительная работа: беседы с детьми о семье, о бабушках. Каждый ребенок в группе должен рассказать о своей бабушке. Для этого педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии, обсуждает с ними, кто на кого похож.

Инструктор: Что же такое семья?

Инструктор: Как вы думаете, мы с вами можем быть семьёй?

Педагог подводит детей к мысли, что семья – это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Это родственники, мы их любим и дорожим ими.

Инструктор: В одной семье существует несколько поколений: молодое – дети; среднее – мамы и папы; пожилое – бабушки и дедушки; старшее – прабабушки и прадедушки.

Какое время года сейчас? А месяц? Что за праздник отмечает вся страна 8 марта? (Ответы детей). Вот и мы с вами сегодня отправимся в поход, в гости к моей бабушке. Бабушка живёт далеко, на пути нас ждут преграды и задания. И поможет нам её найти карта, о которой мне рассказал Старичок-лесовичок. Но сначала мы уложим рюкзаки для похода.

«Уложи рюкзак»

На групповой площадке группа разбивается на две-три команды и выстраивается на линии старта в две-три колонны. На старте размещаются вещи (коврик, куртка, фляжка, котелок, кеды, кружка и пр.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 15-20 м от игроков. Число вещей должно соответствовать числу участников игры. Игрокам дают возможность рассмот­реть вещи и договориться о последовательности укладки рюк­зака.

По сигналу педагога капитаны подбегают к рюкзаку и укла­дывают в него взятую со старта вещь, наиболее подходящую для начала укладки. Затем возвращаются на старт и передают эста­фету касанием руки следующему игроку. Так по очереди каж­дый игрок продолжает укладывать рюкзак к походу. Последний в команде игрок, завершив укладку, приносит рюкзак на старт.

Побеждает команда, которая правильно и быстро уложила рюкзак (вместе с детьми педагог проверяет оба рюкзака, анали­зирует ошибки).

Инструктор: Оденьте рюкзаки, и пойдём скорее в наш лесочек. Он нас ждёт. (Ребята отправляются в путь. По дороге общаются с педагогом).

1 часть. Вводная.  В уголке леса появляется игрушка Старичок-лесовичок:

Это я, едой старик,

Называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу.

За порядком здесь слежу.

Инструктор и дети: Здравствуй, старичок-Лесовичок!

Лесовичок: Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?

Инструктор: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой. А также мы идём в гости к бабушке. Ты не знаешь, как нам её найти?

Лесовичок: От мостика сделаете 5 шагов к берёзе, затем повернётесь направо, сделаете 10 шагов к ёлке. Увидите лавочку, а под лавочкой – бутылочка волшебная. В ней карта, рассмотрите её и узнаете, что вам делать и  где живёт ваша бабушка. Только знайте, что вас ждут разные испытания. Ведь я хочу убедиться, что вы смелые и выносливые.

Инструктор: Спасибо тебе, Лесовичок. (Выполняют задание. Найдя карту, рассматривают её. Решают, куда идти).

2 часть. Основная.

План карты. (на карте цифрами обозначено место карточек-испытаний).

1 этап. Уголок леса. В соответствии со схемой дети находят карточку с 1-м заданием: «Назвать деревья вокруг». Игра «Раз, два, три, к названному дереву беги!». Надо по сигналу, подбежав к дереву, рассмотреть его и рассказать, как изменился вид дерева по сравнению с прошлым походом.

2 этап. На дорожках детского сада. На карточке изображён «Бег парой». Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

3 этап. «Прыжки из вагона в вагон» (рисунки на асфальте). Колонна становятся по одному за линией старта. По сигналу участники с рюкзаком за спиной прыгают на двух ногах из вагона в вагон (поточным способом) – 2-3 раза.

4 этап. «Поляна сказок». Прохождение «Лягушатника», изготовленного из сухих веток и прутьев и «Паутины» из верёвки с двумя-тремя резкими поворотами.

5 этап. Полоса препятствий. Пробежка по беговой дорожке с передачей эстафеты, ходьба змейкой между деревьями, бревно, метание шишек в вертикальную мишень.

6 этап. Встреча с Бабушкой, которая сидит в беседке. Она рада внучатам, и просит отгадать загадки:

1) Не живая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога).

2) Чёрен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт. (Жук).

3) Балерина пляшет,

Вся искрится блёстками,

Над цветками машет

Лепестками пёстрыми. (Бабочка).

3 часть. Заключительная.

Бабушка: Хорошие, умные внучата. Приготовила я вам подарок, он в корзинке. Да вот совсем стара стала, забыла, где оставила. Давайте вместе искать, а помогут нам его найти клубочки синего и красного цвета, которые высыпались у меня из кармана по дорожке в детский сад. 5 синих – для мальчиков и 5 красных – для девочек.

Побеждает команда, нашедшая первой корзинку. В ней – сок.

Инструктор. Пора прощаться с бабушкой и Лесовичком. Давайте их поблагодарим за всё.

Возвращение в детский сад.

Список использованной литературы:

1. М.А.Рунова «Двигательная активность ребёнка в детском саду». М., 2000

2. Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и  оздоровления детей дошкольного возраста». Таганрог, 2004

3. С.В.Реутский «Физическое развитие ребёнка». Спб: Речь, 2009

4. Н.Ч.Железняк «Занятия на тренажёрах». М., 2009

5. Н.И.Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста». М., 2003

6. Н.И.Бочарова «Туристские прогулки в детском саду». М., 2004

7. Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам». М., 2000

8. Н.В.Полтавцева «Физическая культура в дошкольном детстве». М., 2005

9. М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья». М., 2009

10. С.Н.Николаева «Юный эколог». М., 2002

11. Журнал Обруч, 4/2009 г., с.34-35.

Марина Филонова, инструктор по физической культуре детского сада комбинированного вида №160 города Краснодара, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте