search
main
0

Не современникам во благо, но потомкам

Главная любовь в судьбе княгини-просветительницы

Имя Марии Клавдиевны Тенишевой на устах почти у каждого смолянина. Меценат, общественный деятель, художник-эмальер, преподавательница, коллекционер, основательница ряда музеев и мастерских. Много славных дел удалось ей реализовать, но детищем сердца Марии Клавдиевны, любовью ее жизни стала народная школа на хуторе Фленово в современной Смоленской области. О ней сегодня и пойдет наш рассказ.

Курочка по зернышку клюет

Ничем не примечательная деревянная постройка. Сложно представить, что это все, что осталось от храма науки и образования, однако рискните, не ошибетесь. Школа для крестьянских детей была открыта в имении Талашкино еще в 1887 году прежней его владелицей княгиней Екатериной Святополк-Четвертинской. С переходом усадьбы во владение Тенишевой школа была преобразована в одноклассное училище Министерства народного просвещения с преподаванием огородничества и полеводства.

Специально для этой цели был куплен хутор Фленово, где и разместилось учебное заведение. Произошло это в 1894 году, а в 1896-м в курс преподавания ввели сельское хозяйство, и образование стало двухклассным. В 1900 году образовательное учреждение было преобразовано в низшую, 1‑го разряда, сельскохозяйственную школу Министерства земледелия и государственных имуществ с тремя приготовительными классами. Затем, в 1903‑м, ввиду уменьшения числа неграмотных первый приготовительный класс был закрыт, и школа вернулась к двухклассному образованию. Однако в нее принимали ребят уже после выпуска из одноклассного сельского или городского училища.

Учебный курс в школе продолжался пять лет и разделялся на пять классов – два приготовительных и три специальных. Несколько позднее приготовительных классов тоже стало три. По всем предметам существовали программы, объем которых указывался в уставе школы. Теоретические и ремесленные занятия велись с октября по март, а практические, по сельскому хозяйству, – с апреля по октябрь.

В школе преподавались общеобразовательные предметы, такие как литература, родной язык, биология, химия, математика, Закон Божий, а также практико-прикладные дисциплины – садоводство, земледелие, скотоводство, огородничество, пчеловодство и ремесла – столярное, гончарное, кузнечное, шорное, плотническое, а для девочек – рукоделие. Учебное заведение было смешанным. Школьники обучались также искусству: пению, рисованию, музыке под руководством таких корифеев, как балалаечник Василий Лидин и живописец Сергей Малютин. Также в школе существовал собственный театр, где режиссером классических постановок золотого ХIХ века выступала сама Мария Клавдиевна Тенишева, выпускница вокальной парижской школы.

Экзамены в школе проводились только в последнем специальном классе. Ученики остальных классов переводились по итогам года. Также была введена практика по всем отраслям хозяйства, обязательная для всех учеников. Успешные выпускники, предоставившие удовлетворительный письменный отчет о практических занятиях, получали от школы аттестат, предоставлявший право пользоваться льготой по отбыванию воинской повинности. Основной целью учебного заведения была подготовка воспитанников, способных вести как собственное хозяйство, так и работать в частных имениях старостами, приказчиками, помощниками управляющих.

Всеобщее, доступное, передовое

Следует отметить, что образование было бесплатным. Девочки и мальчики учились на условиях пансиона: их полностью обеспечивали едой, одеждой и жильем. Стоимость содержания одного пансионера в год составляла 61 рубль 40 копеек, что по тем временам было весьма большими деньгами. В школу приходили и дети из дальних деревень. Для них имелось отдельное общежитие, где ребята могли переждать непогоду, а родители в это время присылали им провизию. В школе было три помещения для занятий приготовительных классов, три – для специальных, две спальни, столовая, рукодельная, общежитие для девочек. Большое внимание уделялось чистоте и здоровью ребят: для учеников, постоянно живущих в школе, была построена баня с еженедельным ее посещением по субботам. Раз в неделю менялось постельное и нательное белье. Для осмотра и лечения учеников приглашался земской врач.

В обязанности школьников входило дежурство по учебному заведению, общежитию, скотному и конному дворам, а также в имении Талашкино. Для выполнения всех этих задач требовались подготовка и специальные знания.

В свободное время ученики читали книги и журналы из библиотеки, играли, ходили на лыжах, занимались гимнастикой. Талашкинская сельскохозяйственная школа являлась уникальным обучающим центром с замечательным преподавательским составом, ориентировалась на последние достижения аграрной науки и имела богатейшую опытно-экспериментальную базу.

И швец, и жнец, и на дуде игрец!

Каждый ученик обязательно изучал одно из ремесел: мальчики – столярно-плотничное, гончарное, корзиночное, шорное или кузнечное, девочки – рукоделие. Для обучения столярному ремеслу использовались верстаки, пилы, разнообразные скобеля, буровцы, топоры, рубанки. В кузнице ученики рубили железо, изготавливали из него подковы, обивали железом ящики и бочонки, делали крючки, чинили металлический сельскохозяйственный инвентарь.

Преподавание шорного ремесла велось без особой программы, ребята чинили старую сбрую, делали уздечки, хомуты из соломы, обшивали их же войлоком и кожей, шили шлеи, сиделки, подушки под упряжные цепи. В корзиночной мастерской ученики заготавливали лозу для плетения, плели корзины, чемоданы, стулья. Гончарному ремеслу обучались на традиционных гончарных кругах. Изготавливали традиционный крестьянский набор посуды: кубышки, горлачи, банки, горшки, кувшины. На занятиях рукоделия девочки учились шить белье, изучали различные техники кружевоплетения.

Много времени уделялось вышиванию шелком и бумажными нитями по образцам из модных журналов и эскизам профессиональных художников. В классе рукоделия пользовались утюгами, ножницами разных видов и мастей, рамками и валиками-подставками для плетения кружев. Ремесленные мастерские создавались для того, чтобы ученики, прошедшие полный курс, могли в своих хозяйствах произвести ремонт любого инвентаря или с нуля изготовить собственный.

Все в сад

Сельскохозяйственное обучение проводилось по специальным программам – садоводству, огородничеству, земледелию – с обязательной работой в летние месяцы. Школьный огород занимал 1,5 десятины плодородной земли. Там выращивались разные сорта перца, баклажанов, кабачков, сельдерей, цикорий, томаты, капуста, огурцы, свекла, морковь, картофель. Школьники учились делать грядки и обрабатывать землю при помощи техники – плугом, боронами «Рандаль» и «Зиг-Заг».

В школьном хозяйстве велась паровая система земледелия при четырехпольном севообороте. На полях выращивали рожь, овес, кормовую свеклу, картофель, лен. Воспитанников также обучали пчеловодству, школьная пасека содержала до 48 ульев. Ученики круг­лый год наблюдали за поведением пчел в специальном застекленном павильоне с тремя стеклянными ульями внутри. Для учебных целей был также создан пчеловодческий музей.

Не последнюю роль в жизни школы играло садоводство. Сад занимал шесть десятин. Здесь выращивались 28 сортов яблонь, два сорта вишни, нехарактерной для средней полосы, более 20 сортов смородины. Ученики ухаживали за деревьями и кустарниками: делали обрезку, прививку новых сортов к старым деревьям, весной и осенью удобряли землю, перекапывали сад, чистили стволы от мха и лишайника, обмазывали их известковой водой.

Также школьники проходили практику по скотоводству. Разведение животных и молочное хозяйство ребята изучали в имении Тенишевой. Само же школьное хозяйство было небольшим: 9 коров и 9 овец. Полученное от них молоко использовалось в пищу.

Сельскохозяйственное обучение школьников было очень важной задачей, потому что позволяло подготовить школьников к самостоятельному ведению собственного хозяйства, дать возможность поступить в Сельскохозяйственную академию и в будущем стать управляющими в имениях.

Сквозь века, на века, навсегда, до конца…

В этом году княгиня-просветительница неожиданно обрела признание со стороны современных школьников. В художественной галерее города-героя Смоленска была организована выставка победителей конкурса детских рисунков «Созидательница. Мария Тенишева в русской культуре Серебряного века». Устроителями состязания выступили Департамент по культуре Смоленской области, Смоленский музей-заповедник и художественный музей «Арт-Донбасс» города Донецка.

На протяжении трех месяцев более 150 юных художников от 6 до 18 лет, живущих в разных уголках Смоленщины и Донецкой Народной Республики, вдохновенно трудились над созданием конкурсных работ. Они сумели продемонстрировать яркую образность, изобразительную свободу, неожиданные повороты мысли и богатство фантазии, оставаясь при этом детьми с собственной манерой видеть, думать и чувствовать. Юные авторы много узнали о русской культуре Серебряного века, о жизни яркого представителя своего времени – мецената, коллекционера, музыканта, художника Марии Тенишевой.

На открытии выставки присутствовали учащиеся и педагоги Детской художественной школы имени Марии Клавдиевны Тенишевой города Смоленска и Сметанинской детской школы искусств Смоленского района. Дипломы дети получили из рук Надежды Владимировны Деверилиной, советника-эксперта Департамента по культуре Смоленской области, и заслуженного художника России Валерия Степановича Гращенкова. Также для победителей была проведена экскурсия от лица самой княгини Тенишевой. Автором ее выступила Виктория Кузьменкова, режиссер Центра культуры города Смоленска. Организаторы конкурса благодарны всем участникам, педагогам, членам жюри. Итогом их работы явилась замечательная выставка, посетить которую может любой желающий до 2 июня.

В усадьбе Фленово Марии Тенишевой в 2008 году был установлен монумент. Рядом с ним гранитный камень с незатейливой надписью: «Храмы, музеи, памятники строятся не для современников, они строятся для будущих поколений». Это слова самой Марии Тенишевой. А что же есть школа, если не храм науки, памятник педагогике, музей знаний одновременно?! И кто, если не учителя времени настоящего, проложит через качественное образование дорогу своим ученикам, нашим потомкам, в светлое и благодатное будущее?

Алена ЮРЧЕНКО, Смоленская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте