search
main
0

«Не сохранение пепла, а передача огня»: эксперты конкурса «Учитель года 2023» поделились своими впечатлениями

Члены Большого жюри Всероссийского конкурса «Учитель года – 2023» поделились своими впечатлениями от выступлений участников и общей атмосферы профессиональных состязаний. Они также напомнили об истории конкурса.

Кадр трансляции Россия-Культура

На телеканале «Культура» прошла трансляция встречи конкурсантов с гостями – членами Большого жюри профессиональных состязаний «Учитель года – 2023». Ее участниками в здании Гимназии им. Е. М. Примакова в Московской области стали Ирина Георгиевна Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», член Большого жюри конкурса «Учитель года России – 2023», Олег Геннадьевич Парамонов, Заслуженный учитель Российской Федерации, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 1993», учитель русского языка и литературы из Брянска, а также Екатерина Алексеевна Филиппова, Народный учитель Российской Федерации, учитель французского языка школы № 34 города Рязани, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1996», член Большого жюри конкурса этого года.

Немного о прошлом

Как отметила Екатерина Филиппова, в прошлом – двадцатом – веке соревноваться было непросто. Для нее – вдвойне, поскольку Екатерина Алексеевна приехала из Рязани, а Рязань победила в 1995 году (педагог Зинаида Викторовна Климентовская тогда стала абсолютным победителем «Учителя года»). Так что Екатерина Алексеевна ехала на состязание, по ее словам, «не побеждать, а очень достойно представлять свой красивый старинный исторический город». Она не думала о победе, шла легко и просто. И когда все же победила, то процитировала строки Марины Цветаевой «Я думала, что уж исчезло чудо, теперь я знаю: чудо есть».

Екатерина Филиппова. Фото: Вадим Мелешко

Рассказывая о своем участии в конкурсе, Олег Парамонов напомнил, что 2 октября 1993 года состязания проходили в Останкино, еще не было известно, кто будет победителем, участь пятерки педагогов решало жюри. А на следующий день начался путч, в Останкино стреляли. Однако при этом в конкурсе все было замечательно.

За 30 лет участия в конкурсном движении педагог отметил: каким это состязание было для него лично ранее, таким же остается и сейчас. Он перефразировал строки Андрея Вознесенского: «Заряжая ораторски эрудицией вас, сам, как аккумулятор, заряжался от масс». Все 30 лет благодаря конкурсу Олег Геннадьевич постоянно «заряжается» от коллег.

Олег Парамонов. Фото: Вадим Мелешко

По словам Ирины Димовой, «Учительская газета» стала не только летописью конкурса «Учитель года», она стояла у истоков состязания, родившегося в 1989 году. Это было особенное время – время перемен. Конкурс появился на стыке двух эпох. Организаторы очень старались, чтобы он состоялся. Идея заключалась в том, чтобы открыть новые имена в педагогике. В середине 80-х годов «Учительская газета» подняла на щит педагогов-новаторов, которые публично выступали в Останкино. «Это были великие педагоги. Хотелось продолжить линию открытия новых имен, новых звезд – Моцартов педагогики. И мне кажется, у нас это получилось», – отметила Ирина Георгиевна. Она пришла в газету в 1991 году, и главный редактор Петр Положевец поручил заниматься конкурсом.

Ирина Димова. Фото: Вадим Мелешко

Пройдя в нем долгий путь, в своей книге «Окрыляющая педагогика» Ирина Георгиевна постаралась рассказать о жизни в конкурсе и после него. Ведь главное достояние творческого соревнования в том, что для участника начинается после состязаний. Потом, по словам Димовой, начинается самое интересное. Эту мысль организаторы стараются донести до участников. Сейчас 15 лауреатов уже стали звездами, «Все остальные участники – тоже звезды, у них еще все впереди», – заметила Ирина Димова.

О новом поколении педагогов

Екатерина Алексеевна Филиппова, работая на конкурсе, отметила, что новое поколение учителей – зрелое, мудрое, за ними чувствуется большой пласт культуры. Ведь совсем не случайно в критериях оценивания для жюри, помимо методических принципов, есть критерий культуры – оценивается рефлексивная культура, информационная коммуникативная культура педагога – учителя формирует культура. Современные талантливые учителя, по ее мнению, это другой век. Педагог уверена, что наступает век просвещения и культуры.

Олега Геннадьевича впечатлила гимназия, где проходит конкурс, это он выразил в четверостишии:

«Оценив по достоинству ваши усилия,
Сегодня мы честно признаться должны:
Пока есть такие школы в России,
Есть будущее у страны».

Педагог подчеркнул, что его радует большое количество молодых учителей – это позволяет ему вновь заряжаться, молодеть. И поделился экспромтом:

«Я бы Господу дал взятку, чтобы он мог разрешить
Мне еще одну тридцатку в этом конкурсе прожить».

Ирина Димова отметила, что идеология и дух, которые закладывались в концепцию конкурса, сохраняются. «Учитель года» призван открывать неординарные личности, талантливых учителей, которые могут выходить за пределы традиционного взгляда на свой предмет. Ее порадовало, что традиция продолжается – «не как сохранение пепла, а как передача огня». Она видит в конкурсантах этот огонь и харизму, желание быть публичными людьми. Это сверхзадача конкурса, миссия участника, победителя – нести идеи, одухотворяющие и вдохновляющие учителей, повышающие престиж профессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте