search
main
0

Не слепой поиск, а профессиональный отбор

Чтобы высшее педагогическое образование формировало специалиста, отвечавшего современным требованиям, необходима продуманная программа формирования личности педагога, а также люди, способные реализовать эту программу. И здесь главенствующей становится идея непрерывного педагогического образования, которая объединила бы общие усилия дошкольных учреждений, школ, ссузов и вузов, институтов усовершенствования учителей, курсов и т.д.

Как же реализовать эту идею? Один из путей – интеграция различных типов образовательных учреждений. Это создает условия для эффективного использования потенциала каждого из них в процессе профессиональной подготовки учителя. Именно для этого в 2001 году решением ученого совета РГПУ утверждено положение об ассоциации «Университетский округ Рязани и Рязанской области». Необходимость создания подобного комплекса объясняется стремлением сформировать единое образовательное пространство региона, повысить качество образования на всех уровнях, насытив их новым содержанием и новыми образовательными технологиями.

Именно педагогический университет стал в Рязанской области интегрирующей структурой непрерывного образования и ее центральным звеном. На его базе и при его участии осуществляется допрофессиональная подготовка школьников, послевузовская – специалистов, а также переподготовка и повышение квалификации работников системы образования.

Несмотря на тенденции последних лет (в частности, введение ЕГЭ и профильного обучения), которые фактически разрушают существовавшие много лет комплексы «школа-вуз», мы считаем, что проблема сохранения целостности этого звена находится в центре системы непрерывного образования и является одним из факторов формирования и подготовки специалистов. Ведь при правильном понимании проблемы усиливающаяся дифференциация образования и перевод его на многоуровневую структуру открывает новые возможности взаимодействия вузов с образовательными учреждениями.

В РГПУ сложилась эффективная система работы с учениками, желающими приобрести специальность учителя. В городе и области действуют 24 педагогических класса. Их выпускники не только имеют теоретические представления о профессии учителя, но и обладают практическими навыками педагогической деятельности. Причем контролю качества подготовки выпускников по завершению каждого уровня образования уделяется особое внимание. В этом смысле совмещение выпускных школьных экзаменов и вступительных вузовских вполне перспективно, особенно если учесть, что сельские выпускники имеют квоты при поступлении на педагогические специальности.

Помимо создания педагогических классов на этапе довузовской подготовки значима работа кафедр университета со школами города и области. Кроме того, широко используются и другие формы сотрудничества – профильные, специализированные и гимназические классы, предметные олимпиады, лагеря. Преподаватели вуза работают в Дворцах творчества детей и юношества, окружных центрах творчества, городском дискуссионном клубе, православной гимназии, информационно-образовательном центре «Содружество» (тут участвуют более 150 сотрудников 28 кафедр университета). Нелишне напомнить, что работа осуществляется на договорной основе и носит взаимовыгодный характер. Ведь, с одной стороны, ученые обеспечивают качественную подготовку будущих учителей, а также растят себе смену. А с другой – факультеты имеют стабильную экспериментальную площадку для проведения педпрактики и педагогических экспериментов, выполнения курсовых и дипломных работ.

Достойное поколение педагогов появится в российской школе в том случае, если ставка будет сделана не на слепой поиск талантов среди массы абитуриентов, а на профессиональный отбор среди выпускников вуза, проявивших склонность к педагогической деятельности на довузовском этапе.

Полосу подготовил Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте