По первому своему диплому я педагог. Всегда хотела быть учителем и 20 лет отдала школе, половину из них – в качестве директора. Мне было 24 года, когда судьба предложила выбор – пойти работать в партийную систему или на село, взять на себя руководство школой-новостройкой. Я сказала: люблю детей. И поехала в сельскую школу, о чем никогда не жалела. Так что знаю о профессии не понаслышке, и для меня это направление – народное образование – было одним из ведущих и главных в жизни. Остается оно таким и поныне – в депутатской работе. Избрали меня в областную Думу в 2004 году. Пять лет возглавляла там Комитет по науке, образованию и культуре. В октябре 2009-го вновь избрана депутатом Думы уже 5-го созыва, опять являюсь председателем комитета, теперь уже по социальной политике. Но вопросы образования по-прежнему находятся в его ведении. Сегодня хочу отчитаться за то, что удалось сделать, и рассказать, каким я вижу очень значимый для всех нас год – Год учителя.
Это большая ответственность – участвовать в совершенствовании законов, по которым предстоит жить образовательным учреждениям, тем же сельским школам, проблемы которых знаешь «от и до».
За прошедшие годы в регионе выработаны очень важные законодательные акты – законы о правовом регулировании, «Об образовании». И готовились они вместе с областным комитетом профсоюза. Иначе и быть не могло, ведь законы предусматривали меры социальной поддержки работников отрасли, на страже интересов которых стоит общественная профессиональная организация.
Комитет по науке, образованию и культуре, который я возглавляла в Думе 4-го созыва, постоянно сотрудничал с обкомом профсоюза в решении проблем в сфере образования.
Первым шагом нашего думского Комитета стали депутатские слушания о состоянии общеобразовательных учреждений региона, а итогом их проведения – рекомендации губернатору и администрации по разработке программы развития общего образования области. И надо отдать должное разработчикам: внесенная на рассмотрение областной Думы и принятая 24 мая 2007 года Программа развития образования предусматривала мероприятия по поддержке не только общего образования, но и дошкольного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования с небывалым для области объемом финансирования в 753 миллиона рублей.
Самой главной победой в ходе реализации программы стало строительство двух общеобразовательных школ – Большескуратовской в Чернском районе и Воскресенской в Дубенском районе, в которых сейчас учатся более 500 детей. Впервые за 20 лет мечты о новой школе стали реальностью благодаря усилиям, партнерским взаимоотношениям депутатов, губернатора области, органов исполнительной власти и отраслевого профсоюза.
Работая над Программой, депутаты увидели: в области много проблем, связанных с дошкольным образованием. В первую очередь – низкая зарплата работников детских садов, слабая материально-техническая оснащенность и плачевное состояние зданий дошкольных учреждений, нехватка мест для детей, желающих их посещать. Тогда областные парламентарии одними из первых в стране вышли в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о финансировании дошкольных учреждений по целевым субвенциям по аналогии со школами. Нас поддержали практически все законодательные органы субъектов РФ, однако до настоящего времени этот вопрос не решен.
Следующим шагом депутатов регионального законодательного собрания была кропотливая работа над Областной целевой программой «Развитие дошкольного образования в Тульской области на 2008-2010 годы». В ней предусматривались строительство, реконструкция и капитальный ремонт муниципальных дошкольных учреждений почти на 325 миллионов рублей, создание условий для обучения, развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах и, что самое главное, – повышение качества дошкольного образования.
Вот уже пять лет заработная плата педагогам выплачивается своевременно и в полном объеме. Вместе с отраслевым профсоюзом мы ежегодно отрабатываем норматив финансирования школ в расчете на одного ученика и утверждаем его законом области. Именно норматив позволяет регулировать заработную плату работников образовательных учреждений, а также решать вопросы обеспеченности ОУ всем необходимым. В нем сейчас учтены расходы на обучение детей на дому, наполняемость классов, стоимость образовательной услуги по дошкольным образовательным программам. За два последних года норматив увеличен почти вдвое и составляет от 17 до 107 тысяч рублей на одного обучающегося в зависимости от наполняемости класса и местонахождения школы. Выделение средств на приобретение учебных пособий, оплату услуг сети «Интернет», бесспорно, стало дополнением к реализации приоритетного национального проекта «Образование».
В 2009 году мы впервые приняли региональный закон, предусматривающий норматив расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, что является расходным обязательством области.
Особое внимание депутаты обращают на социальную поддержку учителей, на закрепление педагогических кадров в образовательных учреждениях, прежде всего на селе.
Результатом долгой и трудной совместной работы депутатов областной Думы, администрации области и обкома профсоюза стало сохранение в стопроцентном объеме льгот по оплате жилья и коммунальных услуг сельским педагогам. Принят закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)». На его финансирование в областном бюджете на 2010 год предусмотрено 204 миллиона рублей – почти в три раза больше по сравнению с 2007 годом. Сейчас грядет «монетизация» этих льгот. Мое твердое мнение: для сельских учителей нужно сохранить натуральную льготу по оплате жилья, освещения и отопления, что важно для привлечения педагогов в глубинку.
В рамках реализации национального проекта «Образование» депутаты областной Думы по предложению педагогов и отраслевого профсоюза неоднократно обращались к Президенту страны, в Правительство и Федеральное Собрание РФ с предложением об установлении государственной поддержки гимназий и лицеев, сельских образовательных учреждений, разработке федеральной программы «Школьный автобус», принятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», о повышении зарплаты педагогов. Они стали также авторами проектов федеральных законов, предлагающих финансировать дошкольные и негосударственные образовательные учреждения за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
По инициативе обкома профсоюза депутаты изучили ситуацию, связанную с выплатой вознаграждения за выполнение функций классного руководителя. Мы смогли решить вопрос о его выплате за время каникул, не совпадающих с основным и дополнительным отпуском педагогов, за периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и отсутствия работника по другим уважительным причинам. Нам удалось сохранить размер вознаграждения с учетом наполняемости класса по состоянию на начало учебного года, а также доплаты из фонда доплат и надбавок за выполнение функций классного руководителя.
Депутаты областной Думы при самом активном участии обкома профсоюза и вместе с администрацией области прорабатывали переход на новую систему оплаты труда.
К сожалению, в условиях экономического кризиса мы уже в 2009 году были вынуждены сократить некоторые расходы в бюджете региона. Но даже в это трудное время нам удалось ни на йоту не сократить финансирование областного закона «Об образовании» и сохранить меры социальной поддержки как педагогов, так и учащихся. А именно:
– право обучающихся на льготный или бесплатный проезд к месту учебы и обратно в городском и пригородном транспорте за счет средств местных бюджетов;
– скидку в размере 50 процентов стоимости проезда к месту учебы и обратно в пределах области студентам очной формы обучения;
– бесплатное пользование обучающимися библиотечными фондами и музеями;
– доплаты из областного бюджета за ученые степени педагогам общеобразовательных учреждений (кандидатам наук – 3 тысячи рублей, докторам наук – 7 тысяч рублей);
– доплату за отраслевые нагрудные знаки «Почетный работник общего образования», «Отличник народного просвещения» (10 процентов от размера должностного оклада), за почетное звание «Заслуженный учитель» (его имеют 435 педагогов области, которые получают дополнительно 15 процентов от размера должностного оклада), за почетные звания «Народный учитель СССР» или «Народный учитель Российской Федерации» (не менее 20 процентов от размера должностного оклада);
– единовременные выплаты молодым специалистам после первого года работы: в городе – пять окладов, на селе – десять окладов;
– обеспечение педагогов пособием на санаторно-курортное лечение;
– средства на организацию питания учеников первых-пятых классов в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на обеспечение детей молоком и молочными продуктами.
В целом на реализацию закона в бюджете области предусмотрено почти 850 миллионов рублей.
Хочется, чтобы те целевые отраслевые программы, которые выстраданы, которые только-только начали менять отношение к образованию, нашли бы воплощение при улучшении бюджетной ситуации.
Вступая в Год учителя, мы знаем, что будет приниматься новый федеральный Закон об образовании. Наша задача – вместе с профсоюзом и органами управления образованием сделать все, чтобы закон учел проблемы всех типов школ, чтобы давал поддержку учителю, который сегодня воспитывает будущее страны.
Галина ФОМИНА, председатель Комитета по социальной политике Тульской областной Думы
Комментарии