Окончание. Начало в N11
Примечания к тематическому плану
на 3-летний курс обучения
Изобразительное искусство.
Основы росписи. Цветоведение
Хотя в тематическом плане не стоят специально отведенные занятия по данной теме, но занятия по изобразительному искусству продолжаются в 1-й год обучения на уроках по росписи папье-маше и зарисовке эскизов по всем видам ДПТ; во 2-й год обучения – на уроках по моделированию одежды и росписи папье-маше; в 3-й год обучения – углубляются на занятиях по моделированию одежды и прорисовке фона акварелью в работе с природными материалами, а также в разделе “Роспись дерева, стекла, камня”.
Папье-маше. Первый год обучения – выполняются игрушки на конусообразной форме-стаканчике; второй год обучения – на надутой резиновой основе (напальчнике, воздушном шарике). В третий год обучения специальных занятий по теме “Папье-маше” не отводится, так как ребята используют этот вид ДПТ по мере необходимости во многих композициях (детали декораций, костюмов, дополнения, посуда, продукты и т.д.).
Работа с природными материалами ведется по двум направлениям – это изготовление панно и декораций из плоскозасушенных растений и составление композиций и декораций из объемных природных материалов. В первый год обучения начинается сбор материала ранней весной, затем летом. Во второй год обучения продолжается сбор материала с сентября до поздней осени, то есть накапливается “комплект” весенне-летне-осенних растений.
Основы моделирования и пошив одежды для кукол. В первый год обучения даются начальные сведения об одежде, названиях деталей. На следующий год знания углубляются, дети выполняют эскизы и шьют простейшую одежду. На третий год дается большой раздел по моделированию, основам кроя и пошива кукольной одежды, включая выполнение множества лабораторных и практических работ. В программе логически соединены данный раздел и “Пошив кукол из трикотажа”.
Методические пояснения к программе
Как уже было сказано в пояснительной записке, дети познают мир, играя. А еще они очень любят сказки. Эта любовь к игре и сказке проходит красной нитью через все темы программы.
Дети приходят на занятия первый раз. Как их встретят? Не только что, но и как расскажут? От этого зависит очень многое.
Конечно, работы руководителя кружка, кружковцев прошлых лет привлекают детей. Но ребенок должен почувствовать, что на каждом занятии ждут именно его, любят именно его – со всеми недостатками и достоинствами; его, пока еще мало что умеющего, не совсем дисциплинированного и послушного.
Включение в сказку, игру происходит уже при знакомстве. С младшими школьниками и дошколятами для знакомства можно использовать игру “Колобок”. Для этого нужен колобок – расписанный мячик или игрушка. Руководитель разговаривает с колобком.
Колобок:
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
А ты кто?
Учитель (представляется): Ты сделан из муки и сметаны, а я – из тела и души, из мыслей, чувств, ума, воли, желаний, у меня есть хорошие качества, которыми я стараюсь не гордиться и не хвастать, а есть и не очень хорошие, но я стараюсь их исправить. Ты от дедушки и бабушки ушел, а у меня есть семья, да еще и кот-озорник. Я очень люблю свою работу и детей, которые сюда пришли. Но пока я мало знаю о них. Ты катись к ним, пусть они расскажут о себе.
Далее колобок катится от одного ребенка к другому, и каждый, держа его в руках, рассказывает коротко о себе. Рассказывает не мне и не другим детям, пока еще чужим, а доброму, милому, так хорошо знакомому с детства колобку.
Следующая тема, объяснение которой вызывает сложности у многих учителей, – это правила поведения и техники безопасности.
Здесь также можно ввести элемент игры и сказки. Например, придумать и обыграть сказку о том, что у всех должен быть свой домик, в том числе и у иголки – игольная подушка, у ножниц – футляр и т.д. А все вместе они живут в большой шкатулке для швейных принадлежностей.
На этом занятии дети с удовольствием слушают пословицы и поговорки о труде, загадки об инструментах. Выполняя домашнее задание – сочинить сказку, загадку, стихотворение о труде, инструментах, мастерах, – многие проявляют незаурядную фантазию.
При изучении ручных швов мы используем образы, знакомые по загадкам. Например, иголка – это и уточка, и конь, и девочка-озорница, и мышка, и птичка-невеличка, и паровоз. Такие образы помогают детям, играя, быстро запомнить, как выполнить тот или иной шов.
Например, шов вперед иголка. Чтобы показать, как его выполнить, учитель сознательно выбирает голубую или синюю ткань – это озеро. Иголка – стальная уточка – ныряет и выныривает, но все время двигается вперед от одного берега к другому.
Следующий шов – назад иголка. Та же уточка, но она что-то ищет, думает – плыть или не плыть ей к другому берегу. Вынырнула – проплыла немного назад (маленький стежок по лицевой стороне работы), нырнула и проплыла вперед (большой стежок по изнаночной стороне работы). И так, возвращаясь назад по воде, двигаясь вперед под водой, она передвигается от одного берега к другому.
Кто быстрее доплывет по другого берега, первая или вторая уточка? Оставленный чьим хвостом шов будет крепче? Почему? Какой из этих швов временный, а какой постоянный? Почему? Зачем нужен временный шов? На эти вопросы дети отвечают, выполнив два шва.
При изучении шва косой стягивающий используются образы девочки-озорницы, любопытного зверька.
При изготовлении игрушек детям предлагается придумать о них рассказ или сказку. Очень часто ребята видят перед собой всего лишь обезличенные детали – головы, ноги, уши и, не представляя конечный результат – игрушку, работают очень медленно, часто отвлекаются. Но после того как будущей игрушке дано имя, придумана ее история, работать становится гораздо интереснее. Да еще рисуется перспектива “воплощения в жизнь” других героев сказки – друзей первой игрушки. Так, 8-летний Саша с трудом сшил первую игрушку – человечка. И вдруг через несколько дней говорит: “Скучно ему, надо жену ему сшить”. Жена получилась красивая и аккуратная.
Для примера приводится сказка, написанная Андреем Крыловым, учеником 1-го класса (1998-1999 у.г.).
Сказка
Жил-был кот. Звали его Матрос. Это был старый, добрый и мудрый кот. Жил он в большой избе вместе со своим хозяином. Однажды он пошел прогуляться. Он любил ходить к пруду, где мальчишки ловили рыбу. Проходя мимо песочницы, он увидел маленького котенка, который весело гонялся за сухими листьями. Котенок был один и очень худой. Матрос догадался, что у него нет хозяина и о нем никто не заботится. Матрос позвал его с собой. Весь день они провели на пруду, а вечером вместе вернулись домой и устроились на крыльце перед дверью. Хозяин стал звать Матроса домой, но он не шел, и хозяин понял, что один он не пойдет, только вместе с котенком. С тех пор они неразлучны.
При работе в технике аппликации очень легко сбиться на уже проторенную, но творчески малоэффективную форму работы, т.е. заготовить массу трафаретов по темам – цветы, зверьки, вазочки и др., которые дети будут обводить, вырезать, приклеивать, то есть их творчество сведется к минимуму.
Конечно, необходимо ознакомить учеников с методикой вырезания деталей по шаблону, переводу понравившегося рисунка через кальку или копировальную бумагу. В нашем кружке все эти приемы вспомогательные и применяются крайне редко.
Детям гораздо интереснее придумывать аппликацию самим. Поскольку декоративный эскиз выполнить для них пока сложно, то выбираем следующие приемы работы:
– вырезаем цветы, овощи, фрукты путем складывания бумаги в 2, 4, 6, 8 слоев;
– для других компонентов аппликации (животных, мебели, домиков) выбираем простые, символичные формы;
– для оформления лиц человека и мордочек у животных и насекомых, необходимо ознакомить ребят с таблицами “Варианты оформления глаз, рта, носика и клюва”, показать схемы настроения (улыбка, гнев, печаль, смех, испуг и т.д.).
Изучение этих тем можно превратить в очень увлекательные и одновременно познавательные занятия. Например, изучение темы “Мимика”. Перед тем как показать детям схемы настроения и зарисовать их, мы играем: изображаем радость, смех, печаль, улыбку, грусть и т.д. Сначала ребята разбиваются на пары и смотрят друг на друга – сравнивают, как меняются черты лица и пропорции между ними при смене настроения. Затем каждый кладет большой палец руки на уголок рта, а указательный палец на внешний уголок глаз. И теперь не только зрительно ребенок видит, но и ощущает, как при улыбке кончики губ подтянулись к уголкам глаз. Потом этот прием он вспомнит и применит при шитье (подтягивание ниткой уголков рта к глазам для создания улыбающейся игрушки), и при рисовании.
Создание образа игрушки – процесс достаточно сложный для многих взрослых. Показателен пример, как Н.Д.Бартрам (создатель музея игрушки сначала в Москве, а затем в Сергиевом Посаде) просил сделать эскизы игрушек своих знакомых – известных художников. Те, соглашаясь, через какое-то время разводили руками… Оказалось, что такая вот “несерьезная” работа не под силу даже многим именитым.
Ребята пока еще не утратили бесценное “детское” восприятие мира. Но многие уже привыкли к нашим взрослым требованиям – “делай только так, как я”. Поэтому “включить” творческое начало в каждом ребенке иногда удается не сразу, а спустя длительное время. Этому как раз и способствуют не только творческие игры-задания по рисованию, шитью, лепке, но и сочинение сказок, мини-спектаклей, походы, экскурсии, игры со словами, беседы и т.д. и вся атмосфера в кружке.
Закрепляют знания по созданию образа творческие игры-мозаики: “Создай образ”, “Мимика”, “Пропорции”, “Забавные зверюшки”. Эти мозаики можно сделать как небольшие (по типу настольных игр в коробке), так и настенные, где мелкие детали крепятся на магните или с помощью булавок.
Для создания мозаик необходимо заготовить несколько основ – кругов и овалов разного цвета – это головы и туловища. Далее по таблицам делается несколько вариантов глаз, ртов, щек, клювиков, носиков, мордочек разных размеров, форм и цветов. Затем нужно сделать разные варианты причесок и дополнений – галстуков, бабочек, бантиков, шляп и др.
А теперь остается самая интересная работа как для ребенка, так и для взрослого – создать много образов игрушек путем:
– перекладывания всех составных деталей мозаики;
– смещения их по отношению друг к другу;
– добавления новых элементов.
Оказывается, это не так уж и сложно – творить самому, зная несколько методических приемов.
Остановимся более подробно на создании каждым ребенком накопительного фонда. За три года в накопительном фонде собираются:
– таблицы, выполняемые на занятиях (мимика, строение, форма глаз, рта, носика, клюва);
– схемы прорисовки человеческой фигуры разного возраста – 1:4, 1:5, 1:8;
– цветовые схемы, таблицы, игры;
– разработки эскизов тканей, эскизы в мазковой технике (бумажная ажурная пластика);
– эскизы фигурок и украшений из бумаги и многие другие.
Самый большой раздел в накопительном фонде составляют идеи-образы. Например, придумывая игрушки на основе трикотажного шарика, ребенок может часть идей-образов использовать при изготовлении игрушек из грецких орехов или полосок бумаги, в технике папье-маше. То есть накопительный фонд – это своеобразный банк идей игрушек, образов, композиций. Он может пополняться при чтении сказок, книг, после поездок, экскурсий, походов в театр, когда появляется столько замыслов, выполнить которые удастся, может быть, через несколько лет. Часто в накопительный фонд зарисовывается идея, образ, тема, а затем уже обдумываются техника и технология изготовления, подбираются материалы.
Ребенок учится рисовать сначала простые формы для вырезания деталей аппликации, затем идет дорисовка игрушек на рабочих листах-заданиях, далее – мазковая техника, прорисовка таблиц, схем, тканей и т.д. Так постепенно, через выполнение несложных заданий, приобретается умение выразить на бумаге все то, что хочется сделать руками из разных материалов, и проиллюстрировать прочитанную или придуманную сказку, и зарисовать увиденное и запомнившееся.
Варианты игр-заданий “Волшебная кисточка” и “Путешествие Белой Краски” могут быть различными. Первый вариант игры “Путешествие Белой Краски” лучше всего выполнить на изнаночной стороне обоев, растянутых на всю длину стола или на полу класса.
Каждый ребенок выбирает себе свою краску и придумывает, кто же живет около нее. Когда Белая Краска (роль которой выполняет руководитель кружка) приходит к нему в гости, то он рассказывает о том, какие растения, животные обитают, какие продукты едят в доме и кто или что нуждается в белой краске.
Например, мы в гостях у синей краски, где растут васильки, рядом плещется синее море и т.д. Но вот беда – незабудки и колокольчики тоже синие. И так нужна помощь Белой Краски, чтобы превратить их в голубые.
Затем, когда дети в игре поняли, как получить пастельные цвета, они могут выбрать любой из предложенных вариантов игры-задания или придумать свой и выполнить его самостоятельно для пополнения накопительного фонда.
Нина СИТНИКОВА,
руководитель кружка средней школы N 12
Тверь
Комментарии