Недавно в Мордовии, в лесном массиве близ пансионата «Зеленая роща» проходил межрегиональный турнир-фестиваль традиционных боевых искусств Поволжья. Кроме бойцов из Мордовии, приехали помериться силами богатыри Ульяновска, Казани, Москвы, Тулы, Йошкар-Олы. Турниру придавалось большое значение. Приветствия участникам направили глава Республики Мордовия Николай Меркушкин, полпред Президента России в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий. Проведение подобных фестивалей – не только увлекательное состязание. Это еще и обращение к своим историческим корням, духовным истокам древнерусского воинства, воспитание патриотизма на примерах наших предков.
День первый
Несмотря на дождливую погоду будущие соперники по турниру уже к обеду соорудили на берегу озера лагерь для проживания на все время состязаний. По традиции, обнесли его высоким частоколом, на входе организовали сторожевой пункт. Из котлов аппетитно тянуло походной кашей. Конечно, время вносит свои коррективы. Вряд ли наши воинственные предки пользовались маслом «Золотая семечка», моющим средством «Fairy» и сотовыми телефонами, но общий колорит тех далеких лет ребятам передать удалось.
Организатор турнира – ректор Саранского духовного училища, руководитель Союза православной молодежи протоиерей Александр Пелин за обедом, не дожидаясь вопросов, начинает рассказывать:
– Наш фестиваль проводится уже в третий раз. Основная его идея – поддержание духовных традиций русского народа, возвращение к родной культуре, к истокам. В последнее время пошла мода на восточные единоборства. Не спорю, все это смотрится очень зрелищно. Но ведь и наши виды борьбы совсем не хуже. Просто те же японцы или корейцы чтят и пропагандируют свои древние традиции, а мы об этом все больше забываем. Благодаря энтузиастам, основывающим клубы исторического фехтования, реконструкции, хочется верить, молодежь будет изучать прежде всего нашу историю, а не чужеземную.
– То есть, клубы занимаются не только чисто прикладным направлением – изучением воинского искусства, но и происхождением тех или иных видов оружия, костюмов, амуниции?
– Совершенно верно. Клубы занимаются полной реконструкцией всего, что вы перечислили, какой бы эпохи это ни касалось: эпохи дохристианской Руси, Киевской Руси, раннего Московского государства. Возрождая русский дух тех лет, основатели клубов пробуждают в людях интерес сразиться друг с другом древним оружием, в доспехах – чисто состязательный аспект. И наоборот, если уж человек берется тренироваться в столь непривычном для сегодняшних дней направлении, он непременно изучит происхождение всех составляющих своего боевого арсенала.
– Каким вы видите в идеале развитие национальных единоборств?
– В идеале бы хотелось, чтобы русские виды борьбы были официально признаны Олимпийским комитетом. Как я уже говорил, по своему содержанию они ничуть не уступают остальным, которые давно и успешно заняли свою нишу в спорте.
А вот что добавил к этому представитель клуба исторического фехтования и реконструкции «Владычный полк», назвавшийся Дмитрием:
– Клуб объединяет не только фехтовальщиков, но и оружейников, и иконописцев. Первое время оружие мы покупали, сейчас стараемся делать сами. Полностью самостоятельно шьем себе всю одежду. Например, то, что вы видите на мне, реконструировано по XIV веку, временам Куликовской битвы.
Физические тренировки чрезвычайно укрепляют тело, повышают выносливость. Древнерусский стиль владения мечом признан одним из лучших во всем мире. Вспомните, мы сражались как против легковооруженных воинов Востока на Куликовом поле, так и против тяжелых рыцарей на Чудском озере и побеждали их всех. В бесконечных сражениях русские боевые искусства собрали все лучшее, что можно было собрать из разных частей света.
День второй
На поляне собираются участники отборочных поединков. Впечатление такое, будто присутствуешь на съемках исторического фильма. Вокруг могучие богатыри в доспехах, бряцающие мечами и щитами. Есть и группы поддержки – настоящие русские красавицы в соответствующих нарядах до пят, с венками на голове, активно подбадривающие своих. Два ристалища – четверо участников, а шуму столько, словно сражается целая армия гладиаторов. Впрочем, бои, особенно в номинации «Щит и меч», и впрямь напоминали битвы с участием Спартака. Лязг мечей, звон кольчуг, стук щитов, во все стороны разлетающееся снаряжение… Не обходилось и без медицинской помощи – некоторых бойцов уводили в состоянии полного транса. Еще бы: со всего размаха полуторакилограммовым мечом по голове! Иным обрабатывали разбитые руки, ноги.
В перерыве общаюсь с одним из гостей – Павлом Золотаревым, членом ульяновского клуба «Витязь»:
– В Саранске впервые дерешься?
– Да. Но впечатления отличные. И в житейском плане, и в организаторском. Только вот погода подвела.
– Почему с соперником избегали колющих ударов?
– Колющие удары у нас запрещены. Велик риск выбить глаз или пробить кольчугу.
– Кстати, сколько весит ваше снаряжение?
– От 20 до 30 килограммов.
На соседнем ристалище – площадке, засыпанной песком, шли бои сразу в трех номинациях. Наименее реалистично смотрелись поединки на ножах, наиболее экзотично выглядели схватки по правилам мордовской борьбы. Соперники занимали позицию, схватив друг друга за пояс, и пытались из этого положения друг друга повалить. Зрители изрядно повеселились, когда в круг вышли чемпион республики по самбо и призер Всероссийских соревнований по армспорту. Последний был тяжелее соперника килограмм на сорок, не меньше. Однако одной силы оказалось мало. По результатам трехминутных «обниманий» на песке победу присудили борцу.
Наиболее зрелищным и жестким стал раздел контактного рукопашного боя. Перед началом соревнований выяснилось, что посостязаться со славяногорцами изъявили желание бойцы, в основе стиля которых преобладали восточные направления – каратэ и дзюдо. Хозяева отнеслись к этому факту скептически, заявив, что их стиль позволит расправиться с любым каратистом. Но такое шапкозакидательство было сурово наказано. Финальный бой предстояло разыгрывать двоим воспитанникам клуба «Кекусин». Особенно убедительно смотрелся обладатель синего пояса по каратэ-кекусинкай Александр Сураев. На протяжении всего поединка он молотил своего оппонента из клуба славяно-горицкой борьбы руками и ногами с такой скоростью, что не дал в ответ нанести ни одного мало-мальски стоящего удара.
Завершился второй день грандиозной тусовкой у огромного костра, в который каждый участник по правилам должен был притащить из леса по бревну. В противном случае лентяй мог лишиться ужина. Впечатляло добродушие, с каким относились друг к другу парни, не так давно стремившиеся сделать из соперника отбивную. Подкрепив силы, бойцы отправились слушать концерт бардовской песни, а затем ребята из тульского клуба «Гладиатор» провели великолепные показательные выступления. Самыми запоминающимися номерами были бой на факелах и удары факелами по обнаженным телам атлетов, спокойно это испытание выдерживающих.
День третий
Зрители уже давно на своих местах. Призывно трубит рог, и из леса выходит закованная в железо сборная дружина Поволжья. Но прежде чем начнутся бои, предстоит молебен на освящение стягов и воинского оружия. Его проводит митрофорный протоиерей, благочинный церквей Саранска Георгий Сакович. Воины целуют освященное оружие, готовясь к решающим схваткам.
Саранские мастера меча сумели дойти только до четвертьфинала. Однако на предварительных стадиях свою долю зрительских симпатий завоевать сумели. Особенно колоритно смотрелся Олег Полубабкин, больше известный как наставник русского рукопашного боя без оружия. Высокий рост, могучее сложение, пышные волосы и борода – настоящий былинный богатырь! В первых боях соперники настолько пасовали перед его натиском, что победу Олегу отдавали досрочно. Но затем, к сожалению, более опытный боец сумел превзойти нашего богатыря в скорости, нанеся ему больше ударов.
Позже Полубабкин признался: «Да, это мой первый опыт борьбы на мечах. Но базовая техника славяно-горицкой борьбы в чем-то сходна и мне помогла. Рассчитываю и далее попытаться овладеть этим воинским искусством. Кого бы мог выделить из соперников? Слабых не было!»
Тем временем на песчаном ристалище проходили финальные поединки в остальных номинациях. Среди рукопашников лучшим стал Александр Сураев, одолевший одноклубника Дамира Байгельдина. В мордовской борьбе победителем был Антон Бикеев.
Перед заключительными боями на мечах прошла демонстрация костюмов «металлических моделей». Такая ассоциация пришла на ум при виде парада полностью закованных в железо рыцарей. Помимо старославянских «моделей», продемонстрировали и «моду» латников средневековой Европы. В музыкальную паузу рыцари, решив позабавить участников, сплясали в полном боевом снаряжении внутри ристалища.
Интересно, что в оба финала (бои со щитом и без) вышли одни и те же соперники – ульяновец Александр Захаров и чемпион России Дмитрий Ромадин (Казань). Ему улыбнулась удача в обеих номинациях, причем в последней он «перерубил» своего противника на целых 30 ударов
(70 против 40!).
Итак, праздник удался. И не суть важно, кто победил, кто проиграл. В следующих состязаниях все может сложиться совершенно иначе. Спорт есть спорт. Главное, дух подобных встреч пришелся по душе всем. А значит, следует ожидать, что в будущем году количество энтузиастов, стремящихся поближе прикоснуться к наследию своих предшественников, обязательно должно увеличиться. И, таким образом, сделать еще один шаг к возрождению исторических ценностей.
Комментарии