Жизнь без барьеров – мир без границ. Для тех, кто не сталкивался с проблемами инвалидов, это утверждение может показаться красивой игрой слов, не более. На самом же деле повседневная безбарьерность – это понятие гораздо более глубокое.
По официальным данным, в нашей стране проживают более 10 миллионов инвалидов. То есть если исходить из общего количества жителей страны, у каждого тринадцатого из граждан России есть те или иные показатели нетрудоспособности. Это люди, которым сложно передвигаться, воспринимать информацию, совершать действия, кажущиеся другим гражданам вполне обыденными. Работа над обустройством пандусов, лифтов, других приспособлений, изменение правил проезда в метрополитене, самолетах, другие действия в этом направлении лишь часть того, что можно сделать для людей с ограниченными возможностями.Главное – изменение отношений. Причем как в умах рядовых граждан, так и в головах самих инвалидов. Ведь отношение к таким людям – та незримая шкала, ориентируясь на которую можно делать выводы о степени социальной градации индивида, группы, общества в целом. Один из путей создания безбарьерной среды в умах – инклюзивное обучение.Инклюзия подразумевает вовлечение в образовательный процесс в общем классе детей с различными интеллектуальными и физическими возможностями. Преимущества инклюзии очевидны: учащиеся школ различных видов, работая рядом со сверстниками из общеобразовательных учреждений, приобретают уверенность в своих силах, получают расширенные возможности для социальной адаптации. Кроме того, в процессе совместного обучения снимаются барьеры в отношениях как с одной, так и с другой стороны. Но при внедрении этого метода следует обратить внимание на некоторые нюансы. Один из них: определенная часть людей, задействованных в образовательном процессе, пока не вполне готова к внедрению такого обучения. Ведь инклюзия подразумевает индивидуальный подход, при котором важны нужды и потребности каждого ребенка. Поэтому приверженцы консервативной педагогики, ориентированные на массовый подход к процессу обучения, при работе с этим методом рискуют получить отрицательный результат. Инклюзия подразумевает тесную вовлеченность в процесс и родителей тоже. Поэтому перед внедрением инклюзивного обучения в той или иной школе, на мой взгляд, необходимо проведение долгой подготовительной работы (вероятно, даже специального обучения) с педагогическим коллективом, с одной стороны, и с родителями – с другой. Кроме того, при внедрении инклюзии необходимо четко понимать, что такое обучение подразумевает занятия по одной и той же программе для детей с различным уровнем развития. В этом свете проявляется проблема: смогут ли школьники с тяжелыми осложнениями в интеллектуальном развитии, учащиеся классов VIII вида, усвоить в полном объеме ту же программу, что и учащиеся общеобразовательных школ? Ответ подтверждается повседневной практикой и, к сожалению, категоричен – нет. Более того, чрезмерная нагрузка может привести их к серьезному срыву. К счастью, это не касается учащихся школ I-VII видов: для них инклюзивное образование может стать очень важной и нужной ступенькой в процессе познания наук, общества, мира. В случаях же с учащимися школ VIII вида целесообразен строго индивидуальный подход. Часть таких детей могли бы заниматься в классах с инклюзивным обучением, но без соблюдения условия по обязательному усвоению учебной программы в полном объеме.Таким образом, инклюзия – это один из методов создания безбарьерной среды в умах школьников, причем как среди учащихся общеобразовательных школ, так и среди детей-инвалидов. Общий вывод: задачу жизни без барьеров необходимо решать в интеллектуально-бытовом комплексе.Гульжан КОЛНОБРЫЦКАЯ, учитель начальных классов СКОШ VIII вида №309
Комментарии