search
Топ 10

Не оставаться на обочине

На Воронежской областной научно-практической конференции я обратила внимание на то, что в выступлениях и ученых теоретиков, и практиков – управленцев, методистов, учителей – звучала очень близкая мне мысль: гражданина одними семинарами не воспитаешь. Действительно, позиция человека, ученика – это его собственная система взглядов, складывающаяся не при чтении учебника, а во время подготовки рефератов, где излагаются мнения авторитетов. Позиция – это компетенции, полученные при личном участии в значимых для социума делах, при наблюдении и собственной оценке жизненных ситуаций, явлений повседневной жизни. Это собственные убеждения, побуждающие сомневаться, спорить, принимать решения и действовать.

Этого можно достичь, если уроки по граждановедческим дисциплинам будут идти не в виде лекции, а в постоянном диалоге, обсуждении конкретных фактов из жизни школы, села, области, страны.

Мои ученицы, десятиклассницы Ира Талдыкина и Оля Лихачева, стали лауреатами областного конкурса «Я и мои права». Жюри отметило гражданскую позицию школьниц, твердую убежденность их в собственной гражданской значимости, силе и правоте.

Оля Лихачева пишет: «Я люблю свою Россию. И я понимаю, что воинский долг – почетная обязанность. А еще я безумно люблю фильм «Офицеры» и помню о том, что «есть такая профессия – Родину защищать». Но ведь в нашей армии сегодня ребята вынуждены защищать свою честь, порой и незаконными средствами. Я не хочу, чтобы мои одноклассники были голодными и больными в небоеспособной армии. Я не хочу, чтобы они выполняли приказы, после которых, даже оставшись в живых, они не захотят жить! Я не хочу, чтобы они направляли оружие против мирных людей, давили их танками и разгоняли демонстрации и митинги. Я не хочу, чтобы они стали пушечным мясом или разменными пешками в руках бездарных генералов. Ведь ими, не задумываясь, жертвуют, не посчитавшись ни с их правом на жизнь, ни с их правом на любовь.

Когда настанет время, когда на российского солдата или офицера будут смотреть с уважением и завистью? Когда? Я вновь и вновь повторяю вслух этот вопрос, и ко мне поворачивается мой одноклассник и недоуменно спрашивает: «Что когда?» Я улыбаюсь ему в ответ. Если бы он знал, этот компьютерный гений, где мои мысли».

А вот отрывок из работы Ирины Талдыкиной: «Моя мама работает экономистом. Повзрослев, я стала хорошо понимать важность этой профессии. Порой все уже легли спать, а мама за полночь сидит за компьютером: завтра отчетное собрание. А на следующий день она приходит домой в 8 вечера усталая и расстроенная: начальник в очередной раз унизил ее перед коллегами. Как хочется, чтобы она все бросила и ушла. Но куда? Где найти лучшую работу, лучшего начальника? И все остается на прежних местах. Перетерпели обиду, смолчали, забыли до следующего раза.

Бердяев писал: «Свободу нельзя дать извне – она внутри человека». Народ, который не знал свободы практически никогда, освободить сверху нельзя – этот народ надо воспитать, вырастить. Пора научиться уважать себя. Начать надо каждому с себя. Для начала просто проявить инициативу, не оставаться на обочине общественной жизни, хорошо знать свои права и учиться за них бороться, постоянно преодолевая в себе страх, который передали предки».

В рекомендациях областной конференции читаем: «Развернуть в области работу по подготовке и переподготовке педагогических кадров, занимающихся гражданско-патриотическим воспитанием, предусматривая овладение ими новыми интерактивными технологиями воспитательной деятельности. Вести личностную работу с педагогами, коррекцию их ценностных ориентаций, формирование их гражданской позиции, толерантности, коммуникативной культуры, демократического стиля педагогической деятельности, включающего позитивную направленность на учащихся, отказ от доминирования, стремление к компромиссу, способность вовлекать учащихся в планирование и регулирование образовательного процесса».

Для нас, учителей, это важная информация к размышлению. И я согласна с теми своими коллегами, кто вносил предложения проводить конференции по этой «горячей» проблеме ежегодно.

Л.САФОНОВА, преподаватель обществознания рамонской гимназии №1

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту