search
Топ 10

Не обзывайся! Научите детей уважать одноклассников, которые на них не похожи

Некоторые ученики с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана. В контексте данной статьи под «изменением способов подачи информации» понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями здоровья особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменение сроков сдачи, формы выполнения заданий, их организации, способы представления результатов.

Рекомендации учителям

Изменение способов подачи информации и модификация не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест, написанный по системе Брайля. Некоторым ребятам на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.

Модификацию можно определить как изменение задания или теста, которое затрагивает стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Примером модификации может служить частичное выполнение учеником общеобразовательной программы.

Изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно узнавать мнение самих детей о том, в чем именно они нуждаются.

Далее даны некоторые соображения по поводу учебников и образовательных программ, уроков в классе и заданий, поведенческих ожиданий, которые нужно принять во внимание, обучая детей с особыми образовательными потребностями.

Учебники

– Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения.

– Обеспечение аудиоучебниками, чтобы ребята могли одновременно слушать и читать один и тот же текст.

– Предоставление краткого содержания глав учебников.

– Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.

– Использование маркеров для выделения важной информации.

– Использование предложений с пропущенными словами.

– Обеспечение двумя комплектами учебников – для школьных и домашних занятий.

– Использование учетных карточек для записи главных тем.

– Предоставление списка вопросов для обсуждения до чтения текста.

– Указание номеров страниц для поиска верных ответов.

– Обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанными более крупным шрифтом для слепых и слабовидящих детей.

Учебная программа

– Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий.

– Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов.

– Альтернатива письменным заданиям (лепка, рисование, панорама и др.).

– Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся.

– Акцентирование внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны»).

– Альтернатива объемным письменным заданиям (например, «Напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме»).

Работа в классе

– Наличие индивидуальных правил для учащихся.

– Организация класса в соответствии с нуждами учеников.

– Тишина во время интенсивных занятий.

– Отсутствие отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов).

– Обеспечение персональными компьютерами для выполнения письменных работ.

– Близость учеников к учителю.

– Кабины для индивидуальной работы.

– Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг).

– Достаточное пространство между партами.

Обучение и задания

– Использование указаний как в устной, так и письменной форме.

– Поэтапное разъяснение заданий.

– Последовательное выполнение заданий.

– Повторение инструкций к заданиям.

– Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

– Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).

– Близость к учащимся во время объяснения задания.

Оценка знаний

– Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

– Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

– Если ученик плохо справляется с тестовыми заданиями, то оцениваются его работы на уроке.

– Акцентирование внимания на хороших оценках.

– Разрешение переделать задание, с которым ребенок не справился.

– Оценка переделанных работ.

– Использование системы оценок достижений учащихся.

Тесты

– Устное объяснение заданий.

– Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой секции теста).

– Обеспечение детей списком слов с определениями.

– Неограниченное время для выполнения теста.

– Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке).

– Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение отвечать устно.

– Деление теста на секции по сходным проблемам.

– Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа.

– Разрешение выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту.

– Сообщение о достижениях ученика вместо оценки.

– Оценка правописания отдельно от содержания работы.

– Обеспечение напечатанными учебными материалами.

– Разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников.

– Предоставление вариантов ответов для заданий с пропущенными словами.

– Написание первой буквы пропущенного слова.

Дополнительная информация

– Маркирование заданий в учебниках.

– Обеспечение обратной связи по каждому заданию.

– Использование линейки во время чтения.

– Давать общее представление о долгосрочных заданиях.

– Ориентировать на поэтапное выполнение длительных по времени заданий с ежедневной проверкой и периодическим оцениванием.

– Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом.

– Одновременная раздача листов с упражнениями.

– Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части.

– Проецирование изображений на светокопировальной бумаге.

– Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста.

– Запись заданий в тетради.

– Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.

Поведение

– Организация учебного дня.

– Распределение учеников по парам для выполнения проектов, чтобы один ученик мог подать пример другому.

– Объявление школьных правил, которым учащиеся должны следовать.

– Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.

– Использование поощрений для ребят, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).

– Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; больше ориентироваться на позитивное, чем на негативное поведение.

– Предоставление ребенку права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства.

– Наличие кодовой системы, это слова, которые показывают ученику, что его поведение является недопустимым в данный момент.

– Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

– Разработка мер в случае непреднамеренного нарушения.

– Знания об изменениях в поведении, которые указывают на необходимость дать ученику с ограниченными возможностями здоровья лекарство или возможность передохнуть.

Способы объяснения равенства людей с инвалидностью

1. Педагоги могут поговорить о равноправии людей с инвалидностью со своим классом, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью. Подготовьте класс к беседе, объяснив понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности» и обсудив, кто является инвалидом. Это может быть любой «отличающийся от других».

а) Объясните различие между человеком, который болен или повредил себе что-то либо на короткое время, и человеком с инвалидностью. Многие дети перенесли болезни или травмы. Поговорите с ними об этом, о том, что в них менялось, как вело себя тело. Спросите их, как они при этом себя чувствовали. Объясните, что инвалидность – это то, что происходит с телом, когда вы не выздоравливаете, или на то, чтобы выздороветь, требуется больше года. Перечислите различные виды инвалидности. Инвалидность может быть по зрению, по слуху, ментальная, физическая и когда внутренние органы работают не так, как следует.

б) Объясните, что люди чувствуют себя инвалидами, если барьеры препятствуют им пользоваться какими-то услугами. Необходимо строить здания, дороги, кинотеатры, дома, магазины, школы, учитывая ограниченные возможности инвалидов.

в) Попросите человека с инвалидностью рассказать, как он чувствует дискриминацию, как его обзывали лишь за то, что он инвалид. Это имеет большое влияние на детей. Детям надо понять, что дискриминация по признаку инвалидности является притеснением и не считается только личной проблемой.

г) Класс может обсудить вопрос об издевательствах над человеком из-за того, как он выглядит, как говорит, как развит (например, дети с трудностями в обучении) или как ведет себя. Дети могут рассказывать о своем опыте или об инвалидах, которых они знают, например, о своих родственниках или о друзьях. Дети-инвалиды в классе должны чувствовать себе свободно и говорить раскованно, включая детей со скрытыми ограничениями (например, эпилепсия, диабет, хроническая астма).

д) Педагог может отметить любые способности или достижения выступающего ребенка-инвалида или детей-инвалидов в классе.

2. Используйте рассказы, песни, музыку, спектакли, ролевые игры, рисунки.

3. Не обзывайтесь! Попросите класс назвать все слова, с помощью которых можно описать инвалидов. Запишите эти слова одним цветом на белой бумаге или на доске. Теперь попросите класс выделить те слова, которые считаются негативными. Обсудите с детьми, как они чувствовали бы себя, если бы их обзывали этими словами. Заранее приготовьте карточки с информацией о происхождении этих слов.

4. Окружающая среда в школе. Можно составить крупномасштабный план школы. Разделите его на секции, рассмотрите все детали плана, а также посетите все закоулки, чтобы вместе выяснить, сможет ли инвалид, передвигающийся на коляске, пройти в любом месте и принять участие во всех мероприятиях. Лучше всего это сделать с человеком на коляске или просто одолжив коляску. Отметьте результаты на плане. Теперь подумайте, что необходимо изменить так, чтобы человек на коляске смог везде пройти и принять участие во всех мероприятиях. Обсудите результаты, зафиксируйте их на бумаге и доведите до сведения руководства школы или детского сада. Обсудите вопрос о доступности обычных школ для детей-инвалидов. Хорошим источником информации может служить план доступности вашей школы.

5. Внешнее окружение. Проведите экскурсию с классом вокруг вашего местного крупного магазина с крупномасштабной картой всей территории и ее отдельных сегментов. Предварительно согласуйте с детьми систему символов, чтобы записывать отдельные типы магазинов или сервисных служб – продукты, супермаркет, парикмахерская, банк, ресторан, аптека. Предложите детям также отметить барьеры для глухих или слепых людей, для людей на колясках и для людей с трудностями в обучении. Попросите их найти приспособления, которые помогают инвалидам пользоваться службами. При возвращении в класс нанесите на карту результаты и проведите обсуждение с ребятами.

В результате обсуждения детям можно дать следующие задания:

1) Написать письмо руководителю организации. Объяснить, что они выяснили относительно доступности здания для инвалидов, разъяснить, какое значение это имеет для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2) Нарисуйте и изготовьте плакат, на котором будет ясно изображено, что доступ нужен всем и почему.

3) Поставьте короткую пьеску, отражающую проблемы, которые возникают у инвалидов при отсутствии доступа к сервисным службам.

4) Проведите общее собрание, на котором класс расскажет всей школе, какую работу он провел.

6. Изображение инвалидов в рассказах, по телевидению, в фильмах, в журналах. Проведите общее обсуждение изображения инвалидов в сказках и детских рассказах. Послушайте рассказ и перескажите его, чтобы позитивно показать персонажей-инвалидов.

Попросите класс назвать все изображения инвалидов, какие только они могут припомнить. Затем обсудите стереотипы.

По материалам пособия для учителей «На пути к инклюзивной школе», издано Региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» при поддержке Агентства США по международному развитию. Перевод Е.Скачковой и И.Маргулис

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту