Клубная игра “Путешествие по зарубежным странам: Нидерландам, Японии, Мексике”.
Участвуют 3 команды, страну вытягивают по жребию.
Подготовка к игре-конкурсу объявляется за 2-3 недели.
Требования к командам:
1. Представление страны (4-5 минут): ее местоположение, численность населения, флаг, костюм традиционный, краткая историческая справка.
2. Знать внешнеэкономические связи “своего” государства с Россией.
3. Подготовить домашнее задание “Туристическое агентство” (10-12 минут). Это своего рода реклама стране, имеющая цель, привлечь туристов, оформить путевку.
Какой должна быть турпутевка:
а) формат – альбомный лист;
б) красочность;
в) 5-6 советов туристу, желающему путешествовать по стране.
4. Номер художественной самодеятельности.
Ход игры
Вступление ведущего
– Сегодня в нашей школе работает “Клуб путешественников”. Почему?
Человек всегда стремился к познанию. Его более всего интересовали отдаленные земли: как там? Что там такое? Какие там люди? Как живут?
Мы путешествуем сегодня в Страну восходящего солнца – Японию, в страну тюльпанов и ветряных мельниц – Нидерланды и в страну вечной весны – Мексику.
Конкурс “Представление страны”
Команды поочередно поднимаются на сцену и кратко представляют “свою” страну.
(Не ставлю своей целью описывать выступление каждой команды, т.к. это индивидуальность, творчество детей, сценарий не повторить, т.к. команда должна сама узнать новое о стране, посидеть в библиотеке, перерыть периодическую печать, энциклопедию. В общем, у каждого будет по-разному).
Конкурс “Разминка”
Взаимоотношения России с государствами. В мире около 200 государств и ни одна страна не существует обособленно. Страны имеют экономические, политические, военные, культурные связи. Каждой команде задается по 2 вопроса о взаимоотношениях с Россией.
Команде “Япония”
Известный журналист Феликс Овчинников как-то сравнил Японию с гигантским обрабатывающим заводом, который ввозит все необходимое сырье, а затем перерабатывает, сбывает его на мировом рынке уже в виде готовой продукции. Не зря Японию называют страной экономического чуда, “восходящей иены”. Россия имеет с Японией 9 генеральных соглашений в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
Вопросы:
1. Какое сырье России использует Япония?
(20-летний контракт (1985 – 2005 гг.) по использованию каменного угля из Южной Японии).
1993 г. – закончено технико-экономическое обоснование нефтяных месторождений на шельфе Сахалина. Выполнены соглашения по разработке лесных ресурсов и производству сырья на ГУБК и др.).
2. “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” поступают в основном в США. А какую готовую продукцию из Японии получает Россия?
Команде “Мексика”
Мексика – колыбель доколумбовой цивилизации ацтеков и майя. Именно здесь появились древнейшие очаги земледелия, которые в будущем дали многое мировой земледельческой культуре.
Вопросы:
1. Кто из русских ученых внес большой вклад в изучение с/х культур? Какие мексиканские культуры использовались в России?
(Н.И.Вавилов посетил Мексику дважды – в 1930 и 1932-1933 гг. Привез из Мексики несколько форм хлопчатника – это родина культуры.
2. Какие культурные связи на протяжении длительного исторического времени осуществлялись между Россией и Мексикой?
(Фердинанд Врангель открыл Мексику для России в 1836 г.;
Бальмонт (1905 г.) “Есть на земле страна вечной весны, она называется Мексикой”. 20 лет спустя в Мексике побывал Маяковский.
1945 г. – в Москву прибыл новый посол Бассолье.
Его сын закончил МГУ. Ныне это известный мексиканский географ Анхель Бассольс Баталья, автор многих книг по экономической географии. В 1981 г. силами Института Латинской Америки была переведена на русский язык книга “Сказание о Кетцалькоатле”, Пернатом змее – загадочном персонаже древнемексиканского эпоса.
Команде “Нидерланды”
Интенсивные контакты между Россией и Голландией начались в 1578 г., когда голландский мореплаватель Оливье Брюнель прибыл к устью Северной Двины, чтобы торговать с жителями Московии. Триста лет назад Петр Первый, прорубив “окно в Европу”, совершил свое первое путешествие в Голландию.
Вопросы:
1. Что дали России связи с Голландией?
(Петр I привез новые технологии в области науки, судостроения, градостроительства и архитектуры, которые использовались при создании Российского флота и строительстве Санкт-Петербурга).
2. Каковы современные экономические связи между этими странами? (Использование с/х продукции из Нидерландов, 1996 г. – Программа в области культуры, искусства и экономики “Окно в Нидерланды).
Конкурс художественной самодеятельности
“Мексиканцы” танцуют танец “Ламбада”.
“Японцы” представляют композицию с мечами” под восточную музыку.
“Нидерландцы” разыгрывают сценку “На выставке цветов”.
Болельщики поддерживают команду “Мексики” и читают перевод К. Бальмонта из цикла “Майя”.
Из страны Кетцалькоатля
Я спою вам час за часом
Слыша вой и свист метели,
О величии надменном
вулканических вершин.
Я спою вам о колибри,
Я спою нежней свирели
О стране, где с гор порфирных
Смотрит кактус-исполин
О стране, где в чаще леса
расцветают орхидеи,
где полями завладели
глянцевитости агав,
где проходят ягуары,
где шуршат под пальмой змеи,
где гремят цикады к Солнцу
меж гигантских пышных трав.
Конкурс “Туристическое агентство”
В течение 10-12 минут необходимо предложить туристам самые интересные места для посещения в своей стране и путевку с “добрыми советами”. Командам на подготовку дается 5-7 минут. В это время проводится игра со зрителями “Что такое? Кто такой?”
“Необходимо объяснить слова, каким-то образом имеющие отношение к стране, за которую они болеют. Болельщики получают жетоны за правильный ответ, за большее количество жетонов – приз ученику. А сумма жетонов дает дополнительное количество баллов команде от ее болельщиков.
Нидерланды: 1. Амстердам, 2. Щельда, 3. Официальный язык, 4. Гаага, 5. Гульден, 6. Польдеры, 7. Алсмер.
Япония: 1. Фудзияма, 2. Токио, 3. Сакура, 4. Харакири, 5. Иена, 6. Нихон, 7. Икэбана.
Мексика: 1. Агава, 2. Мехико, 3. Орисаба, 4. Юкатан, 5. Государственный язык, 6. Основная национальность, 7. Песо.
Фрагменты туристических путевок.
Советы для путешествующих по Японии:
– не обижайте местных самураев, иначе можете лишиться головы;
– во время землетрясений не забудьте выйти из здания, иначе вас больно ударит;
– научитесь плавать – Япония расположена на островах; и т.д.
Путешествующим по Мексике:
– возьмите фотоаппарат или видеокамеру, т.к. в Мексике много достопримечательностей;
– не забудьте о напитках, т.к. в Мехико большой недостаток питьевой воды;
– обязательно купите шляпу, солнечные очки и купальный костюм, без них не обойтись.
Туристическое агентство “Голландия” ручается:
– у нас вы увидите самые знаменитые голландские мельницы;
– вы никогда не забудете великолепие базара цветов;
– с голода вы не умрете, т.к. у нас вкусное масло и прекрасный сыр.
После домашнего задания, жюри подводит итоги. А ребята, помощники ведущего, сообщают зрителям дополнительный материал по странам.
1. Со времен ацтеков известна самая маленькая собачка чиуауа весом не более 3 кг. Она получила особую известность благодаря тому, что президент Мексики подарил когда-то гастролировавшей в стране знаменитой итальянской певице Аделине Патти огромный букет цветов, внутри которого была спрятана собачка чиуауа.
2. Американская писательница Мери Мейп Додж, автор книги “Серебряные коньки”, пишет, что Голландия – это страна странностей или страна противоречий. Здесь вода почти всюду выше земли, “плотины высоки и широки, а на некоторых из них стоят здания и растут деревья. Больше того, на плотинах проложены отличные дороги. Кое-где кили проплывающих кораблей выше, чем кровли жилищ.
Далее предоставляется слово жюри, объявляются победители конкурса-путешествия. Вручаются призы.
Вера ЛАПИНА,
учитель географии
средней школы N 3
р.п. Елань,
Волгоградская область
Комментарии