search
Топ 10

Не нужно ничего придумывать: все есть в практике работы . Москвы и Псковской области

Валентина БАДИЛ, начальник Западного окружного управления образования: – Основные направления деятельности нашего округа в области межрегионального сотрудничества – это реализация совместных программ обновления содержания образования, обмен опытом работы органов управления образованием и образовательных учреждений, совместное участие в проектах неправительственных организаций, проведение совместного отдыха и досуга школьников, оказание адресной помощи образовательным учреждениям в повышении качества обучения и обеспечения учебного процесса.

Во взаимодействии с коллегами из регионов РФ мы осуществляем такие совместные образовательные проекты и программы, как «За культуру мира и ненасилие», «Московский учитель – сельской школе России», «Образование и здоровье», «Информационное обеспечение образовательного процесса», «Школа – окружающий мир», «Программы патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите», «Современные формы сотрудничества семьи и школы», «Организация работы по логопедической ритмике в воспитательно-образовательном процессе детского сада», «Диалог в пространстве школы», «Формирование психолого-педагогической среды, способствующей личностному росту гимназистов, во взаимодействии педагогического и родительского коллективов» и так далее.

Наш округ начиная с 2000 года развивает дружественные связи с Псковской областью, за прошедшее время мы подписали 53 договора о сотрудничестве, причем в подписании договоров приняли участие различные образовательные учреждения – гимназии, школы, центры детского творчества, детские сады, учреждения профобразования. Школа №1941 проводит на своей базе стажировку и обучение учителей начальных классов школы №1 города Дно, школа №13 обменивается делегациями со средней школой №2 Дедовичского района Псковской области, школа №1002 проводит совместные семинары с гимназией города Опочки, гимназия №1542 принимает учителей из Пушкиногорской школы, школа №262 провела междугороднюю военно-спортивную игру «Не бывать войне-пожару, не пылать земному шару», пригласила юных пожарных Маклинской школы Малоярославца, школа №1014 проводила семинары для Гдовской средней школы по обмену опытом работы методических объединений, совместные заочные предметные олимпиады, викторины. Детский сад «Колосок» города Красногородска Псковской области и московский детский сад №2098 провели заочные совместные методические разработки, опытом делятся специальная коррекционная школа VIII типа города Острова Псковской области и московская специальная коррекционная школа VIII типа №804.

В рамках единого образовательного пространства мы проводим совместные научные конференции, «круглые столы», обмениваемся делегациями. Ежегодно ребята из Псковской области приезжают в столицу, чтобы принять участие в интеллектуальных марафонах и олимпиадах, фестивале «Славянская мозаика», бале выпускников-медалистов в Гостином дворе. В летописи нашего сотрудничества появилась еще одна страница – открытие памятного знака в честь летчиков, первых Героев Советского Союза. Решение об открытии мемориала на Псковской земле было принято на совместном заседании коллегий Западного окружного управления образования Москвы и Управления образования Псковской области. Средства на установку памятника собрали школьники и педагоги Западного округа. В акции «Не прорастай, трава забвенья!», посвященной 60-летию Победы, приняли участие около ста тысяч ребят, они сдавали макулатуру, организовали ярмарки, продавали свои поделки, и за четыре месяца было собрано более миллиона рублей.

Сегодня Западное окружное управление образования строит планы по дальнейшему развитию сотрудничества со Смоленской областью. Еще во время визита делегации начальников районных отделов образования муниципальных образований Смоленской области был подписал протокол о сотрудничестве между Западным окружным управлением образования и Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике. В планах – повышение профессионального уровня управленческих и педагогических кадров, разработка согласованных позиций по принципиальным вопросам развития образования, эффективное использование творческого и интеллектуального потенциала образовательных систем, создание творческих групп для разработки целевых проектов в области общих проблем образования, организации управления образованиием, развития отдельных типов образовательных учреждений, проведение спартакиад, олимпиад по отдельным предметам, конкурсов, фестивалей, конференций, организация совместных лагерей отдыха для школьников, обмен научно-методической, педагогической и художественной литературой.

Вера ЕМЕЛЬЯНОВА, руководитель Управления образования Псковской области:

– На протяжении шести лет у нас развиваются очень тесные дружеские отношения с Западным округом Москвы. Мы сотрудничаем по очень разным направлениям, высоко оценивая опыт этого межрегионального сотрудничества. Нам, как мне кажется, удалось отработать такую модель сотрудничества, которая за несколько лет доказала свою жизнеспособность. Есть реальные тематические направления работы, которую мы ведем сообща с москвичами. Нам удалось наладить взаимный обмен опытом образовательных учреждений и двух региональных систем управления. Сегодня мы уже реально строим свои отношения таким образом, чтобы они влияли на практику нашей работы по развитию образования и вносили какие-то новые элементы в нашу образовательную деятельность. Например, в воспитательной работе, в частности патриотическом воспитании, модели того, что делается в Западном округе Москвы и что делается в Псковской области, нашли очень важные точки соприкосновения и обогащают одна другую. Мало того что мы проводим совместные мероприятия для наших детей, они вместе создали памятник Героям России, этот памятник стоит на Псковской земле как знак уважения и памяти. Второе направление работы – нравственно-духовное – связано с воспитанием на традициях Пушкинианы, здесь у нас тоже есть вполне конкретные шаги и удается успешно выстраивать совместную работу. Третье направление – информатизация системы образования. То, что наработано в этой области в Москве и в Западном округе, успешно внедряется в Псковской области, а наш опыт работы по ЕГЭ, как мне известно, используется в Западном округе. Вообще могу сказать, что перечислить все направления нашего сотрудничества невозможно: как только появляется что-то новое в Москве или в Пскове или возникает новая тема для работы, мы тут же начинаем взаимодействие. Нам не нужно придумывать каких-то искусственных поводов для сотрудничества, мы знаем, как развивать его совершенно естественно и органично.

Когда меня спрашивают, что из того, что есть в целом в Москве, наиболее успешно используется в Псковской области, сразу сказать непросто, ведь все направления нашей работы все же так или иначе стандартизированы, так или иначе у всех нас есть то, что удается лучше, что удается не так хорошо. Но мы, конечно, по тем направлениям, которые получаются не так хорошо, как того хотелось бы, дополняем все опытом друг друга. Мы целиком заимствуем опыт Москвы в части охраны образовательных учреждений, в проведении антитеррористических мероприятий. У нас все это отсутствовало в той мере, в какой сегодня это нужно, а в Москве и в Западном округе, в частности, это направление развивалось и развивается наиболее активно. Поэтому сегодня мы этот опыт переносим на Псковскую область. Конечно, у нас не такие возможности, как у Москвы, но мы считаем, что не нужно «изобретать велосипед» и придумывать что-то новое, свое, когда есть такой замечательный практический опыт в столице.

Гагаринский район Смоленской области

Василий ЛАРЧИКОВ, директор Будаевской основной школы:

– Наша школа маленькая, сельская, я пришел сюда на работу, когда она, созданная в 1896 году, отметила свой столетний юбилей. С тех пор она живет, работает, дает специалистов Москве: в одной из столичных школ, скажем, заместитель директора по учебной работе – выпускник нашей школы. Сегодня в нашей основной школе 30 учеников, на автобусе возим их со всей округи, некоторые живут за 15 километров от школы. Учителя в основном молодые, зарплата от 3000 до 4500 рублей их, конечно, не удовлетворяет, поэтому поработают пару лет и уезжают туда, где она больше. Учебники для нас купить – проблема, они дороги. Сотрудничество со столицей складывается, можно сказать, индивидуально: одна из московских школ, например, привозила нам гуманитарную помощь – учебники, книжки, ручки, одежду и обувь для наших учеников. У нас в селе родители не работают – негде, колхоз развалился, поэтому такая помощь была для нас очень важна. С москвичами в основном переписываемся.

Татьяна ДАВЫДЕНКОВА, директор Верхнепалатской средней школы:

– Школа наша маленькая, учеников осталось 16 человек, но селу она нужна, поэтому никто не предлагает ее закрывать. Наша школа стала в последние годы своеобразным культурным центром, поскольку Дома культуры в нашем селе нет. Мы собираемся еще открыть при школе детский садик. Получится ли это, не знаю, но планы такие у нас есть. Дружба понятие не только договорное: хотя и есть договор о сотрудничестве Смоленской области и Западного округа Москвы, но сотрудничаем мы, так сказать, по личным каналам. Лет 10 тому назад к нам приехал на рыбалку с учениками учитель физической культуры 45-й школы, что в Хамовниках. Время тогда было такое, что трудно было купить тетради, книжки, канцтовары. Владимир Тимофеевич Григорьев стал с тех пор для нас лучшим другом, он очень помогает нам: привозит учебники, книги, спортинвентарь. Он, человек доброй души, не может относиться равнодушно к нашим проблемам. Четыре года назад группа наших школьников была в Москве на детских Олимпийских играх, жили они при школе в лагере, который поддерживал нашу российскую команду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту