search
Топ 10

Не надо изобретать велосипед. Образование без воспитания опасно

Калмыцкий реском Профсоюза работников образования и науки РФ провел в рамках общероссийской акции «В каждом живет учитель» целый ряд мероприятий. Одним из них стал «круглый стол», состоявшийся в редакции газеты «Хальмг унн». Как поднять престиж учительской профессии? В разговоре на эту тему приняли участие руководитель Федерации профсоюзов Калмыкии Михаил ЭРЕНЦЕНОВ, председатель рескома профсоюза работников образования Антонина КООКУЕВА, заместитель министра образования, культуры и науки РК Раиса ДЯКИЕВА, председатель республиканского совета ветеранов войны и труда Владимир ОВЕЧКИН, руководитель республиканского клуба «Пеликан» Арслан ЭРДНИЕВ, председатель ассоциации студенческих профсоюзных организаций Мария БАСХАЕВА, председатель молодежной палаты при Народном хурале РК Игорь ОЧИРОВ, представитель Калмыцкого общества друзей Тибета Николай САНДЖИЕВ, председатель Союза писателей РК Эрдни ЭЛЬДЫШЕВ, консультант Союза писателей «Обновление» Григорий КУКАРЕКА. Открыл дискуссию главный редактор газеты «Хальмг унн» Санал ШАВАЛИЕВ.

Санал ШАВАЛИЕВ: Газета «Хальмг унн» всегда была площадкой для встреч общественности. И мне бы хотелось, чтобы общественность активнее выражала свое мнение на страницах нашего издания. Вопрос, который нам предстоит обсудить, чрезвычайно важен: как поднять престиж учительского труда.

Антонина КООКУЕВА: Республиканская организация профсоюза принимает активное участие во Всероссийской акции «В каждом живет учитель!». В республике проходят самые разные мероприятия с целью привлечения как можно большего числа людей разных профессий, общественных и политических интересов к проблеме учительской профессии, ибо она объединяет всех нас, по-своему цементирует общество. Например, прошла акция «Учитель нуждается в благодарности при жизни», в ходе которой профсоюзные лидеры Элисты и районов встретились с руководителями муниципальных органов власти, вручили им профсоюзные флайеры, открытки.

Престиж учителя зависит от многих составляющих. Я бы хотела, чтобы сегодня мы обсудили, каким образом институты гражданского общества могли бы содействовать изменению отношения к труду учителя.

Николай САНДЖИЕВ: Я несколько дней назад вернулся из Ирана, где находился в командировке по линии Союза писателей РФ. Во время встречи с нами президент этой страны г-н Ахмадинежат более десяти раз произнес слово «учитель». Причем учителя президент видит в различных ипостасях: в профессоре, рядовом учителе, поэте… Он призвал учительство страны поставить во главу угла два объединенных направления: образование и воспитание. К сожалению, в нашей стране два этих процесса в единстве не рассматриваются. И нам надо эту работу проводить.

Владимир ОВЕЧКИН: Согласен с Николаем Джамбуловичем. В последние годы на многих педагогических мероприятиях, как правило, говорят только об образовании. Про воспитание – почти ничего. Вспоминаю, как полвека назад нас, учеников, обучали семья и школа. Что до меня, то я всю жизнь буду благодарен маме (она воспитала меня одна, отец погиб на фронте) и школе. Тогда учителя не только давали нам знания, но и занимались воспитанием. Они очень искусно увязывали свой предмет с воспитанием. Например, на уроках истории идет изучение темы по обороне Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. Обязательно вспомнят, кто из наших земляков, из калмыков, участвовал в обороне региона и проявил героизм. И это невольно сохранялось в памяти, и мы старались во всем походить на славных земляков. Очень многое нам давало физическое воспитание. Как нас до седьмого пота гоняли на уроках физкультуры! Зато все это пригодилось нам в армии.

Вывод такой. Не надо изобретать велосипед. Надо воспользоваться теми средствами и приемами, которые были у нас прежде и приносили хорошие результаты. Вот тогда у педагогов будут и престиж, и авторитет, и результат.

Михаил ЭРЕНЦЕНОВ: Мы живем в сложное переходное время. Мы отказались от прежних идеалов и ценностей, ничего не предложили взамен, не выработали доминирующей государственной политики. И эта эпоха реформ оставила страшные следы во всех областях, особенно в деле воспитания подрастающего поколения.

Иногда не видят разницы в педагоге и учителе. Понятие «учитель» гораздо шире, скорее, это духовная категория. Учитель может быть не только в школе, но и в других сферах общественной жизни. И если мы поймем, что в каждом из нас есть учитель, то к этому понятию будем подходить совсем по-другому. И отсюда будет брать начало уважение к профессии учителя, потому что, безусловно, в формировании гармонично развитого общества главенствующая роль принадлежит учителю. Труд учителя у нас должен поощряться на порядок выше и морально, и материально.

Игорь ОЧИРОВ: Необходимо привлекать общественные организации, молодежь к сотрудничеству со школами. Мы, например, сейчас проводим парламентские уроки. Раиса Батнасуновна Дякиева пригласила нас на проведение общероссийского урока, чтобы ребята видели, как молодые люди, ненамного их старше, уважают школу. У сверстников одни интересы, они говорят, образно выражаясь, на одном языке. Считаю также обязательным писать в газетах про лучших учителей из глубинок. Писать на первой странице, чтобы это бросалось в глаза.

Мария БАСХАЕВА: Я работала учителем в двух районах. Пришли мы, молодые учителя, в школу 1 сентября. Нас встретил зав. роно. Он подарил нам блокноты, методическую литературу. А главное – тепло поздравил нас с выходом на работу, поблагодарил за то, что приехали в село. Руководители школ также были нам рады. Организовали совет молодых учителей, постоянно приглашали нас со всего района на заседания, обучали тонкостям профессии, щедро делились опытом.

Затем я перевелась в другой район, 1 сентября пришла на работу. Меня там никто не встретил, никто не обратил на меня внимания. Поэтому у меня было соответствующее настроение. Таким образом, многое зависит от руководителей всех уровней, куда прибывают молодые специалисты. Будет к ним внимание, значит, будут там работать молодые учителя.

Григорий КУКАРЕКА: Наш Союз по итогам работы писательских организаций занял второе место в России среди более 80 объединений. Потому что мы всегда идем к людям. У нас к Министерству образования просьба: передайте учителям, чтобы чаще приглашали нас в школы. Мы много рассказываем учащимся о родной природе, которую наши дети не знают. Надо, чтобы каждая школа взяла шефство над объектами природы. Только тогда у нас будут результаты. Надо проводить дни калмыцкой литературы в районах. Дети в селах не так знают творчество калмыцких писателей, как в Элисте. В наших школах нет их портретов. А еще учителя мало приводят детей на выставки, которые проводятся в картинной галерее. А ведь там выставляются лучшие картины. Детям такие походы будут замещать целые учебники. Поэтому давайте наладим со школами связь.

Эрдни ЭЛЬДЫШЕВ: Во время встречи Дмитрия Медведева с учащимися подмосковной школы были оглашены итоги соцопроса по поводу идеалов российских школьников. 9 из 10 ответили, что хотят походить на героев зарубежных боевиков. Наверное, это и есть результат отношения в обществе к работе учителя. Школа до сих пор остается в зоне невнимания со стороны нашего государства. И правильно, что сегодня поднимают вопрос о возрождении престижа учителя. А престиж складывается, наверное, не только от отношения учителя к своему делу. Но и прежде всего от отношения государства к нему. И то, что наши учащиеся ничего не читают, тоже большая проблема, и ее надо решать совместными усилиями. Думаю, сегодняшний «круглый стол» положит начало нашей большой совместной работе.

Арслан ЭРДНИЕВ: Большая проблема в сфере образования – молодежь не идет в школу. Сейчас там работают в основном учителя старой советской закалки. Их педстаж превышает 20-30 лет. «Молодая поросль» воспитывается в Калмыцком государственном университете. Но 90% выпускников КГУ не идут в школу. Почему? Порой создается впечатление, что наш университет старается отходить от педагогических специальностей. Кафедры закрываются, объединяются, идут всевозможные реформы. Доходило до того, что приходили к нам и просили: «Дайте нам учащихся, которые пойдут на физмат». Потому что у них конкурса нет.

Что до нашей гимназии, то в этом году мы приняли 13 молодых учителей. Была проведена немалая предварительная работа. Создали школу молодых педагогов «Дебют». Провели в апреле конкурс «Молодой учитель гимназии». Победителей премировали месячной зарплатой. Повысили им разряд. Привлекаем их в профсоюз. Профсоюзный комитет мы обновили молодыми учителями. Если в каждой школе будет проводиться подобная работа по привлечению молодых кадров, то результаты придут. Многое, конечно, зависит от материального и морального стимулирования. Но, может быть, стоит подумать и о том, чтобы ввести для выпускников обязательную отработку, как это было в советские времена.

Раиса ДЯКИЕВА: Прежде всего спасибо всем за заинтересованный разговор. Во многом вы правы, хотя где-то хочется поспорить. В марте этого года мне посчастливилось побывать с нашими учителями в Индии у далай-ламы, нашего духовного лидера. Он сказал запавшие мне в душу слова: «К сожалению, сегодня в мире приоритетом становятся материальные, но не духовные блага. У меня есть друг в Америке, у которого есть все. Он богатейший человек, но одновременно он очень несчастен, потому что нет в нем духовного стержня. Он не знает, как справиться со своими страданиями, потому что был зациклен на зарабатывании денег». Согласитесь, с этим мы сталкиваемся ежедневно.

Школа и учитель работают в условиях конкуренции. Вы этих конкурентов сами назвали: и СМИ, и богатства, и деньги. Обществу надо думать прежде всего о духовном развитии самого учителя, а значит, и школы.

Теперь об общих проблемах. Село сегодня подавлено, надо срочно поддержать сельскую школу, им тяжелее всех. Экономическая основа подорвана. Мы совместно с профсоюзами приняли закон о малокомплектных школах. Малокомплектная школа в России – это учреждение, в котором меньше ста детей. Мы отстояли закон, где малокомплектными признаются школы, в которых меньше 50 учеников. Если бы мы следовали федеральному закону, то во многих селах школы у нас закрылись бы, и детей мы возили бы в школы-интернаты на автобусах. Утром везут полусонных детей на занятия, а вечером домой. И сразу спать. Какие там уроки!

По поводу нацпроекта «Образование». Калмыкия в числе первых регионов включилась в этот проект и продолжает его по всем направлениям образования: дошкольное, дополнительное, общее. Это ежегодный отбор 20 лучших руководителей по всем видам образования, поддержка талантливой молодежи. Открываются агролицеи, в каждом районе – сельские опорные школы, вокруг которых будет вестись работа по возрождению села. Молодые кадры недавно провели форум молодых педагогов. Глава РК объявил о вручении ежегодных премий молодым специалистам. Аналогичное решение принято и республиканским профсоюзом образования.

И последнее. Сегодня мы теряем такое качество человеческой души как совесть. Тот ученик, который разговаривает по мобильному телефону во время урока, без стыда и совести нарушает общие занятия. Значит, таким его воспитали в семье. Семья как ячейка общества должна заботиться о воспитании человека как члене общества. Давайте бросим клич, чтобы девушки бросили курить. Несколько лет назад они курили, прячась. Сегодня они курят демонстративно.

Санал ШАВАЛИЕВ: Мы вернулись к тому, о чем я говорил в начале нашего «круглого стола». Общественность должна вскрывать недостатки и говорить о них прямо. Я призываю вас стать экспертами тех или иных явлений в нашем обществе. Да, потребуется гражданское мужество. Но без этого нельзя. Лишь в этом случае граждане поверят вам. Есть понятие безопасности во всех областях бытия. И если мы будем честны, последовательны в своей правоте, то обеспечим безопасность региону, стране. Мы всегда будем вас привлекать, просить, а где-то, может, и требовать, чтобы вы дали оценку тем или иным событиям.

Республика Калмыкия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту