search
main
0

Не надо больше! А не пора ли нам сократить количество испытаний?

Чем больше у учащихся возможностей для выбора, в каких предметных олимпиадах участвовать, тем лучше. По крайней мере многие педагоги, дети и родители считают именно так. Однако стоит ли и дальше расширять этот список? Чем это чревато? Насколько подобная тенденция отражается на реальном качестве знаний российских школьников, есть ли тут какая-либо взаимосвязь? Об этом говорили на заседании Российского совета олимпиад школьников, которое состоялось с участием министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.

Для начала председатель Российского совета олимпиад школьников, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова академик Виктор Садовничий рассказал об итогах минувшего учебного года. По его словам, в олимпиадах, входящих в официальный перечень, приняли участие 2038257 школьников. Из них дипломантами стали 30476 человек, из них 13358 обучались в 11-м классе. 93 процента победителей и призеров преодолели границу по профильному предмету ЕГЭ в 75 баллов (год назад этот показатель был на три процента ниже). 70 процентов дипломантов стали победителями и призерами олимпиад естественно-научного профиля, в том числе 27 процентов – по математике, 17 процентов – по физике.Виктор Антонович особо подчеркнул успехи сборной России на Международных олимпиадах школьников в 2016 году. Так, наша страна была представлена 49 лучшими учениками из 13 субъектов РФ на 11 олимпиадах по астрономии, биологии, географии, информатике, математике, физике, химии, а также по естественно-научным дисциплинам. В итоге ребятам удалось завоевать 48 медалей, из которых 20 золотых, 20 серебряных и 8 бронзовых.Но если количество международных олимпиад – величина относительно постоянная, то, применительно к списку предметных олимпиад, в нашей стране она меняется практически каждый год, и порой довольно значительно. Например, в 2016 году у нас было 88 подобных испытаний, что почти соответствует показателям 2010 года (тогда их было 87). В 2013-м их количество упало до 53, в 2014-м возросло до 69, в 2015-м – до 71. А вот в следующем их ожидается аж 97.- Также не стоит забывать и об олимпиадах вне официального перечня, – напомнил ректор МГУ. – Многие вузы на протяжении десятилетий организуют испытания, которые пользуются огромной популярностью и охватывают десятки тысяч школьников. Среди наиболее известных – Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии, в которой участвуют старшеклассники из стран СНГ, Балтии и Юго-Восточной Европы, Школьная биологическая олимпиада, на которую также съезжаются дети не только из всех регионов России, но и из других стран, Московская открытая олимпиада школьников по геологии, Открытый чемпионат школ по экономике и так далее. Это очень известные и весьма статусные мероприятия, и победа в них также приносит ребятам серьезные бонусы. При этом, особо отмечу, их организаторы отнюдь не стремятся попасть в перечень, поскольку их главная задача – повысить интерес школьников к науке, помочь им раскрыть творческие способности. С другой стороны, за прошлый год в Российский совет олимпиад школьников поступило 357 заявок от 86 организаторов, представляющих большинство субъектов РФ. Это говорит о том, что огромное количество вузов, федеральных и региональных министерств и ведомств стремится сделать так, чтобы их олимпиады пополнили общий список. Но скорее всего со следующего года мы больше не будем увеличивать количество всевозможных олимпиад, а станем объединять их, чтобы повысить престижность.Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева также напомнила о том, что олимпиадное движение призвано повысить качество образования, помочь не только развить интерес детей к науке, но и выполнить задачи, поставленные Президентом РФ, то есть сделать нашу науку конкурентоспособной на мировом рынке, увеличить количество грамотных и мотивированных специалистов в тех или иных отраслях народного хозяйства.- Очень хорошо, что у нас в стране все не сводится к тому, чтобы сосредоточить усилия исключительно на подготовке штучных медалистов международного уровня, а работа идет сразу в двух направлениях, – отметила Ольга Юрьевна. – Для одаренных детей создаются особые условия, лучшие умы России плотно работают с ними по индивидуальному графику, а в массовой школе учителя стремятся заинтересовать как можно больше ребят, привлекая их к участию в олимпиадах по самым разным предметам.С другой стороны, напомнила Васильева, нельзя бесконечно увеличивать количество олимпиад, потому что каждый победитель претендует на льготы при поступлении, а поскольку мы все заинтересованы в повышении интеллектуального уровня абитуриентов и студентов, имеет смысл ввести квотирование при поступлении в вуз, чтобы принимать лишь самых лучших.Но все это должно происходить максимально открыто, подчеркнула министр. Любые изменения, связанные с процедурой проведения олимпиад, увеличения или сокращения их количества и так далее, должны быть четко прописаны в документах и размещены на официальных сайтах для всеобщего обсуждения.- Кроме того, я считаю, что необходимо обеспечить присутствие в местах проведения олимпиад аккредитованных общественных наблюдателей, как это уже происходит на ОГЭ и ЕГЭ, – предложила глава Минобрнауки. – Цена победы в подобных испытаниях очень высока, поскольку речь идет не только о поступлении в вуз без экзаменов, но и о выделении солидного денежного вознаграждения в виде президентских грантов, поэтому мы должны свести к нулю разговоры о том, что на олимпиадах кто-то кому-то помогает, подсказывает, позволяет списывать, пользоваться Интернетом и так далее.А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов высказал мнение, что нам нужно в принципе менять подходы к организации олимпиад, равно как и к формированию их списков.- Обратите внимание, практически все испытания связаны с проверкой знаний, умений и навыков конкретного участника в рамках конкретного предмета, – сказал глава ВШЭ. – А ведь во взрослой жизни человек крайне редко сталкивается с подобными задачами, потому что обычно он вынужден решать проблемы многоплановые, с использованием самых разных знаний из разных областей наук, а главное – решать их коллективно. Поэтому нам нужно попробовать разработать межпредметные олимпиады, на которых ребята трудились бы в командах, выполняя те или иные системные проекты. Да, это потребует радикального пересмотра всей сложившейся системы оценки знаний школьников. Но если мы действительно хотим повысить качество образования, нам без этого не обойтись.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте