search
main
0

Не «над», а рядом. Управленцы нужны, чтобы создавать хорошие условия работы учителям

Почти третья часть бюджета Курской области тратится сегодня на образовательную сферу. Что удалось сделать и какие изменения происходят в учреждениях образования, рассказал нам Александр Худин, доктор педагогических наук, профессор, председатель Комитета образования и науки Курской области.

– Александр Николаевич, какие направления вы определяете в системе образования региона как приоритетные?- Безусловно, приоритетом является обеспечение качества и доступности образования. Этому служит государственная программа развития образования в Курской области на период 2014-2020 годов, а также критериально-оценочная база, созданная в региональной системе образования.Сегодня в Курской области достигнуты все показатели результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету областному в рамках проекта модернизации региональных систем общего образования. Средняя заработная плата педагогических работников составила 21017 рублей, а у учителей она даже немного выше. Для сравнения: в октябре 2010 года среднее значение заработной платы педагогов составляло 8300 рублей, то есть мы заметно отставали от более богатых соседних регионов. А сегодня идем с ними практически наравне. Рост заработной платы к уровню 2012 года составил 20,4%.Одним из важных результатов реализации в 2013 году комплекса мер по модернизации системы общего образования стало создание в школах области условий для введения федерального государственного стандарта общего образования. Ряд школ в этом году уже выпускает шестиклассников, отучившихся по федеральным государственным образовательным стандартам, – наших первых ласточек, с которыми мы начинали осваивать новые программы еще в начальных классах.- Такое обучение предполагает серьезное обновление учебно-материальной базы школ. Насколько это удается?- В общем образовании для нас очень значимым было то, что в 2011 году стартовал проект модернизации региональных систем общего образования. Итогом реализации проекта в 2011-2013 годах стало улучшение учебно-материальной базы всех 547 общеобразовательных организаций: 114 школ получили современное учебно-лабораторное оборудование, 69 – учебно-производственное, 87 – оборудование для проведения ГИА, 186 – современное технологическое оборудование для школьных столовых. Для 144 школ закуплен новый спортивный инвентарь. В школы региона поступило более 5000 единиц современной компьютерной техники. Кроме того, для реализации новых стандартов в прошлом году вся начальная школа была оснащена интерактивными досками.Еще один очень важный момент – увеличение расходов на учебную литературу. За 2011-2013 годы в школы области поступила учебная литература на сумму 159 миллионов 580 тысяч рублей. Только в 2013 году были приобретены учебники для учащихся 1-4-х классов и 5-6-х классов, участвующих в апробации ФГОС, а также художественная литература из перечня «100 книг», рекомендованных Минобрнауки для обязательного прочтения школьниками, на общую сумму 96 миллионов рублей, в том числе 3 миллиона рублей из средств областного бюджета. Также за счет средств субвенции местным бюджетам муниципальных образований, выделяемых из областного бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ, были приобретены учебники на общую сумму 66 миллионов 630 тысяч рублей. В итоге все учащиеся 1-6-х классов обеспечены необходимыми комплектами учебников, соответствующими ФГОС общего образования. А в 2014 году мы попытаемся решить эту проблему для всех учащихся основной школы.- Как обстоит дело с капитальным ремонтом школ и детских садов?- В прошлом году на эти цели муниципалитетам была выделена субсидия из областного бюджета в размере 133 миллионов 994 тысяч рублей. Из местных бюджетов в рамках софинансирования на капремонт было направлено 72 миллиона 153 тысячи рублей. Это позволило капитально отремонтировать 50 школ и 39 детских садов.Дополнительно по проекту модернизации общего образования направлено 96 миллионов 923 тысячи рублей, из которых 63 миллиона – субсидия за счет средств федерального бюджета и 33 миллиона 923 тысячи – софинансирование местных бюджетов. За счет этих средств капитально отремонтировали еще 33 школы.Область прилагает колоссальные усилия для выполнения всего комплекса мер по модернизации образования. В 2010 году бюджет образования составлял 4,7 миллиарда рублей, а в 2014-м – 10 миллиардов 400 миллионов рублей, и это без учета федеральных субсидий. В настоящее время во многом благодаря пристальному вниманию губернатора Курской области Александра Николаевича Михайлова 29,9% областного бюджета направляется на нужды образования. Например, мы, перейдя на новую систему оплаты труда, сохраняем все меры социальной поддержки: компенсируем коммунальные платежи в сельской местности, выплачиваем «сельскую» надбавку в 25%. Еще одно приоритетное направление – дошкольное образование. По состоянию на 1 января 2014 года в очереди в детские сады области числятся 1900 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для нас очень важно соотносить потребность в местах с количеством высвобождающихся мест. Например, в Курске до конца года 3800 детям исполнится 3 года, а выпуск в этом году составит 3600 детей. Поэтому в областном центре будут реконструированы два детских сада – на 182 и 160 мест, а в школе №54 будет открыто дошкольное отделение на 40 мест. Мы даже рассчитываем на то, что дополнительно будут открыты ясельные группы, чтобы обеспечить местами в садах детей в возрасте до трех лет. С 2011 по 2013 год за счет строительства детских садов (их в области построено 9), за счет реконструкции (9 зданий реконструировано), а также за счет капитального ремонта школ, проведенного в 113 зданиях и позволившего дополнительно открыть дошкольные группы, для дошкольников создано более 8000 мест.- Александр Николаевич, знаю, что в Курской области есть свой очень интересный опыт по созданию детских садов в высвобождающихся школьных помещениях. Мы побывали в Полевском лицее, где в прекрасно отремонтированном здании пришкольного интерната оборудован такой детский сад, которому позавидовали бы городские дети. У вас так во всех районах?- Не во всех, но во многих. Мы стараемся, чтобы детям было комфортно и приятно находиться в своем садике. Сегодня наполняемость школ в сельской местности позволяет открывать в их зданиях дошкольные отделения с полным днем пребывания, и мы активно это используем. Дошкольное образование приобрело более высокий статус, и финансовое обеспечение реализации программ дошкольного образования в части заработной платы и в части учебных расходов перешло к субъектам Российской Федерации. В бюджете Курской области предусмотрено достаточное количество средств на эти цели, но многое зависит от второго транша, который обещан федеральным бюджетом. Мы очень надеемся, что проект модернизации региональных систем образования продолжится и дальше. Ведь средства, поступающие по этому проекту в регионы, не только помогают строить и ремонтировать, но и стимулируют местные бюджеты увеличивать расходы на образование. Например, в Курскую область в прошлом году из федерального бюджета поступило 436 миллионов рублей, а всего по проекту было затрачено 705 миллионов – легко посчитать, сколько вложила область.- В системе образования Курской области значительное место занимает профессиональное образование. Что изменилось в нем?- Для развития СПО в области также принята своя программа, за время реализации которой 47 миллионов 390 тысяч рублей направлено из областного бюджета на создание новых кабинетов и мастерских, приобретение учебно-наглядного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС профессионального образования.На данный момент 21 учреждение начального профобразования реорганизовано путем присоединения к учреждениям среднего профобразования или преобразования учреждений НПО в учреждения СПО. В регионе создано 13 двухуровневых профильных учреждений профобразования, работают 7 ресурсных центров машиностроительного, сельскохозяйственного, строительного, технико-информационного и сервисно-предпринимательского направлений. На их оснащение из облбюджета выделено более 75 миллионов рублей. – Александр Николаевич, в завершение сегодняшнего нашего общения скажите несколько слов о главных принципах, которыми вы руководствуетесь, работая в своей должности.- Никаких особых секретов нет. Если коротко, главное – полностью отдаваться делу, которому служишь и которое любишь. Безусловно, есть определенные правила организаторской деятельности, которые надо выполнять. Важно создать команду управленцев – одиночка, даже самый умный и талантливый, ничего не достигнет. Также нужна стратегическая программа, которая вызрела в процессе совместного планирования и учитывает интересы всех субъектов образовательного процесса. Я никогда не чувствовал себя человеком, который стоит «над», мне всегда хотелось быть внутри процесса, создавать условия, когда бы людям лучше работалось. Ведь любые реформы образования обречены на провал, если не будут меняться условия жизни и трудовой деятельности педагогических работников, при этом сам педагог должен захотеть измениться к лучшему. Наша задача – помочь ему в этом.Курская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте