Фаина Ильинична Свирская, учитель права и обществознания и в 80-х годах преподаватель истории, рассказывала, как в середине 90-х она подверглась настоящей обструкции со стороны своих коллег, когда сообщила им о том, что полностью разочаровалась в коммунистической идеологии и считает, что наша страна сможет процветать, а народ нормально жить только при демократии, при частной собственности.
«Трое педагогов, перед которыми я раскрыла свои новые взгляды, мои подруги, с которыми училась в пединституте, набросились на меня так, словно я совершила какое-то преступление. Они так и сказали: ты предательница. «Как ты могла так поступить, ведь столько лет была членом партии, была даже членом райкома. Твой дед и отец, воевавшие на фронте, тоже были коммунистами. Значит, и их ты предала».
Фаину Свирскую сильно расстроила такая реакция коллег. Было обидно, что они сами не сумели отказаться от прежних взглядов, хотя в их семьях были репрессированные в 30-40-е годы. И позже ей приходилось сталкиваться с тем же непониманием, с тем же неприятием того, что человек, воспитанный на одних идеалах, может поменять их на прямо противоположные. Также удивляло, что поменять мировоззрение не способны не только ее сверстницы, кому в 90-е было 45-50, но порой и тридцатилетние тоже с трудом освобождаются или вовсе не освобождаются от старых идей.
В середине 90-х особенно часто приходилось слышать такие возмущенные возгласы: «Вот был активный, нерядовой коммунист, а теперь перекрасился, подался в демократы», «Вот был атеистом, а теперь в церковь ходит, постится, внуков окрестил».
Таких людей считают неискренними, лицемерными, подражающими модным течениям, увлечениям. Я же склонна считать, что такие люди в большинстве своем сумели пересмотреть свои прежние взгляды. Это была очень сложная мыслительная работа, активный анализ новой информации, а не бездумное ее поглощение или игнорирование. Они после серьезных раздумий пришли к тому, что не в то верили, не тому служили. Отказ от старых воззрений (конечно, здесь не имеются в виду общечеловеческие ценности – они вечны) явление, считаю, нормальное, естественное.
Как считают многие философы: в жизни нет ничего постоянного, кроме перемены. Часто последующие поколения не только отказываются от истин, по которым жили их отцы, но даже они нередко не понятны им.
Вот что, например, писал известный немецкий педагог Адольф Дистервег: «Ничто так не противоречит природе человека, как утверждение, что взгляды и убеждения непреложны и неизменны. Каждая неизменная, то есть объявленная неизменной, догма ограничивает человеческий ум и препятствует продвижению вперед и все более и более высокому пониманию.
Для каждого человека, а для педагога особенно важно научиться разучиваться, расставаться со старыми привычками, «освободиться от духовного рабства и достигнуть духовной свободы». Иоганн Вольфганг Гете назвал умение переучиваться духовным наслаждением. «Освободиться от заблуждений для человека также важно, даже важнее, чем узнать новую истину». Сравнивая методические разработки уроков наших постоянных авторов – учителей граждановедения и права, – ясно видишь, как выросли они не только творчески, но и как по-иному стали мыслить. Демократия для многих из них стала не просто одной из тем в программе гражданского образования, она стала их мировоззрением, стилем их жизни, способом мышления, изменила их взаимоотношения с учениками, с коллегами, с другими людьми. И это не произошло само собой. Здесь, повторяю, потребовались значительные умственные и душевные усилия, им удалось постичь трудное умение – умение разучиваться.
Представьте себе огромное поле, на котором произрастали какие-то растения. За ними тщательно ухаживали, их тщательно оберегали, потому что плоды от них должны были появиться через несколько лет. Но вдруг неожиданно выяснилось, что это всего лишь сорняки и не только не полезные, но и вредные, они приносят отравления, а семена их, уносимые ветром, попадают на другие поля с культурными растениями, там прорастают и вытесняют полезные. И вот часть сеятелей, которые узнали, что возделывали сорняки, не поверили слухам и продолжали их выращивать. Другая часть оборвала только наземную часть растений, оставив не тронутыми корни, и на месте их посеяла полезные растения, но те погибли, заглушенные сорняками. Третьи выкорчевывали и корни, у них вырос большой урожай культурных растений.
Вот так и человеку, как этому полю, с трудом приходится освобождаться от ложных понятий, устаревших взглядов, которые мешают его развитию, его благополучию, развитию и благополучию общества.
Для чего нужно расставаться с устаревшими взглядами, с авторитарным мышлением? Без этого просто невозможно воспитать свободную личность, способную жить в правовом, демократическом государстве.
Все те педагоги, кто сегодня непосредственно на своих уроках воспитывает граждан, необходимых сегодняшней России, выполняют важную миссию. И это не преувеличение, это напоминание о том, что именно на них накладывается весь груз ответственности за выполнение этой задачи.
Кто-то из тех, кто начинал в середине 90-х годов, пал духом, говоря, что пока не видит появления заметного слоя населения, обладающего правовой культурой, умеющего проявлять гражданскую позицию. Однако, по рассказам многих учителей, их воспитанники уже сегодня умело используют знания и навыки, полученные на уроках, во время работы над социальными проектами. И еще, совершенно очевидно, что научить детей ощущать себя свободными и ответственными, активно влиять на происходящее вокруг, а не оставаться равнодушным, может только тот, кто сам действует, умеет учиться и переучиваться, невзирая на возраст. Кто-то может сказать, что менять взгляды, отказываться от прежних идеалов безнравственно. Но тут мне хочется привести в качестве возражения слова великого Пушкина: «Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж со вздохом иль с улыбкою отвергает мечты, волновавшие юношу. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыта для него не существует», – так писал он в статье о Радищеве. Сам Пушкин в молодости был атеистом, а в последние годы жизни стал глубоко верующим человеком.
Как отдельный человек, так и народ, и все человечество не остаются неизменными. Возвращать из прошлого отвергнутые, не прошедшие проверку временем, тем более длительным временем, идеи неразумно, это противоречит здравому смыслу. Это все равно что пытаться вернуть то, что ушло в историю.
Комментарии