search
main
0

Не либерал и не диктатор. или Как найти золотую середину

Оксана, выпускница педагогического института, пришла на работу в одну из московских школ учителем русского языка и литературы. На пятом курсе она проходила практику. Тем не менее молодая учительница накануне первого сентября очень волновалась. Ее будущие ученики – старшеклассники, так что по возрасту она для них как старшая сестра. Сорок минут пробежали быстро, и первое мнение о классе осталось очень хорошее. Следующий урок – «окно», поэтому появилась возможность поделиться с коллегами первым опытом.

В учительской педагоги что-то бурно обсуждали. Когда вошла Оксана, все притихли. Никто не поинтересовался, как прошел ее первый урок, так что девушке пришлось вежливо извиниться и уйти. Русский язык шел третьим по расписанию предметом. У Оксаны были хорошее настроение и уверенность в своих силах.

Однако в кабинете собралась только половина класса. Подождав десять минут, учительница спросила:

– А где ваши друзья?

– Они нам не друзья, – и начались насмешки…

Прошло три дня. Поведение ребят не радовало, но проявлять характер не хотелось, казалось, что ее сразу же разлюбят. Когда Оксана пыталась проверить домашнее задание, ей просто хамили: «Мы никогда ничего не делали и делать не будем и вообще в школу ходим просто так». За помощью Оксана обратилась к одному из учителей.

В ответ же услышала:

– Ты не любишь свою работу, поэтому и ребята тебя не любят. Когда я начинала работать… – но Оксана уже не слушала.

Приехав домой, часа два проплакала.

…Через неделю девушка немного освоилась, вникла в суть своей работы. Коллеги стали искренне интересоваться, как проходят ее занятия.

Теперь Оксана с удовольствием приходит на работу и очень скучает в субботу и воскресенье по своим «детишкам».

Елена БУКОЛОВА, студентка МГПУ

Комментарий

чевидна проблема «завоевывания авторитета» молодым учителем. Не стоит бояться детей! Дети – очень хороший «приемник»! Необходимо найти золотую середину между либерализмом (включая панибратство) и авторитаризмом. Разрешайте им обращаться к вам в любое время. Не нужно подавать себя как очень взрослого и серьезного всезнайку. Вспомните себя в этом возрасте, наверняка вам казалось, что взрослые ничего не понимают. Станьте для них понимающим педагогом, готовым многое принять. Большим плюсом служит именно ваша молодость, намного сложнее «влиться» в коллектив педагогу с большим стажем.

Неумение поддерживать внимание учеников приводит к отсутствию дисциплины и работоспособности. Увлекательный рассказ заинтересует их. Кроме того, постарайтесь вовлекать класс в коллективный поиск ответов на поставленные вопросы.

Возраст этих ребят сам по себе достаточно трудный, и тут просто необходимо ознакомиться с литературой о подростках.

Если коллектив преподавателей не принимает молодого специалиста, то можно говорить о самоконсервации школы, где учителя отказываются от принятия нового в методиках преподавания.

Что касается общения с опытными педагогами, то здесь нужна хитрость: скорее всего, они вас станут воспринимать как еще одного ученика. Позволяйте им вас учить. Консультируйтесь, спрашивайте, интересуйтесь их опытом, может, вам эти советы никогда и не понадобятся, но впечатление вы на них произведете. Чтобы войти в круг учителей, советую пообщаться с педагогами по одному. Не игнорируйте праздники школы. Когда коллеги увидят ваши результаты и то, что дети вас любят и уважают, то для них это будет сигнал о том, что они смогли вас многому научить, вы применили их бесценный опыт на практике и теперь можете смело входить в их круг, круг педагогов с большой буквы.

Я считаю, что сложившаяся ситуация – личная проблема данного педагога, в первую очередь требующая конкретной работы над собой. Главным критерием, оценивающим вузовскую подготовку современного профессионала, должна стать не сумма определенных знаний, а их системность и системность мышления, проявляющиеся в способности самостоятельно приобретать и «достраивать» недостающие элементы. Необходима стойкая и осознанная мотивация личностного и профессионального развития студента. Немаловажный фактор – мотивация профессионального саморазвития. Это и есть внутренний движущий фактор развития личности и профессионализма.

Елена МИХАЙЛОВА, психолог-консультант Центра психологического консультирования

Учительские эссе

Выученные уроки

Свои первые уроки педагогического мастерства я получил в восьмом классе. Тогда вместе с родителями и младшей сестрой я жил в уютном Мариинске. Зимними вечерами на большой кухне семья собиралась вместе, и начиналось таинство. Я учил уроки и читал свои первые серьезные книги, сестренка играла на полу, а мама, еще не заслуженный учитель России, и папа, пока еще не лауреат премии президента, беседовали. Что за чудо были эти долгие зимние разговоры! Самое интересное было в том, что свои педагогические теории они проверяли на мне: папа вел у меня биологию, а мама – немецкий язык.

Отец объяснял, почему он приходит на урок к ученикам с вопросами. А еще на своих уроках папа занимался русским языком. Он делал карточки на нашей печатной машинке, в которых перечислял ключевые слова, по которым нужно было составить связный рассказ.

Первые проекты и ролевые игры я увидел на уроках мамы. Помню, как мы становились делегацией из Западного Берлина, брали интервью у учителей, делали фотографии.

Прошло время, пришли первые удачные уроки и первые победы. Получив из издательства очередную книжку со своими статьями, я подарил авторский экземпляр родителям. На форзаце написал: «В каждой моей победе всегда есть частичка победы вашей…»

Даниил ТИТОРОВ, учитель информатики, Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте