search
main
0

Не каждому дано

Классный руководитель - это работа 24/7/365

Как известно, в 2023 году учителя получают доплату за классное руководство – ежемесячно по 80 рублей за каждого ученика в классе, 550 рублей на класс из регионального бюджета и еще 5000 рублей из федерального за каждый класс или класс-комплект, сформированный в соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 07.09.2020 №ВБ-1700/08. Количество учащихся значения не имеет. Каждый педагог вправе получить не более двух доплат, то есть может быть назначен классным руководителем максимум в двух классах. Согласно квалификационным характеристикам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н, классное руководство не входит в перечень должностных обязанностей учителя, поэтому при назначении доплаты требуется добровольное согласие.

Но это в теории. Сведения же о том, какие доплаты на самом деле получают сегодня учителя за классное руководство, слегка разнятся в зависимости от источника, тем не менее можно вынести некоторые относительно точные цифры. Упомянутые 5000 рублей в месяц из федерального бюджета гарантированы государством, их педагог получит в любом случае. А вот доплаты за количество учеников – тут не совсем понятно.

Я провела неформальный опрос среди знакомых коллег, а также вспомнила собственный опыт. Придя работать в школу, сразу договорилась с администрацией о том, что мне не поручат классное руководство. Почему? Трое собственных детей, 30 часов в неделю, две смены, 11 подготовок. Будучи человеком добросовестным и ответственным, я также понимала, что мне нужно время, чтобы освоить специфику работы в школе. Выпустив пятый курс университета, имея приличный преподавательский опыт, я, конечно, сознавала: школа – совсем не то же, что вуз. Некоторые вопросы решились уже после первой четверти. Посетив мои уроки, администрация сразу предложила мне стать методистом. Пошли открытые уроки, конкурсы, мастер-классы, конференции. Сознаюсь, иногда ретивые завучи пытались давить на психику, заставить меня стать еще и классным руководителем. Это ясно показывало недостаток желающих… и умеющих. Сомнений в умении у меня не было, а вот времени и сил, учитывая остальные перегрузки, не хватало.

Сказать, что обязанности классного руководителя мне незнакомы, нельзя. Как учитель и мать я постоянно участвовала в жизни любого класса, причем не только из тех, где учились мои собственные дети. Походы в театр, музеи, на экскурсии, школьные праздники, фестивали, написание сценариев, репетиции, внеклассная работа, школьная практика и замены, замены. У нас в системе нет такого понятия, как «мама класса», хотя неофициальная должность присутствует. Если рядом по каким-то причинам отсутствует классный руководитель, школьники обращаются за помощью и советом к учителю – маме одноклассника. Но руководитель находится на связи действительно 24/7/365. Родители приходят на уроки, до и после занятий, звонят домой, останавливают на улице. Администрация школы вызывает «на ковер» по малейшему поводу. Постоянно в СМИ ведутся дискуссии про непомерную перегруженность педагогов всякого рода бюрократической деятельностью. Бесконечные планы, отчеты. Помню, как гордо писали несколько лет назад про переход на электронный документо­оборот. Перешли-то перешли, но бумаги никто не отменил, просто прибавилось работы. Электронные журналы, которые теперь нужно регулярно заполнять и следить, чтобы родители их проверяли, тоже отнимают кучу времени. Период выпусков из начальной, средней и старшей ступеней обучения, особенно окончание учебы, и вовсе превращается в длительный круглосуточный кошмар.

Спрашиваю, почему мои знакомые не идут в классные руководители, несмотря на доплаты. Ответ универсален и не зависит от преподаваемого предмета и стажа. Нагрузка практически у всех давно уже двойная плюс репетиторство. Многие приводят в качестве аргумента семью, мол, если поверх имеющихся нагрузок добавить еще и руководство классом, они и вовсе не увидят своих родных, особенно во время экзаменов.

За частные уроки преподаватели получают оплату сразу, по факту. Во время подготовки к финальным экзаменам, к ЕГЭ и поступлению в вуз почасовые ставки за репетиторство резко возрастают. А забот куда меньше. Учителя, имеющие детей, понимают родителей своих учеников, которые звонят им, советуются по любому поводу. Есть, напротив, такие родители, которых годами не видишь. И то и другое – колоссальная нагрузка, дополнительное время, которого ни у одного учителя просто нет.

Знаю от знакомых, что иногда дети в начальной школе оказываются без классного руководителя. Класс набрали, а учительница вскоре ушла в декретный отпуск или уволилась, не выдержав перегрузок. Если не могут быстро найти замену, обязывают кого-то, кто уже ведет один класс, взять на себя второй. То есть учителя в первую смену занимаются со своими, а во вторую – с чужими. Конечно, чужих детей не бывает. Но если учитель не выдержит и заболеет, то без присмотра останутся уже два класса. Мне кажется, такое положение дел недопустимо, нельзя заставлять педагога брать на себя два класса. Тут никакие доплаты не помогут, особенно если в каждом классе есть инклюзив.

Учительница начальной школы рассказывает, что ей приходится делать каждый день. Кто-то не может самостоятельно переодеться-переобуться, расстегнуть и застегнуть одежду, когда идет в туалет. Дети не умеют завязывать шнурки. У девочек расплетаются косы. Так что беседа со взрослыми на первом родительском собрании не включает в себя успехи и неудачи в учебе, учитель терпеливо разъясняет родителям, что нужно сделать дома, как и чему обучить ребят, каких простейших бытовых навыков им не хватает.

Какую доплату коллеги считают достаточной для того, чтобы люди захотели взять на себя обязанности клас­сного руководителя? Оказывается, дело не в доплате, а в зарплате и нагрузке. Если бы зарплата была достаточной при обычной нагрузке 18‑20 часов в неделю, можно было бы подумать о дополнительной должности, чем и является работа классным руководителем. Самая большая наша ценность и самый большой дефицит – время. Знание предмета, любовь к детям, желание нести разумное, доброе, вечное есть. Организационные способности присутствуют. Дело за малым: нужна достойная плата за непомерный труд.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте