search
main
0

Не имитация ли эта новация?

Давать совет охотников довольно…

Известно, что с 2023 года во всех школах должны появиться советники по воспитанию. Как полагают в отраслевом министерстве, вводимые новые должности советников директоров школ по воспитательной работе способны эффективно повлиять на развитие механизмов работы с молодежью.

 

Очередное нововведение вызывает много вопросов, сомнений. В «Учительской газете» в свое время прошла широкая дискуссия по обсуждению как положительных, даже уникальных, так и негативных последствий предлагаемого новшества. Тридцатилетняя практика работы директором кооперативного техникума, существовавшего при нем несколько лет профтехучилища, а затем и филиала университета предоставила мне огромную возможность общения со многими советниками, советчиками, контролерами… Потому не могу отказать себе в желании поделиться своим отношением к этой новации педагогического менеджмента.

Конечно, утверждение, что у хорошего совета нет цены, бесспорно. Кто добрых людей слушает, тот слаще кушает. Но какой совет может помочь директору школы, современному эффективному менеджеру, который часто не ведет уроков, редко общается с учениками, сам не собирается участвовать в деле, в котором ему будет помогать советник?

Большие сложности возникают при этом и у будущих советников директоров школ. В их рядах, судя по всему, окажутся опытные и молодые педагоги, студенты, представители молодежных общественных организаций, которые и должны щедро раздавать советы. Как тут не вспомнить Жана де Лафонтена: «Давать совет – охотников довольно. А исполнителей – не больно». Интересно, будут ли советники нести ответственность за свои предложения и рекомендации?

Знакомясь с высказываемыми мнениями коллег о введении в штаб школ советников, обратил внимание на то, что волнует новшество больше всего заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей. Первые видят в новых лицах своих конкурентов, дублеров их функциональных обязанностей. Вторые боятся увеличения дополнительных нагрузок.

Поначалу я не понимал какое-то время: почему же не переживают на этот счет сами директора? Вероятно, успокоили себя тем, что чем больше препятствий, тем разнообразнее пути, как умудриться их обойти. Хорошо, если на эту должность назначат того, кто нужнее для руководителя, кому появилась возможность доплатить за работу. Последний вариант мне дорог больше всего, только вот платить бы надо за конкретное реализованное дело, личное участие работника, за конечный результат, за настоящее служение детству, юности.

Очень полезным советником по воспитанию была, например, у нас в техникуме заведующая библиотекой Клавдия Алексеевна Савельева. Всегда было важно ее мнение, ценилась и мудрая подсказка. До сих пор помню ее дельный совет: чтобы каждый год, приходя в учебное заведение, студенты могли видеть что-то новое, что вызывало бы у них удивление и интерес.

Клавдия Алексеевна была создателем клуба будущих предпринимателей, студенческого объединения «Бизнес и творчество». Она организовала тесное творческое сотрудничество с областной библиотекой. А заместитель директора по воспитательной работе Людмила Петровна Грач во многом способствовала расширению воспитательного воздействия на студентов, используя деловые, партнерские отношения с Брянской торгово-промышленной палатой, Союзом женщин России, взаимодействию с молодежными движениями (что сейчас возлагается на советников), учреждениями культуры города и области.

В течение нескольких лет бесплатным и очень полезным советником в воспитании студентов техникума и университета был заместитель председателя Клинцовского землячества Владимир Храпко. Он принадлежал к поколению, которое называют «дети войны». Владимир Ксенофонтович стал инициатором и организатором многих мероприятий по пропаганде патриотических ценностей – встреч с ветеранами войны и труда, создания в учебных заведениях малых студенческих землячеств.

Разве под силу охватить такое многообразие направлений в воспитательной работе с молодежью одному советнику? Не лучше ли отыскивать, поддерживать, распространять опыт и поощрять материально вот таких активных друзей, верных помощников директоров учебных заведений?

Хочется надеяться, что с измененным штатным расписанием удастся избежать ситуаций и действий по пословице: «Дал совет Аверкий, да все исковеркал».

 

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте