Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не хором единым

УГ - Москва, №33 от 14 августа 2012. Читать номер
Автор:

В обучении музыке в школе, как и образовательном процессе по другим предметам, должны быть достигнуты определенные результаты. Традиционно большинство из них достигается и без применения ИКТ, но благодаря ИКТ достигнуть их можно более эффективно и качественно. Это утверждение справедливо для учащихся различных возрастов, общих и музыкальных способностей, а также для детей с ограничениями здоровья.

Для создания на уроке музыки возможности ребенку активно взаимодействовать с музыкальными инструментами и произведениями, обеспечения возможности музыкального творчества в рамках урока и после него необходима специальная предметная среда (доступ к музыкальным инструментам, разнообразие простых средств извлечения звука), а также доступная цифровая среда для прослушивания, записи, обработки звука.

Что такое ИКТ для обучения музыке? Какие именно технические средства нужны для организации обучения с использованием ИКТ на уроке музыки? Не удивляйтесь, если в музыкальном кабинете школы появились компью-тер(ы), миди-клавиатура(ы), микрофон(ы), наушники и звукоусилители, синтезатор(ы), двойники для наушников. Возможно, некоторые из этих устройств вам даже не знакомы, поэтому расскажу о них отдельно. Миди-кла-виатура – небольшая и легкая музыкальная клавиатура, которая подключается к компьютеру и позволяет учащемуся играть на реальных клавишах. Это гораздо естественнее и интереснее, чем вводить ноты через виртуальную клавиатуру, нарисованную на экране компьютера. Ее использование позволяет любому ребенку быстро освоить нотную грамоту и попробовать себя в импровизации. Двойники для наушников нужны для парной работы, которая дает возможность обсуждать и анализировать музыкальные произведения, экспериментировать с импровизацией вдвоем бывает гораздо интереснее, а главное – достигается не только музыкальный результат, но и приобретается умение слушать мнение другого человека, договариваться о совместных шагах по достижению результата, аргументированно доказывать правильность собственных действий.

Конечно же, помимо этого оборудования необходимо и специальное программное обеспечение. В него входят программы для работы с аудиовизуальным рядом, программы для записи, редактирования и хранения аудио, обучающие программы, слуховые тренажеры, программы-нотаторы, программы-автоаранжировщики, программы-конструкторы, программы миди-секвенсеры. Освоение такого большого количества программного обеспечения представляет большую сложность даже для музыканта, который часто бывает незнаком с ИКТ, тем более для школьника. Тем не менее именно это отражает современную модель музыкальной деятельности, к счастью, существуют программные решения, которые могут быть успешно использованы в обычной школе. Это прежде всего решение Apple для музыкального обучения, которое позволяет превратить компьютер в целую музыкальную студию в вашем классе. С помощью специального программного обеспечения GarageBand, которое может быть использовано и как про-грамма-нотатор, и как программа для создания аранжировок, и как программа миди-сек-венсера, и как программа-конструктор, учитель получает уникальное средство, которое не требует специального длительного обучения. Интерфейс программы очень прост, а освоение основных операций занимает у учителя, не знакомого со средой, где-то около часа работы. Использование программы Garage-Band на уроке порождает новые виды деятельности: звукозапись, редактирование и конструирование музыкального ряда, аранжировка, композиция, импровизация, игра на миди-клавиатуре.

Для того чтобы закончить обзор средств ИКТ, необходимых для современного урока музыки, осталось ответить на один из самых важных вопросов: сколько? Какое количество оборудования необходимо для эффективной деятельности на уроке музыки? Опыт московских учителей, имевших возможность использовать это оборудование, показывает, что при наличии в кабинете 15 компьютеров и 15 миди-клавиатур учащиеся получают возможность работать собственно с аудиосодержани-ем, то есть с самой музыкой: ” создавать аудио; видеть аудиоинформацию в виде схемы отображения в виде нот; слышать и редактировать результат; записывать свой голос и звучание реаль-и электронных инструментов; аранжировать и инструментовать аудио; создавать свои оригинальные компози-(импровизировать, прописывать дорожки, использовать внешние аудиофайлы);

исполнять и записывать вместе со звучанием фонограммы свое исполнение;

создавать саундтреки к видеоматериалам и создавать подкасты.

Как же организовать работу с новыми видами деятельности?

Музыкальное творчество в школе одно из наиболее активных и увлекательных. Множество различных видов деятельности может быть обеспечено современным оборудованием и программными средствами. Современный школьный музыкальный кабинет позволяет учащемуся реализовать виды деятельности, которые возможны в профессиональной музыкальной студии: композиция, инструментовка, аранжировка, микширование, соединение вокала и сопровождение, театрализация, учащиеся смогут произвести запись своих постановок. Программное обеспечение компьютера позволяет соединить движение, звук и изображение в единое целое, давая возможность детям с разными возможностями учиться, используя различные органы восприятия. Компьютер в музыкальной лаборатории позволяет не только хранить информацию и воспроизводить ее, но и обрабатывать, создавать. Он обеспечивает как редактирование звуковой записи (включая ремиксинг – изменение, «смеси» различных партий), так и редактирование музыкальных кодов произведения (например, нотной записи или параметров звучания). Кроме того, компьютер может и воспринимать информацию: слышать и анализировать услышанное, например, выделять основной тон, сравнивать записанный тон с образцом звучания, это могут делать слуховые тренажеры. Компьютер может служить и для записи музыки, и это тоже обеспечивают встроенные микрофоны и программное обеспечение музыкальной лаборатории.

Таким образом, первая полезная возможность для учителя – хранение своей фонотеки примеров и рабочих наглядных материалов для уроков. Для этого удобно использовать специальные программы. В частности, решение Apple использует программу iTunes, а благодаря выходу в Интернет обеспечивает доступ к ней учащимся для подготовки уроков или домашних заданий, например, с использованием интернет-технологий подкастинга и школьной информационной среды.

Одна из важных форм общения учителя с учениками на уроке – беседа учителя о музыке и музыкантах, о жанрах и стилях, об истории музыки, тут средства ИКТ (проектор, экран, программы для создания мультимедиа) делают проведение подобных бесед максимально качественным, наглядным, ярким и образным. Само слушание музыки становится активным и разнообразным. Наряду с целостным восприятием произведения компьютерная лаборатория дает возможность параллельно с музыкой видеть творчество дирижера, отдельных исполнителей в оркестре, слышать их партии, видеть нотную партитуру. Возникают задания по поиску отдельных музыкальных фрагментов и фраз, в том числе по их описа-

нию и нотной записи, ПО помогает ученику увидеть звучащую партитуру, начав с пассивного восприятия нотного текста и соответствующего аудиоматериала, перейти к активному пониманию соответствия нотных обозначений и звучания, то есть к грамотному восприятию нотных текстов: осознанию строения музыкальных мотивов, фраз и форм, пониманию фактуры и драматургии, агогики и динамики в музыке.

Одна из традиционных форм работы на уроке музыки в школе – исполнение песен. В этом виде деятельности музыкальная лаборатория дает возможность записывания, редактирования и хранения результатов работы учащихся и учителя. Традиционным и одним из самых любимых детьми видов деятельности на уроке стало музицирование на простейших музыкальных инструментах (например, шумовых). ПО музыкальной лаборатории позволит каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров – от ударно-шумовых до органа или скрипки. Это означает, что ученик может использовать звучание всех этих инструментов для создания аудиозаписей или реального исполнения. Кроме того, становятся возможными инструментовка и элементы аранжировки, находится место и для синтезаторов.

Такое устройство ввода звуковой информации, как миди-клавиатура (или синтезатор с usb-выходом), позволяет учащемуся легко вводить в компьютер музыкальный фрагмент. Это устройство дает ученику возможность стать не только участником группового пения, но и ис-полнителем-инструменталис-том. Для разучивания мелодии или гармонического сопровождения он может использовать видеотренажеры по игре на клавиатуре и осваивать культуру игры на инструменте.

Возможности звукозаписи, редактирования, наложения звука, караоке позволяют коллективам учащихся записывать короткие отрывки отдельных партий, а потом создавать из них целые произведения. К этому можно добавить возможность видеозаписи.

Следующим видом деятельности может стать музыкальное конструирование, что также возможно благодаря встроенному ПО музыкальной лаборатории. ПО музыкальной лаборатории позволяет ученику обращаться с музыкальными фразами так же, как маленький ребенок делает это с кирпичиками конструктора «Лего». Такой вид деятельности сильно расширяет возможности ученика в области создания музыки. Программа создает фрагменты, или сэмплы, музыкальных кирпичей, из которых ученик возводит свои музыкальные строения. Такой вид деятельности очень популярен среди детей, он позволяет достичь высокого уровня мотивации, в том числе и для учащихся, которым музыка не интересна. Приведу типичный пример работы учащихся на уроке. Уча-

щиеся записывают народную песню, затем им предлагают создать собственное инструментальное сопровождение при помощи барабана, трещотки, терменвокса, синтезатора. Все это сразу же записывается в компьютер, прослушивается, корректируется, создается новое звучание традиционной народной мелодии.

Моя практика использования ИКТ в образовательном процессе на уроке музыки началась в 2002 году в ЦО «Технологии обучения». Этот Центр образования работает с детьми с ограниченными возможностями, поэтому именно с ними, не имеющими возможности использовать в своей жизни многие реальные вещи, было интересно организовать экспериментальную работу по музыке. Мы нащупывали формы и методы обучения наших детей, анализировали мировой опыт по дистанционному обучению. Сегодня результаты работы радуют, вдохновляют, заставляют верить в реальность создания не только учебников, но и целостной среды для музыкального развития наших учеников. Одной из интересных и результативных форм обучения стали проектные курсы. В 2006 году в связи с 250-летием Моцарта мы разработали материалы для проектного курса «Моцарт». В этом курсе мы использовали не только специальные средства, но и все имеющиеся у учащихся к этому моменту навыки использования ИКТ.

Как известно, Моцарт был вундеркиндом, поэтому первой темой нашего проекта стали именно истории о маленьком гении – эта тема интересна всем, а тем более юным ученикам. Мы выбрали самые известные истории из детства Моцарта и предложили задания по каждой из них (пересказ, иллюстрация, сборка музыкального пазла, музыкальная викторина). Результат превзошел наши ожидания. Дети не только овладели материалом, но и вышли за рамки заданий, например придумали стихи по сюжетам историй. Свои работы они выкладывали в форум, чтобы была возможность обсудить их с другими детьми. В дальнейшем при подготовке к празднику «День рождения Моцарта» мы попросили сделать аудиозапись самых удачных стихов для тех, кто не смог приехать на праздник, те же, кто добрался, смогли их услышать в исполнении авторов. Так нам удалось заинтересовать учеников нашей школы классической музыкой, ведь стихи возникли под впечатлением от нее.

Все мы знаем, как порой тяжело добиться, чтобы дети слушали классическую музыку. Для повышения мотивации был придуман актуальный для подростков ход – формирование собственного хит-парада из предложенного нами плей-листа. Задание оказалось удачным – дети с удовольствием не только прослушали и составили свои хит-парады, но и изложили впечатления от прослушанной музыки, обосновав свой выбор. Каждый месяц выбирался лидер хит-парада, которому дети отдавали наибольшее количество голосов.

Мелодии Моцарта у всех на слуху – они звучат даже в мобильных телефонах. Опираясь на мелодии композитора, мы попробовали заинтересовать детей игрой на музыкальном инструменте. Каждый ученик нашей школы может получить миди-клавиатуру, а на компьютерах учащихся установлена программа Garage-Band, которая позволяет звучать клавиатуре самыми качественными тембрами – от рояля до контрабаса.

Для того чтобы выучить сложную мелодию, надо знать ноты. Но мы решили попробовать дать ученикам видеозаписи с крупным планом рук, которые играют музыку Моцарта. Ведь такой учитель никуда не торопится. Его можно остановить в любом месте и попросить сыграть еще раз! И опять дети оказались активными – разучили, сыграли, записали свое исполнение и прислали учителям записи, а самые активные поучаствовали в совместном концерте нашей школы и ЦЭВ «Моцарт».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту