Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не ЕГЭ единым жива школьная литература!

УГ - Москва, №27 от 8 июля 2014. Читать номер
Автор:

​В школе №1253 по инициативе министра образования Москвы Исаака Калины состоялось открытое заседание предметной комиссии по литературе, на котором были обнародованы различные позиции преподавателей литературы по поводу экзамена по этому предмету в формате ЕГЭ, а также проведения апелляций по тем работам, которые, по мнению некоторых учителей, заслуживали более высокой оценки, нежели была поставлена экспертами. Причиной конфликта в педагогическом сообществе стало то, что некоторые победители и призеры олимпиад по литературе не получили высоких баллов на экзамене по литературе в формате ЕГЭ.

Грустно, что нападки на членов предметной комиссии на открытом  заседании  очень часто принимали абсолютно неприемлемые формы, это заставляло уже подумать  о том, в какой мере   учитель литературы  обязан быть этичным по отношению к своим же коллегам в публичном пространстве. Во многом  восстановлению нормальных отношений между учителями способствовало выступление министра образования Москвы  Исаака Калины.  Поблагодарив тех экспертов, что работали в предметной комиссии за их огромный  и ответственный труд, Исаак Иосифович вспомнил об истории, случившейся с ним самим сразу после окончания школы: « Я подавал документы на мехмат МГУ. К последнему экзамену – сочинению – уже было понятно, что по конкурсу не пройду – не хватит баллов. Но сдавать  экзамен все же пошел,  из трех тысяч писавших сочинение оказались две пятерки, в том числе одна у меня. Поэтому  преподаватели филфака МГУ пришли на мехмат и предложили переложить мои документы на этот факультет. Я гордо отказался, а потом часто в жизни жалел, думал, что не своим делом занимаюсь, что надо было согласиться. Но сегодня в первый раз понял, что сделал правильный выбор». Исаак Калина вспомнил и то, как он пошел на апелляцию  по  результатам экзамена по  математике: «Это было в два ночи, апелляция длилась полтора часа, за это время преподаватель так подробно со мной поговорил, что я, наверное, в тот момент очень хорошо понял суть предмета». Эти слова полностью относились    к поддержке  выступления одного из учителей о том, что апелляция должна быть продолжением учебного процесса. Исаак Иосифович  не согласился с опасениями экспертов, что из-за значительного повышения баллов на апелляции  их могут наказать: «За четыре года мы уволили нескольких директоров и учителей за то, что они помогали в организации списывания на экзамене, но я не помню, чтобы мы хотя бы обсуждали, что кто-то кому-то несправедливо повысил баллы на апелляции. Скажет федеральная комиссия, что  эксперты зря повысили баллы,  укажет на их ошибки, даже исключит  кого-то из комиссии,  что ударит по профессиональному самолюбию. Но, я думаю, удар по профессиональному самолюбию – меньшая потеря, чем удар по человеческому самолюбию. У нас, по-моему, всегда должен действовать принцип: все сомнения  решаются в пользу ученика, так что не надо бояться повышать баллы, если на то есть основания». Не согласился министр и с утверждением, что  баллы по ЕГЭ в Москве   снизились по сравнению с прошлым годом, что результаты московских школьников нужно сравнивать с результатами в отдельных городах: «Баллы ЕГЭ по литературе в Москве не рухнули. Результаты  имеет смысл сравнивать только по России. Я берусь утверждать, что в сравнении с Россией баллы в Москве не снизились. Невозможно так создать контрольно-измерительный материал, чтобы результаты были идентичны год от года. Безусловно, я хочу, чтобы баллы в Москве были выше, но при этом я хочу, чтобы все 750 тысяч выпускников России,  в том числе 50 тысяч московских,  получали их  честным путем. Мне кажется, что в этом году это удалось. Поэтому спасибо всем, кто работал на едином государственном экзамене». Особая часть выступления  Исаака Калины была посвящена качеству преподавания литературы в школе: «Меня очень расстроила фраза одного из выступающих, что учителя учат детей при написании сочинений «соответствовать критериям оценки». Боюсь, что она близка к правде. Но какой еще предмет, если не литература, может сформировать некое чувство свободы в человеке? Нельзя  делать так, чтобы ЕГЭ менял сущность литературного образования в школе. Тогда, может быть, мы сможем избавиться от фразы, что «Пушкина для меня убил не Дантес, а Марья Ивановна». Нужно сделать литературу живой». Исаак Калина обещал учителям и членам предметной комиссии рассмотреть все  предложения, высказанные в ходе дискуссии, в частности, предложение об отмене апелляции  при многократной сдаче ЕГЭ, так как  единый госэкзамен по литературе всегда будет ахиллесовой пятой итоговой аттестации, сказал, что необходимо   знакомить  педагогов с системой критериев для оценки работ. Особое внимание Исаак Иосифович уделил внутренней диагностике знаний учеников: «Канат проверяют четырехкратным весом. Свои внутренние контрольные  работы  школы  должны проводить в условиях более жестких, чем ЕГЭ». Завершил свое выступление Исаак Калина   обещанием рассмотреть предложение об учете работы учителей  в предметной комиссии  при прохождении аттестации, проводить раз в месяц открытые заседания предметных комиссий, сформировать состав предметных комиссий к 15 сентября.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту