Это занятие предполагает изучение и обсуждение важной и актуальной темы, посвященной дальнейшему существованию двух мегасистем – Востока и Запада. Занятие по своей структуре является интерактивным, в нем использованы такие методы, как работа в группах, составление коллажа, мини-дискуссия, ролевая игра, работа с отрывками стихотворений, с текстом учебника. Итоговое обсуждение будет посвящено обсуждению возможности создания глобальной цивилизации, учащиеся смогут составить собственное мнение о том, является ли создание глобальной цивилизации далеким, туманным, даже не реальным будущим или интеграционные процессы изменят мир уже в ближайшее время…
После занятия учащиеся смогут:
объяснить термины – цивилизация, мегасистема, глобализация;
выделить, в чем состоят особенности двух мегасистем Восток – Запад;
определить общие задачи и проблемы, решение которых зависит и от Запада, и от Востока;
сделать вывод об общемировом значении культур Запада и Востока;
составить и проанализировать коллаж;
преобразовывать текст и делать выводы на основе предложенного текста;
обсудить вопрос о возможности создания глобальной цивилизации;
развивать навыки работы в группе, участия в дискуссии, составления и объяснения коллажа, работы с текстом.
I этап. Прочитайте отрывок из известного стихотворения английского поэта и писателя Джозефа Редьярда Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола Божия
В день Страшного суда…
Задайте следующие вопросы:
1. О каких мегацивилизациях, мегасистемах идет речь в этом стихотворении?
2. Какова точка зрения автора о возможности создания единой цивилизации?
II этап. Объявите цель занятия:
определить особенности двух мегасистем и интеграционные процессы, сближающие мегасистемы – Восток и Запад;
сделать вывод о возможности и целесообразности создания в будущем единой цивилизации.
III этап. Информация может быть предоставлена разными способами.
1. В виде мини-лекции учителя «Особенности мегасистем – Восток, Запад.
2. В виде самостоятельной работы учащихся. Для этого разделите учащихся на 4 группы. Так как тема касается Востока, то для того чтобы разделить учащихся на группы, используйте «Восточный гороскоп». Учащиеся получают карточки, на которых написаны названия знаков зодиака, на столах лежат названия стихий, к которым относятся эти знаки.
IV этап. Интерактивное упражнение с использованием ролевой игры «Непутевые заметки: Восток, Запад». Для выполнения интерактивного упражнения можно использовать те же группы, на которые был разделен класс:
Задание для 1-й группы:
1) сделайте коллаж: «Мое представление о Востоке – непутевые заметки»;
2) для эффективной работы распределите следующие роли в группе: «художник», «идеолог», «аналитик».
«Идеолог» – определяет общую идею, которую будет отражать коллаж, например, Восток может быть представлен в виде «здания», подумайте, что будет его основанием, насколько оно будет прочным, что вы поместите в основной части и что будет наверху.
«Художник» – воплощает предложенные идеи, используя картинки, и дополняет их рисунками.
«Аналитик» – дополняет коллаж философским содержанием и готовит презентацию коллажа.
Задание для 2-й группы:
1) сделайте коллаж: «Мое представление о Западе – непутевые заметки»;
«Идеолог» – определяет общую идею, которую будет отражать коллаж, например, Запад может быть представлен в виде «здания», подумайте, что будет его основанием, насколько оно будет прочным, что вы поместите в основной части и что будет наверху.
Задание для 3-й группы:
Участники группы будут выступать в роли «глобалистов»:
– нарисуйте схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, которые способствуют глобальной интеграции.
Задание для 4-й группы:
– необходимо вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем «глобальными», изобразите их в виде схемы; подумайте, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы?
Презентация коллажей и подведение итогов работы 1,2,3,4-й групп можно провести двумя способами:
1. Работу представляют и дают объяснения сами участники групп.
2. Поменяться коллажами и попросить дать пояснение той группе, которая с этим коллажем не работала, а затем настоящие авторы дополняют или опровергают сказанное.
3. Презентацию работы группы №3,4 следует сделать после презентации группы №1,2.
Главным итогом работы групп должно быть определение особенностей каждой мегасистемы и интеграционных процессов, сближающих мегасистемы – Восток и Запад.
V этап. Предложите познакомиться с определением термина «глобализация» из учебника О.С.Сороко-Цюпы «Мир в XX веке», стр.323.
Глобализация – это комплексное, системное, растущее единство современного мира, обусловленное необходимостью решения обострившихся мировых проблем (экологическая, проблема терроризма, преодоление экономической и культурной отсталости, освоение околоземного пространства, решение мировых энергетического, сырьевого, продовольственного и других кризисов), а также и других проблем, включая соблюдение социальных, экономических и личных прав и свобод личности.
Задайте вопросы:
1. Возможно ли создание глобальной цивилизации, учитывая особенности каждой цивилизации или мегасистемы и интеграционные процессы, набирающие силу во всем мире?
2. Необходимо ли, на ваш взгляд, создание глобальной цивилизации? Обсудите «+» и «-».
Эти вопросы желательно обсудить, используя элементы дискуссии, для этого объявите следующие правила:
определите противоположные точки зрения, а также «колеблющихся», тем самым появится возможность разделить класс на три группы;
группы, имеющие противоположные мнения, готовят аргументы в защиту своей точки зрения;
во время выступления ни одна из групп не должна перебивать «соперников»;
в качестве вывода принимается мнение той группы, которая сможет убедить большее количество «колеблющихся»;
оставьте возможность оставить свое собственное мнение и не согласиться с общим выводом для отдельных учеников.
Познакомьтесь с «особым мнением» о возможности и целесообразности создания глобальной цивилизации, которое принадлежит А.Субботину – поэту, страннику, философу, гусляру, для этого продемонстрируйте его работу «Женщина – Земля» (см.приложение №5).
VI этап. Рефлексия.
1-й вариант. Попросите учащихся ответить на три вопроса письменно:
1. Задумывались ли вы над обсуждаемой темой ранее?
2. Менялось ли ваше мнение в процессе урока?
3. Появилось ли у вас желание прочитать по этой теме больше после этого занятия?
Можно порекомендовать для дополнительного чтения книги В.Овчинникова «Ветка сакуры» и «Корни дуба».
2-й вариант. Предложите продолжить часть стихотворения Р.Киплинга «Баллада о Востоке и Западе»:
Но нет Востока и Запада нет,
Нет наций, различий, границ,
Если…………………..
После того как различные варианты будут прочитаны, предложите авторский вариант:
двое мужчин, рожденных
в разных концах Земли,
Станут друг к другу лицом.
Приложение №1 (Восток).
Задание для группы №1.
Выберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Востока:
1. В основе цивилизации лежат религиозно-философские учения – даосизм, буддизм, конфуцианство.
2. Духовной основой цивилизации является христианство, под влиянием которого сформировались моральные ценности, а впоследствии этнические нормы.
3. Человек рассматривается как часть какого-либо коллектива – семьи, касты, сословия, религиозной общности.
4. Этой мегацивилизации свойственны нацеленность на изменение, переустройство, совершенствование общества.
5. Человеку отводится главенствующая роль в мире природы, он стремится покорить ее, а не покориться ей.
6. Социальный мир представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами. Существует социальная иерархия.
7. Существует сильный контраст бедности и богатства.
8. Труд оценивается не только как средство приобретения необходимых благ, но и как средство накопления богатства.
9. Ценятся такие качества характера, как целеустремленность, воля, упорство, вера в собственные силы.
10. Государству, как правило, отводится роль посредника, регулирующего общественные взаимоотношения.
11. Труд считается средством приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности, а не средством для накопления богатства.
12. Традициям, обычаям придается особое значение. Существует особое отношение к старшему поколению как хранителям мудрости.
13. С этой цивилизацией связывают такие понятия, как рыночная экономика, частная собственность, гражданское общество, демократия, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.
14. Особую роль играет государство, нередко оно становилось теократическим.
Приложение №2 (Запад).
Задания для группы №2
Выберите тезисы, которые, по вашему мнению, характеризуют особенности Запада:
12. Традициям, обычаям придается особое значение. Существует особое отношение к старшему поколению, как хранителям мудрости.
Приложение №3.
Задание для группы №3:
1. Отберите картинки, которые, по вашему мнению, отражают особенности Востока.
2. Подумайте о символическом значении отобранных вами картинок.
3. Какими еще символами можно было бы дополнить имеющийся у вас материал, который отражает особенности Востока.
Приложение №4.
Задание для группы №4:
1. Отберите картинки, которые, по вашему мнению, отражают особенности Запада.
3. Какими еще символами можно было бы дополнить имеющийся у вас материал, который отражает особенности Запада.
Приложение №5.
Рабочий лист для группы №1:
«Художник» – воплощает предложенные идеи, используя картинки и дополняет их рисунками.
Приложение №6.
Рабочий лист для группы №2:
Приложение №7.
Рабочий лист для группы №3:
– нарисуйте схему, которая будет отражать технические, культурные, экономические, политические процессы и достижения, которые способствуют глобальной интеграции;
Приложение №8.
Рабочий лист для группы №4:
– необходимо вспомнить, какие проблемы, существующие в мире, мы называем глобальными, изобразите их в виде схемы; подумайте, можно ли решить эти проблемы в рамках одной страны или мегасистемы?
Светлана ВЕТРОВА, учитель истории и обществознания, Орел
Комментарии