Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Не бойтесь проводов и кнопок. Пришло время вариативного электронного образовательного контента

Учительская газета, №17 от 26 апреля 2005. Читать номер
Автор:

Бесспорный лидер. Так решили эксперты «УГ», подводя итоги года в образовании пять лет назад. Тогда Федерация Интернет Образования стала победителем в номинации «Фирма года». В 2000-м ФИО открыла шесть центров интернет-образования для педагогов, организовала Всероссийский @вгустовский педсовет, приняла участие в проведении конкурсов «Учитель года» и «Лидер в образовании». Спустя год номинация «Фирма года» вновь осталась за ФИО. В 2001-м было уже 13 центров, причем один из них в Белоруссии. А к учителям из общеобразовательных школ прибавились преподаватели религиозных учебных заведений четырех главных конфессий России. В 2003-м и 2004 годах Федерацию снова вывел в победители проект «Поколение.ru». Все больше и больше становилось тех, кто с помощью ФИО открывал для себя путь к новым технологиям. 25 апреля Федерация Интернет Образования отпраздновала свой первый юбилей. За пять лет работы сеть учебных центров, открывшихся при поддержке ФИО, охватила почти всю Россию. О планах компании на «вторую пятилетку» мы попросили рассказать Ответственного секретаря ФИО Сергея МОНАХОВА.

Досье «УГ»Сергей Владимирович МОНАХОВ родился в Москве 13 мая 1961 года. Окончил Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет – МАДИ).Кандидат психологических наук. С августа 2000 года – Ответственный секретарь Федерации Интернет Образования. Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования.Женат, имеет сына и дочь.Увлекается восточной культурой. Занимается карате, имеет черный пояс.

– Сергей Владимирович, еще в 2000 году ФИО стала создавать центры интернет-образования. А в 2002-м появились так называемые центры дистанционного обучения, которые открывались при непосредственном участии ФИО в рамках правительственного заказа. Сколько теперь в стране таких учебных центров?

– 43 центра интернет-образования, причем один из них в Белоруссии, и 18 центров дистанционного обучения. В апреле – мае должны начать работу еще 14 центров дистанционного обучения. Как только это произойдет, можно будет говорить о том, что учебные центры есть в 64 российских регионах. Цели и задачи, техническая конфигурация центров интернет-образования и центров дистанционного обучения практически совпадают. Они создавались как подразделения либо университетов, либо институтов повышения квалификации. Сотрудники центров, как правило, – сотрудники вузов. При этом мы считаем, что и центры, и те, кто в них работает, – все это ФИО, и мы одна большая команда. И такая виртуально-реальная структура демонстрирует достаточно высокую эффективность и хорошую устойчивость, несмотря ни на какие финансовые проблемы.

В 2000-м и 2001 годах, когда все только начиналось, ФИО организовывала финансирование всех расходов, связанных с деятельностью центров. Слушателям также оплачивались проживание, питание, проезд. Правда, создавали центры мы сразу на условиях софинансирования с регионами, потому как очень скоро стало понятно: силами ЮКОСа, который выделял по 10 миллионов долларов в год, поддерживать активно разрастающуюся сеть невозможно, слишком большие затраты.

В 2003 году мы обратились к регионам с просьбой взять на себя оплату проживания, питания и проезда слушателей. И надо сказать, это вызвало понимание. Софинансирование со стороны регионов за пять лет составило минимум 10 миллионов долларов. И сегодня регионы финансируют центры из своих бюджетов. А ФИО старается сделать так, чтобы в региональных центрах были средства на оплату сотрудников. Принцип объединения усилий, в том числе и финансовых, сработал. Регионы воспринимают центры как свое детище. Они востребованы, необходимы людям, нужны системе образования региона.

– А кого сейчас больше среди слушателей: учителей информатики или других предметников?

– Еще когда проект «Поколение.ru» только начинался, мы заявили о своей принципиальной позиции. Любой учитель должен владеть информационными технологиями при подготовке и проведении уроков, в какой бы предметной области он ни работал. И по статистике получается, что среди слушателей учителя информатики составляют не более 25%.

– 75 центров – не предел? Работа по организации новых продолжится?

– Конечно, если будут продолжаться федеральные целевые программы, направленные на дальнейшее расширение сети. В этом смысле мы рассчитываем на проект «Информатизация системы образования», который ведет Национальный фонд подготовки кадров и финансируется из средств займа Мирового банка. Речь там идет уже о дальнейшем распространении сети на межмуниципальный и муниципальный уровни. А это действительно сегодня необходимо, потому что пришло время переходить от обучения к непрерывному повышению квалификации. И место, где учитель может ее повысить, должно быть максимально приближено к его рабочему месту, то есть к школе.

– В преддверии пятилетнего юбилея вы наверняка задумывались о дальнейшем развитии Федерации. Появятся ли новые проекты?

– Все эти годы самым главным для нас была организация государственно-общественной системы обучения и повышения квалификации педагогов в области информационных технологий. Но на сегодняшний день нам абсолютно понятно, что по большому счету мы свою роль выполнили. Около 180 тысяч педагогов прошло через сеть центров интернет-образования и центров дистанционного обучения. Этот процесс стал повседневным, повсеместным. Никого уже не надо убеждать в том, зачем это нужно, все понимают, как это делать. Этот процесс теперь может продолжаться и без ФИО, он доказал свою необходимость. Конечно, своей деятельностью мы придали некий импульс этому процессу. Тот же проект «Информатизация системы образования» предусматривает обучение базовой ИКТ-компетенции порядка 150 тысяч педагогов. Когда мы с коллегами стали обсуждать тему, куда нам двигаться дальше, то сделали вывод: настало время переходить от интернет-обучения, которым мы, по сути, занимались прошедшие пять лет, к реальному интернет-образованию, а это сегодня невозможно без нового образовательного электронного контента. Причем имеются в виду неоцифрованные учебники. Просто вооружить учителя компьютерным инструментарием уже недостаточно. Ему надо дать программы, материалы, методики, которые бы он использовал при подготовке и проведении уроков, чтобы он перешел к развивающему обучению, и мы реально приблизились к воплощению в жизнь того, о чем так много говорится в последнее время, что самое главное – научить учиться, и образование должно проходить через всю жизнь. Так вот для учителя образовательного контента в этом смысле на российском рынке сегодня практически нет. Есть так называемые обучающие программы для школьников, но развивающими их назвать трудно, а все остальное вообще «стрелялки» и «страшилки». Пришло время создавать не просто компьютерные программы, а содержательные электронные материалы для учителя. Подготовка учителя к уроку – процесс творческий, и это творчество должно быть обеспечено, в том числе вариативностью, то есть возможностью использовать самые разные электронные материалы, которые он сам считает для себя и своих учеников наиболее интересными и в конечном итоге полезными. Не хочу сказать, что разработкой таких электронных материалов в нашей стране никто не занимается, просто этот процесс пока слабо скоординирован по содержанию и по смыслу. Мы считаем, что у Федерации Интернет Образования сегодня есть уникальная возможность стать одной из организаций, которая начнет решать эту проблему. Учитывая наши сетевые возможности и многотысячную аудиторию учителей-профессионалов, мы можем оказать помощь разработчикам по апробации и внедрению программ. Подчеркну еще раз, что проблема эта по своей общественной значимости не менее масштабна и актуальна, чем та, которую мы начали решать в 2000 году. Поэтому, не прекращая организации процесса обучения и повышения квалификации, мы сделаем серьезный акцент на содействии разработки, апробации и внедрения новых электронных материалов, которые бы развивали творческую деятельность и учителя, и школьника.

– Информационные технологии открывают дорогу к новым возможностям. Но путь этот люди проходят по-разному. Кому-то новое дается легче, кому-то с трудом. Многие с удовольствием вспоминают время обучения в центрах. А недовольные есть?

– Можно предположить, что довольны не все, но мы с самого начала пошли по пути создания морально-психологического комфорта: светлые интерьеры, мебель и техника, и самое главное – внимательное, доброжелательное отношение к слушателям. После первого занятия обязательно проводится анкетирование, где основной вопрос – это доступность и комфортность подачи материала. Как театр начинается с вешалки, так и у нас все начинается, когда учитель только переступает порог центра. Он попадает в некую непривычную для него среду, сталкивается с непривычными для него реальностями, попадает в новое информационное поле. И мы это учитываем. Поэтому самое главное – почти домашняя атмосфера и хорошие преподаватели.

– Сергей Владимирович, а что вы посоветуете тем, кто только собирается на курсы. Скажем, чтобы добиться успеха, надо…

– …просто прийти в центр, а дальше все получится.

– А что не надо делать?

– Бояться. Не надо бояться железа, проводов и кнопок. И вообще не надо ничего бояться.

Постулаты ФИО

Современному образованию – современные учителя.

Современным учителям – современные знания.

Современные знания – через интернет-технологии.

Партнерство общества, власти и бизнеса – основа развития современного образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту