Каждому педагогу приходится сталкиваться с детской агрессией и разрешать школьные конфликты. Это следует из результатов исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ и благотворительным фондом «Шалаш». Параллельно с этим Яндекс.Учебник провел диагностику умения педагогов грамотно реагировать на вызов подростка, а также выяснил, с какими проявлениями трудного поведения они сталкиваются чаще всего, и попросил их самих оценить свои навыки. В диагностике участвовали ни много ни мало 70 тысяч учителей.
Что же на самом деле следует понимать под термином «трудное поведение»? По крайней мере, что под этим понимают авторы методики исследования? По их мнению, трудным следует считать поведение ребенка, отклоняющееся от социальных норм, то есть такое, с которым тяжело справляться взрослым.
Если брать распространенность проблем в зависимости от возраста детей, то учителя начальной школы чаще всего сталкиваются с выкриками с места (64%) и вопросами не по теме урока (64%). А вот затяжные конфликты, воровство и агрессия по отношению к педагогам не распространены, с каждым из этих проявлений трудного поведения сталкивались менее 1% опрошенных.
В старшей же школе ситуация обстоит немного иначе: выкрики с места и неуместные вопросы встречаются реже. Зато учителя чаще вынуждены справляться с игнорированием (15%), отказом от выполнения заданий (15%) и пропусками занятий (13%).
Те, кто работает с начальными классами, убеждены, что причины проявления трудного поведения у учащихся чаще всего связаны с их особенностями развития – так считают 51% опрошенных. 34% педагогов высказали мнение, что это может быть вызвано социальными условиями жизни ребенка. А 9% назвали в качестве основной причины размывание границ между реальной и виртуальной жизнью.
Любопытно, что те, кто общается со старшеклассниками, чаще всего указывают на то же самое – 42% преподавателей ссылаются на особенности развития подростков. На втором месте идут социальные условия (41%), а на третьем – стирание границ между реальным и виртуальным миром.
– Учителям приходится работать с проявлениями трудного поведения, которое вызывают часто не зависящие от них причины, – комментирует ситуацию директор по контенту Яндекс.Учебника Ирина Савицкая. – А это психологически очень тяжело, ведь не ты спровоцировал проблему, но именно тебе работать с ее последствиями. И тут очень важно принять то, что ты не в силах изменить, и работать с тем, на что реально можно повлиять. Не каждого ученика можно изменить силами одного учителя, но можно не допустить того, чтобы он пагубно влиял на остальной класс. Нельзя изменить к лучшему условия в каждой семье, но можно дать учащемуся почувствовать поддержку и опору в школе. Очень важно трезво оценить ситуацию, понять, кому и в чем ты можешь помочь.
Чтобы справляться с трудным поведением, учителям нужен комплекс знаний и навыков: им одинаково важно уметь быстро реагировать на его проявления и глубоко анализировать причины, из-за которых оно возникает.
Как известно, чтобы решить ту или иную проблему, мало понимать, что она существует, и даже мало знать, как в принципе ее можно решить. Оказывается, надо еще и понимать, что же мешает лично нам поступить правильно. Иными словами, в чем состоят наши «дефициты и западания», над которыми надо хорошенько поработать. В помощь работникам сферы образования был подготовлен тест «Работа с трудным поведением». В него вошли 18 ситуаций из жизни одного класса. Преподавателям нужно было выбрать, как бы они поступили в каждой из них.
Хороший результат (выше 50 баллов из 100) по каждой из компетенций, которые проверялись в тесте, получили 24% педагогов. Это связано с низкими результатами в разделе «Анализ причин трудного поведения»: 55% учителей получили менее 50 баллов в заданиях на это умение (табл. 1).
Хороший результат (выше 50 баллов) по четырем из пяти компетенций получили 73% опрошенных. Лучше всего учителя справляются с анализом своей работы с трудным поведением (средний балл диагностики – 75 из 100) и выстраиванием стратегии по решению этой проблемы (средний балл – 71 из 100). В заданиях на анализ причин трудного поведения средний балл учителей составляет всего 49 баллов.
– Анализ своей работы – важная часть работы учителя, – считает руководитель отдела «Взрослые» в благотворительном фонде «Шалаш» Валерий Майоров. – Этого требуют проверяющие и надзорные органы, администрация в школах. Высокие баллы по выстраиванию стратегии работы могут быть связаны с тем, что существует много педагогической литературы, в которой об этом сказано, например книги Корчака, Ушинского, Макаренко, Соловейчика и других. Кроме того, каждый педагог хорошо знаком с ФГОС, в котором прописаны важные элементы воспитательного процесса в школе. Однако о причинах трудного поведения говорится мало или недостаточно, отсюда и низкий средний показатель у учителей.
Стоит особо подчеркнуть, что навыки педагогов по работе с трудным поведением не зависят от стажа, нагрузки педагога и от того, работает он в начальной или в старшей школе (табл. 2).
Полученные результаты, правда, несколько расходятся с тем, что сами учителя думают о своих навыках и способностях. Например, преподаватели с большим стажем работы в целом оценили себя выше, чем те, у кого меньше опыта. Они переоценивают свое умение анализировать причины трудного поведения (оценка, полученная в ходе диагностики, в среднем на 15-20 баллов ниже, чем та, которую называет сам учитель) и недооценивают навык анализа работы с трудным поведением (разница между результатом диагностики и самооценкой – 10 баллов) (табл. 3).
На вопрос о том, кто помогает учителям справляться с трудным поведением школьников, большинство (67%) заявили, что они получают регулярную помощь от администрации. 15% учителей помогают их коллеги, 5% – родители или благотворительные фонды и НКО. 12% отмечают, что им приходится справляться с трудным поведением самостоятельно.
Рецепт прост по форме и одновременно труден по исполнению рекомендаций: важно не только принять свою личную ответственность за решение обозначенной проблемы, но и стремиться устанавливать четкие правила поведения, объяснять их детям и следить за их выполнением.
– Анализ причин трудного поведения нужен для того, чтобы определить возможные варианты действий для работы с этой проблемой, – констатирует Ирина Савицкая. – В ближайшее время детей, демонстрирующих трудное поведение, не станет меньше, а конфликты в классах не станут проще. Чаще всего не учитель виноват в том, что происходит, но именно ему приходится с этим работать. Поэтому самое здравое, что может сделать педагог, – это научиться эффективно работать с трудным поведением учеников: перенимать успешный опыт коллег, проходить курсы, смотреть вебинары и так далее.
А еще важно не забывать просить поддержки у администрации школ, родителей и профильных организаций.
Комментарии